Найти разумную меру А.В. ЕРАХТИН продолжает отвечать на вопросы философской анкеты «ЭФГ» (начало в № 37 «Если философия не претендует на истину – она не нужна» и №38 "Философия свободна лишь при демократии")
Достаточно ли полно и глубоко в исследовательской работе и преподавании философии используются отечественные (российские) интеллектуальные традиции? Нет ли деформации в том, как и на каких конкретных именах и идеях СМИ фокусируют общественное внимание? Если говорить об отечественной философии советского периода, то прежде всего следует опровергнуть миф, распространяемый некоторыми авторами, о том, что якобы в СССР “никакой марксистской философии как академической дисциплины не было и быть не могло”, поскольку любая философская мысль в условиях тоталитарного режима подавлялась. Безусловно, в условиях административно-командной системы, когда философия оказалась под жестким идеологическим контролем, она порой становилась служанкой политики, особенно в области, касающейся социальных проблем. Но даже в самые мрачные времена истории России существовали мыслители, свободные в своем творчестве. Далеко не все философы становились идеологическими “лакеями” власти. Многие отечественные и зарубежные авторы, исследовавшие положение философии в СССР, констатируют, что в советской философии было много достижений, которые ставят ее в русло современной мировой философии, а в некоторых областях по своему уровню она превосходила западную философию. Философы СССР принимали активное участие в международных конгрессах по логике, методологии и философии науки, их выступления собирали большие аудитории и вызывали дискуссии. Это прежде всего Б.М. Кедров. П.В. Копнин, В.С. Степин, Э.В. Ильенков, А.И. Уемов, В.А. Смирнов, Б.С. Грязнов, Г.П. Щедровицкий и т.д. В 1975 году был издан специальный номер известного философского журнала “Revue internationale de philosophie”, полностью посвященный разработке проблем логики и методологии науки в СССР. Известный философ и логик В.Ф. Асмус был членом Международного института философии в Париже. П.В. Копнин успешно выступал с лекциями в США и странах Западной Европы, он один из первых в советской философии поставил проблему природы и специфики философского знания, многое сделал для укрепления союза философии и естествознания. В.П. Тугаринов впервые в советской философии стал разрабатывать проблемы онтологии и аксиологии. Значительный вклад в отечественную и мировую философию внес Д.И. Дубровский. Его работы, получившие признание у специалистов, посвящены исследованию проблем сознания и мозга, соотношения сознания и бессознательного, проблеме идеального. В период “хрущевской оттепели” в СССР происходили острые дискуссии по принципиальным проблемам марксистской философии и были созданы различные модели или варианты философии диалектического материализма. Наиболее совершенная его модель была представлена в работах В.Л. Акулова, который построил логически непротиворечивую систему философского знания на основе принципа материалистического монизма. Он, в частности, дал новое онтологическое определение материи как субстанции, показал, что атрибуты материи (движение, пространство, время, мышление) не существуют, а являются способом ее существования, по-новому решил ряд принципиальных вопросов философского знания. Исторически сложилось так, что именно отечественные философы советского периода сосредоточили свои лучшие силы на разработке марксистской философии. Даже ее идеологические противники вынуждены признать, что материализм как философское направление получил наивысшее развитие в России именно в советский период ее истории. Вклад российских мыслителей в развитие отечественной и мировой философии наглядно представлен в энциклопедическом философском словаре П.В. Алексеева “Философы России XIX – XX столетий” (М., 2002). Но уникальность современной ситуации в России состоит в том, что многие достижения отечественных философов остаются неизвестными широкому кругу читателей и даже философам. Поэтому, к сожалению, нет оснований говорить о том, что эти достижения достаточно полно используются в исследовательской и преподавательской работе. Безусловно, имеются деформации в освещении вклада отечественных философов в развитие русской и мировой культуры. СМИ фокусируют общественное внимание на философах идеалистической или религиозной направленности. Но, как уже отмечалось в печати, сегодня самые популярные в мире философы – это не представители русского религиозного Ренессанса начала XX столетия, а мыслители, разрабатывавшие в это время свои концепции в СССР. Это прежде всего М.М. Бахтин, А.А. Богданов, А.Ф. Лосев, Л.С. Выгодский, В.И. Вернадский. В новых словарях по русской философии искажается и всячески умаляется творческий вклад в развитие отечественной философии таких выдающихся русских философов-материалистов, как А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и других, зато поднимаются на щит различного рода религиозные деятели, даже те, которые, собственно говоря, не выдвигали никаких философских концепций. Полки книжных магазинов забиты религиозной, идеалистической и различного рода антинаучной литературой, а библиотеки, даже областные, теперь не имеют обязательного экземпляра и лишены права приобретать понравившуюся литературу. Зато религиозная литература, причем не только отечественная, но и зарубежная, издается большими тиражами и распространяется бесплатно. Яркой иллюстрацией этого являются три солидных тома под общим названием “Мировоззрение”, подготовленные английскими авторами – теологом Д. Гудингом и философом Д. Ленноксом. Эти книги, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов, рассылались бесплатно не только по библиотекам, но и по философским кафедрам вузов. Идентифицируете ли вы себя с определенной философской традицией (школой)? Если да, то как вы сочетаете объективность рассмотрения проблем с вашими собственными философскими предпочтениями? Исходя из всего вышеизложенного, ясно, что я отдаю приоритет марксистской философии, которая, как известно, является продолжением и обобщением лучших достижений мировой философии. Многие признанные авторитеты западной философии XX века (Ж.-П. Сартр, К. Поппер, Э. Фромм, А. Гелен, М. Хайдеггер, К. Ясперс и другие) дают высокую оценку ее вклада в развитие мировой философской мысли. Потуги отечественных критиков материалистического мировоззрения, как показала жизнь, оказались совершенно бесплодными, ничего принципиально нового противопоставить марксистской философии они так и не смогли. Отрицая научный статус философии, они предлагают отойти от ее классических традиций и заняться изучением и пропагандой разнообразных течений западной философии прошлого века, таких как феноменология, позитивизм, постмодернизм и др. Но известно, что сами эти философские направления изменчивы и логически противоречивы и целостного мировоззрения они дать не могут. Государственный стандарт ориентирует на плюралистическую модель образования, на знакомство студентов с различными направлениями мировой философской мысли. И это правильно. Дело в том, что любая философская система, в том числе и марксистская, не лишена недостатков и не является истиной в последней инстанции. Можно констатировать, что на сегодняшний день философия диалектического и исторического материализма является единственной целостной философской теорией, в рамках которой только и возможна научная картина мира, сводящая воедино философские знания о природе, обществе и человеке, но она дает все-таки черно-белое отражение действительности. Поэтому необходимо знакомить студентов и с другими философскими системами. Но, познакомившись, например, с философией психоанализа З. Фрейда, мало кто согласится с его главной идеей, что энергия полового влечения “либидо” определяет все стороны человеческой жизни, объясняет происхождение морали, искусства и самого человеческого общества. Но Фрейд поставил очень важную философскую проблему, проблему отношения сознания и бессознательного, и дал очень тонкий анализ психики и поведения человека, что всегда вызывает интерес у студентов и делает их мировоззрение более разносторонним. То же самое можно сказать о философии позитивизма, экзистенциализма, неотомизма, феноменологии. Таким образом, знакомство с различными философскими системами для формирования целостного и многоцветного мировоззрения необходимо, но, как известно, плюрализм несет в себе опасность эклектики, а это не может не сказаться самым негативным образом на целостности и логической стройности базового курса философии. Кроме того, в Законе об образовании РФ говорится, что главной задачей всякого образования является формирование у обучающегося “картины мира, адекватной современному уровню развития науки”. Что же делать в этой ситуации? Я полагаю, что при изложении студентам философии должна быть найдена разумная мера соотношения монизма и плюрализма, курс философии должен быть не простым изложением содержания различных философских учений, а синтезом лучших достижений мировой философской мысли, основу которого составляет материалистическая концепция философии (см.: Ерахтин А.В. Проблема монизма и плюрализма в преподавании базового курса философии // Проблема преподавания философии в высшей школе. М., 1996). Всё это, на мой взгляд, поможет подготовить студентов к грамотному мировоззренческому выбору.
Арнольд Валентинович ЕРАХТИН, доктор философских наук, профессор, действительный член Академии социальных наук ИВАНОВО |