БЛИЖНИЙ ВОСТОК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ГЛОБАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (часть 5)
ТЕГЕРАНСКОЕ ВРЕМЯ: РЕЛИГИЯ + НАУКА Итак. Из ближневосточных проектов нам осталось рассмотреть только один, иранский. Современный Иран является наследником одной из древнейших цивилизаций на планете. Уже в VI–V веках до нашей эры персидская империя Ахеменидов стала крупнейшим по территории государством древности, включавшим в себя территории современных Ирана, Турции, Сирии, Ирака, Египта и большую часть Средней Азии. После длительного упадка, связанного с противостоянием тогдашнему Западу: вначале завоеваниям Александра Македонского, а затем – Римской империи, второй расцвет персидского царства пришелся на эпоху Сасанидов, когда государство было восстановлено до размеров Ахеменидской державы. В период от Ахеменидов до окончания правления Сасанидов, то есть примерно с 563 года до нашей эры (восшествие на престол Кира I) и по 651 год нашей эры, когда последний из Сасанидов Йездигерд лишился престола, персы в основном исповедовали зороастризм, который, возможно, являлся первой развитой и системной монотеистической религией на Земле. Затем последовали арабские завоевания, принятие ислама, долгие века борьбы персов за освобождение от разнообразных завоевателей, среди которых были арабы, тюрки, монголы и турки-османы. Окончательно независимость Ирана-Персии была восстановлена при Сефевидах (1501–1772 гг.), при них же основная часть населения Ирана окончательно приняла свою нынешнюю религию – шиитский ислам. В XIX–XX веках Иран был отсталой и всё больше деградирующей, хотя и независимой страной, которая, однако, нередко попадала в неоколониальную зависимость. Например, в 1918–1922 годах территория Ирана была оккупирована Великобританией, а в 1941–1949 годах войсками союзников по антигитлеровской коалиции: на юге – британцы, на севере – войска СССР. Это была реальная оккупационная операция союзников, сопровождавшаяся военными действиями и человеческими жертвами. Об операции «Согласие» (проводилась с 25 августа по начало сентября 1941 года) сейчас не любят вспоминать ни в Лондоне, ни в Москве, ибо она хотя и была вызвана понятными военно-стратегическими соображениями (союзники боялись, что контроль за нефтяными богатствами Ирана получит нацистская Германия), но всё же представляла собой вопиющий образец нарушения международного права в виде агрессии против невоюющей страны. Советский Союз держал свои войска в Северном Иране до мая 1946 года после угрозы американцев начать ядерную бомбардировку СССР. Англо-американские части находились намного дольше, прикрывая деятельность Англо-Иранской нефтяной компании. На территории, занятой советскими войсками, вплоть до их вывода, существовали непризнанные государственные образования, поддерживаемые Советским Союзом, – Мехабадская республика (курдская) и Южный Азербайджан. Новый виток развития Ирана начался в 1979 году, когда в стране произошла исламская революция и к власти пришел аятолла Хомейни. В исламской революции в ее иранском варианте причудливо сочетался возврат к теократии, что по европейским меркам является регрессом, с элементами национально-освободительной и буржуазно-демократической революций. Внутреннее государственное устройство Исламской Республики Иран (ИРИ) крайне своеобразно и не имеет аналогов. В нем продолжается синтез элементов демократии и исламской теократии. Этот эксперимент сочетание можно считать частью фирменного вклада ИРИ в современное социальное развитие. «Главой государства является Высший руководитель, он же Рахбар – верховный главнокомандующий вооруженными силами Ирана, руководитель военной разведки. Высший руководитель назначает людей на ключевые посты в государстве: председателей судов, руководителя полиции и командующих всеми родами войск, а также шестерых из двенадцати членов Совета стражей конституции. Высший руководитель избирается Советом экспертов и подотчетен ему. Вторым по значимости должностным лицом в Иране является президент. Президент является гарантом конституции и главой исполнительной власти. Решения по ключевым вопросам принимаются только после одобрения Высшего руководителя. Президент назначает членов Совета министров и координирует работу правительства. Десять вице-президентов и 21 министр правительства утверждаются на пост парламентом. Хотя президент назначает министров обороны и разведки, кандидатуры должны быть заранее одобрены Высшим руководителем. Президент избирается прямым всенародным голосованием на четырехлетний срок. Кандидаты в президенты должны быть предварительно одобрены Советом стражей. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом – Меджлисом. Меджлис состоит из 290 членов, избираемых всенародным голосованием на четырехлетний срок. В обязанности парламента входит разработка законопроектов, ратификация международных договоров и составление бюджета. Все кандидаты в депутаты Меджлиса также утверждаются Советом стражей. Совет стражей конституции состоит из 12 членов, 6 из которых назначает Высший руководитель. Остальные 6 членов назначаются парламентом по представлению председателя Верховного суда. Совет стражей утверждает кандидатов на ключевые посты, в том числе кандидатов в президенты, члены правительства и парламента. Основная обязанность Совета – проверка законопроектов на соответствие исламскому праву. В случае если имеются разногласия с шариатом, законопроект отправляется на доработку. Кроме того, Совет имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса. Совет целесообразности разрешает спорные вопросы, возникающие между Меджлисом и Советом стражей. Совет целесообразности является также совещательным органом при Высшем руководителе. Председатель Совета – бывший президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани – личный советник Рахбара. Совет экспертов состоит из 86 представителей исламского духовенства и собирается на неделю каждый год. Совет экспертов избирает Высшего руководителя и имеет право сместить его с должности в любое время (хотя такого прецедента еще не было: нынешний Высший руководитель, Али Хаменеи, всего второй в истории страны, тогда как первый, Хомейни, скончался будучи еще на посту). Заседания Совета носят закрытый характер. Члены Совета избираются всенародным голосованием на восьмилетний срок. Органы местного самоуправления присутствуют во всех городах и деревнях Ирана и избираются всенародным голосованием на четырехлетний срок. Городские (сельские) советы выбирают мэра, следят за работой чиновничьего аппарата, отвечают за развитие образования, медицины, жилищно-коммунального хозяйства и прочие бытовые вопросы. Впервые выборы в местные советы прошли в 1999 году. Так как деятельность советов носит исключительно административно-исполнительный характер, кандидаты в члены совета не нуждаются в утверждении Советом экспертов. Судебная система состоит из Народного суда, занимающегося гражданскими и уголовными делами, и Революционного суда, в компетенцию которого входят особые преступления, в том числе против государства. Вердикт Революционного суда не подлежит апелляции. Кроме того, существует особый Духовный суд. Решения этого суда также не подлежат обжалованию, он действует отдельно от общей судебной системы. Высшей инстанцией Духовного суда является Рахбар. Он также назначает и председателей Народного и Революционного судов» (цит. по статье «Иран» в Википедии). При этом, несмотря на реально работающий институт выборности, существуют и серьезные ограничения: не мусульмане не могут занимать некоторые высшие государственные посты. Также имеются некоторые гендерные ограничения, хотя, к примеру, в Иране женщины могут получать высшее образование, быть избраны в парламент и занимать некоторые государственные должности. Например, до конца декабря 2012 года пост министра здравоохранения ИРИ занимала Марзие Вахид Дастжерди. На данный момент Иран находится в такой внешнеполитической ситуации, которая априори предполагает перевес негативного реагирующего проектирования на внешней арене над позитивным. Иран является субъектом достаточно серьезного внешнеполитического конфликта (временами ставящего страну на грань большой войны), в котором он противостоит странам Запада, прежде всего США и Израилю. Основными причинами противостояния является ядерная программа ИРИ и позиция Ирана по поводу существования государства Израиль. (Иран официально не признает Израиль. В официальных заявлениях иранского МИДа Израиль именуется «сионистским режимом». Некоторые иранские официальные лица не раз заявляли о том, что Израиль в его нынешнем виде должен прекратить свое существование.) Взятые по отдельности две эти причины, возможно, и не производили бы столь сильного воздействия на противостоящую сторону, но, соединившись, вместе они представляют собой гремучую смесь, таящую угрозу развития событий по непредсказуемому варианту. В рамках данного противостояния иранский внешнеполитический проект является в основном реагирующим. То есть отвечающим на вызовы, или, можно сказать по-иному, играющим в игру тех, кто сформировал данный проект. В этом смысле современные внешнеполитические действия Ирана, такие как поддержка Сирии и организаций типа «Хезболла», в основном вызваны необходимостью продолжать противостояние, целесообразность которого не всегда очевидна. Впрочем, сама Исламская революция в каком-то смысле была реакцией на чрезмерную вестернизацию страны, которая осуществлялась при шахе Реза Пехлеви (1941–1979 гг.). Вторым крупным направлением является противостояние с лидером арабского мира – Саудовской Аравией, которое обостряется внутриконфессиональным суннитско-шиитским противостоянием. В этом противостоянии Иран выглядит скорее стороной, предлагающей некоторые конструктивные варианты развития, носителем прогресса, а Саудовская Аравия – всемирным центром реакции. Если говорить о сути иранского проекта, то он, конечно, не почвенный. И не претендует на окормление арийских народов или объединение земель, на которых когда-либо проживали арийские (индо-иранские) племена. Напомним, что к таковым в древности относились хетты (территория современной Турции), скифы (юг современной Украины), сарматы (Нижнее Поволжье), бактрийцы и согдийцы (Средняя Азия). В настоящее время ареал обитания индо-иранцев охватывает территории современных Ирана, Афганистана, Таджикистана, Пакистана, Индии, Бангладеш. К индо-иранцам относятся также курды, ныне рассеянные по многим государствам Ближнего Востока. Впрочем, не исключено, что со временем у индо-иранских народов появятся и собственные интеграционные проекты. Тем не менее суть иранского проекта, на взгляд автора, сегодня состоит в попытке соединить достижения научно-технической революции с глубокой религиозностью. Причем соединить не просто механически, потребительски пользуясь достижениями западной науки или покупая технологии или ученых, а попытаться воспитать собственных творцов научных теорий и технологий, при этом сохраняющих веру в Бога. В христианском мире подобная система отношений существует и эффективна только в протестантских странах. Автор считает, что это произошло прежде всего потому, что именно в протестантских странах за счет развития политической демократии и религиозной толерантности был легитимизирован научный атеизм и обеспечена относительная свобода научного поиска, за счет чего наука сделала колоссальный скачок вперед. В настоящее время согласно конституции ИРИ, помимо ислама, признаются только три религии: христианство, иудаизм и зороастризм, верующие всех остальных религий (буддисты, бахаи и др.) считаются «незащищенными неверными», они не могут быть представлены в парламенте и не обладают практически никакими юридическими правами. То же относится и к атеистам. Однако существуют и другие точки зрения, которые утверждают, что именно соединение науки с верой является правильным путем в будущее. Как бы то ни было, для мира ислама такая постановка вопроса является если не откровением (на рубеже X тысячелетия уровень науки в исламских странах был заметно выше, чем на Западе), то достаточно хорошо забытым прошлым. Иран пытается быстро идти по этому пути. Если Турция пока предлагает миру ислама достаточно банальную вестернизацию в соединении с этническим интеграционным проектом, Саудовская Аравия – возвращение в средневековое прошлое, то Иран, по меньшей мере, экспериментирует по отысканию собственной дороги в будущее для всего мира ислама. Алексей Петрович ПРОСКУРИН
|