Главная       Дисклуб     Наверх  

 

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ И БЕССМЕРТИЕ

 

 «По моему глубокому убеждению, одной из существенных причин поражения (уверен, временного), которое потерпела левая идея в нашей стране в 1991 году, стало отсутствие в мировоззрении материалистической концепции индивидуального бессмертия, альтернативной существующим религиозным концепциям.

Поясню. Любая религия (а число верующих на планете Земля в разы превышает количество атеистов) обещает своим адептам личное бессмертие души. В любой религиозной концепции личность работает во имя собственной вечности. В сравнении с этим 75–85 лет, предлагаемых любым, пусть самым возвышенным материалистическим мировоззрением, не так уж много, не правда ли? Иначе говоря, мотивационный потенциал двух мировоззрений, если рассматривать его с точки зрения фактора времени, несравним.

Я убежден, что включение глубоко и всесторонне проработанной материализмом идеи преодоления смерти как высшей из несвобод и главной из несправедливостей в целевую функцию левого мировоззрения есть более правильный ответ на те мировоззренческие вызовы из прошлого, которые представляют собой религиозные концепции…

…Существующие методы фиксации сохранения личностного «я» (видео- и аудиозаписи, медицинские и биометрические показатели, личностные документы: сочинения, дневники, письма, выступления и пр.), вообще говоря, уже сейчас позволяют говорить о доступности потребных объемов информации…

Этот вариант мечты о бессмертии выглядит ничуть не хуже религиозных, с их бессмертием души, которого никто еще никогда не видел. Это уж как минимум. И конечно, работа над этим Большим Проектом создаст колоссальное количество рабочих мест и вызовет к жизни массу новых профессий, которые мы, возможно, не можем сейчас себе даже вообразить».

 

А.П. Проскурин

«Обретение концептуального превосходства»,

«ЭФГ» № 1, 2005 г.

 

 

1. Введение

Теория марксизма-ленинизма – мощный инструмент практики в познании и преобразовании мира и общества. Теория марксизма-ленинизма (МЛ) состоит (пока) из четырех разделов:

- диалектический материализм;

- исторический материализм;

- политическая экономия;

- научный коммунизм.

Развитие теории МЛ можно и необходимо проводить в тесной органичной взаимосвязи всех четырех направлений. При этом определяется главная цель на данном историческом этапе – Цель Коммунизма, для достижения которой указываются пути развития каждого из четырех направлений.

 

2. Научный коммунизм

2.1. Определение Цели Коммунизма.

В рамках этого раздела дается новое определение понятия «Коммунизм», которое является дальнейшим уточнением старого понятия, данного в Программе КПСС (1986 г.) и выглядевшего в следующем виде:

«Коммунизм – бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе со всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающихся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям”. Коммунизм – это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа».

Необходимо обратить внимание на то, что в этом определении общественно-экономическая формация «Коммунизм» представлена в статичном состоянии, без временных рамок и без дальнейшей цели. Такое стационарное понятие коммунизма вырабатывалось исторически на протяжении многих десятилетий и явилось на своем историческом этапе итогом долгожданной мечты человечества о гуманном и гармоничном обществе. В настоящий момент, после большого опыта построения социализма в мировой системе социализма, с учетом достижений и ошибок реального социализма, можно и необходимо развивать сам подход к определению новой формации, в котором стационарное и статичное (точнее, медленно эволюционирующее) состояние формации является уже не целью, а практическим гуманным условием и инструментом для достижения следующей цели развития общества.

Как видно из смысла приведенного выше предыдущего определения коммунизма, главная мысль в нем – гуманное отношение к каждому человеку, возможности его высококачественной осмысленной жизни в умном, сплоченном и динамичном сообществе. В таком случае так прямо и надо сказать, что самым известным сейчас горизонтом в решении задачи по радикальному улучшению жизни человека является следующая цель: принципиально резкое усиление его физических, моральных и интеллектуальных возможностей на основе развития вида человека в гуманистическом направлении и улучшения условий обитания.

2.2. Этапы достижения Цели Коммунизма.

Такая цель включает в себя следующие моменты.

I. Первый начальный этап достижения резкого увеличения продолжительности жизни человека. Раньше это ошибочно называли физическим бессмертием. Целесообразнее будет вначале уточнить саму правильную постановку проблемы. В первом приближении это может иметь примерно такую формулировку.

Начало последовательных этапов достижения физического бессмертия сознания разумного существа, что включает в себя научное определение, нахождение и целенаправленное изменение материальных носителей сознания в физическом теле.

Почему-то в среде материалистов избегается прямо ставить проблему физического бессмертия человека. Возможно, существует психологическое давление тысячелетнего влияния религиозных конфессий, которые «застолбили» решение этой проблемы в виде гипотетической трансцендентной потусторонней жизни после смерти. Только иногда ставился вопрос о бессмертии человека с помощью научного подхода,  например русским религиозным мыслителем Н.Ф. Фёдоровым на рубеже XIX–XX столетий, сделавшим шаг в направлении «материализации» христианской религии для победы над смертью, в том числе воскрешение ранее живших людей, с помощью науки.

В мире существует много причин гибели живых организмов: гибель из-за болезней, травм, старения; природные катаклизмы (ураганы, землетрясения, цунами, мороз, жара, засуха, наводнения, молнии, извержения вулканов); космические явления (космические излучения, столкновения Земли с громадными телами); негативные последствия экологических и техногенных ошибок (аварии на атомных электростанциях, выброс в атмосферу, почву и воду вредных веществ); антигуманная агрессия (войны, убийства, эксплуатация).

Главная задача этого первого этапа – на научной основе определить оптимальное соотношение вкладывания материальных, человеческих и научно-технических ресурсов для преодоления перечисленных причин гибели живого. В качестве примера необходимости оптимальности можно привести такой гипотетический случай: увеличение финансирования только на медицинские и биофизические исследования, но без увеличения на экологические затраты или на отведение угрозы возможного столкновения с гигантским астероидом все равно приведет к гибельным последствиям.

II. Второй этап – собственно Программа развития вида человека. Исторически вид человека появился эмпирически, так же как и другие виды живых организмов, согласно современному дарвинизму, на основе современного варианта синтетической теории эволюции (СТЭ), когда случайные точечные мутации ДНК генофонда (микроэволюция) и перенос крупных частей ДНК между дальними видами (макро- и мегаэволюция) закреплялись естественным отбором во вполне конкретных природных условиях. Так образовался человек таким, как он есть: одна голова, одно туловище, две руки, две ноги, один мозг, низкая продолжительность жизни… Физические и умственные возможности человека имеют свои границы.

Программа развития вида человека может включать в себя осознанное изменение генов, которое приведет к кардинальному расширению границ возможностей человека: продление активной без болезней жизни человека до n х 100 лет (n = 1, 2, 3…), дыхание в воде, передвижение по воздуху, расширение спектрального диапазона зрения, резкое усиление деятельности мозга, регенерация органов, изменение функций, формы и размеров отдельных органов, создание новых типов органов для новых возможностей и т.д. При этом не исключена будет необходимость обходить эволюционные запреты, существующие в живой природе в силу как раз эмпирического характера очень длительной эволюции.

Значительной положительной предпосылкой перед началом такой Программы должен стать перевод на профилактический здоровый образ жизни каждого человека. Это предполагает целевую спецпрограмму пропаганды здорового образа жизни на уровне мировоззрения. Внедрение профилактической медицины, регулярные (каждый день) физические аэробные нагрузки с учетом возможностей человека и его склонностей к определенным видам аэробных тренировок, сбалансированное питание, оптимальная профессиональная работа и досуг. Примеры аэробных нагрузок: длительный непрерывный бег, плавание и т.д. в оздоровительном темпе по принципу «регулярно, медленно и много». Внедрение такого комплекса позволит в короткие сроки значительно укрепить здоровье народа и увеличить продолжительность активной жизни.

Для реализации главной Программы необходимо будет вначале правильно научно поставить вопрос о регулировании народонаселения с временным учетом соотношения по расовым и национальным критериям. Это позволит оперативно решать проблемы питания, территории, энергии и т.д. Временный характер в этом случае подразумевает сближение рас и создание единой расы при развитии вида человека путем генетической инженерии и аналогичных ей технологий. Также, по-видимому, целесообразно будет разработать и внедрить на массовом уровне единый естественный язык общения для кардинального облегчения культурных, научно-технических и бытовых контактов. В истории уже была попытка создания международного естественного языка эсперанто в 1887 году (создатель проекта – польский врач Людвик Заменгоф). Возможно, целесообразно будет использовать опыт неопозитивизма в изучении и конструировании естественного (языка общения) и искусственных языков формальной, математической и лингвистической моделей логики для создания наиболее оптимального единого естественного языка. Создание единой расы и языка должно снять существующие при капитализме расовые и националистические предубеждения.

III. Третий этап – значительные продвижения в преодолении остальных, перечисленных выше причин гибели живых существ.

Особо надо отметить гуманистическую направленность таких поэтапных программ новой общественно-экономической коммунистической формации и главной цели. Ведь подход буржуазной идеологии всегда был направлен на создание элиты и обслуживающего ее плебса. В случае создания предпосылок к очень большому активному долголетию буржуа будут или стремиться к долголетию в своем классе, или создавать «бессмертных» рабов, или еще что-нибудь в этом смысле. Теория и практика антропологического гуманизма коммунизма постоянно будут нуждаться в развитии, в чутком неослабевающем внимании со стороны общества к созданию Человека – гуманиста, коллективиста, творца, первопроходца.

Для выполнения поставленной в разделе «Научный коммунизм» Цели Коммунизма необходимо определить взаимосвязь и развитие остальных трех направлений теории МЛ.

 

3. Диалектический материализм

Поставленная Цель Коммунизма естественно ведет к такому развитию направлений самой философии МЛ, когда также будет происходить их все большая связь. Более того, для лучшего использования усложняющихся направлений диамата и увеличения скорости применения на практике выводов и результатов теории, возможно, необходимо будет создавать специфический математический аппарат не только в области логики, но и в других областях философии, согласно известному выражению «настоящая наука начинается тогда, когда в ней начинается применение математики», но, в данном случае для философии, весьма специфической математики.

3.1. Онтология.

3.1.1. Законы онтологии.

В любой области науки исторически выводится группа законов, которая отражает наиболее фундаментальные свойства развития в этой области. Принято считать такой группой в онтологии (если применять теорию развития как в онтологии, так и в гносеологии) диамата три известных закона: 1) закон взаимосвязи качества и количества; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицании отрицания. Однако почему только эти три закона определяют наиболее фундаментальные характеристики материального мира? Выделение только этих трех законов на своем историческом этапе сыграло свою положительную роль. Но ведь ничего не бывает метафизически постоянным, в том числе и качество и количество этих нескольких законов. Например, необходимо было в эту группу с самого начала вводить «Закон диалектизма материального мира», ведь вывод о развитии (диалектизме) мира является самым главным фундаментальным законом, а не просто свойством, к которому философия шла еще с Древней Греции. И этот почему-то не утвердившийся в качестве закона диамата диалектизм материального мира вошел в ежедневную практику настоящего диалектического материалиста практически на уровне условного рефлекса. Причем этот закон диалектизма материального мира также с течением времени не останется застывшей абсолютной истиной, а должен будет развиваться и отражать «векторные» направленности и «скорости» диалектизма мира.

Далее, закон единства и борьбы противоположностей явно нуждается в дальнейшем диалектическом развитии и уточнении. Несколько примеров для подтверждения этого.

Любая отрасль науки перед получением своих положительных результатов многократно заходит в тупики – противоречия, при разрешении которых появляются новые теоретические модели, реализуемые после этого в эксперименте. Более того, иногда возникают конкурирующие научные модели. При этом устанавливаются два факта внутри созревания каждой новой модели: наличие старых экспериментальных данных и накапливание экспериментальных данных новой научной модели. Общий результат следующий: результаты новой модели вступают в противоречие со старой моделью, но для полного разрешения этого противоречия необходима некая критическая «масса» новых экспериментальных данных, внутри этой «массы» все новые экспериментальные данные являются положительным дополнением друг для друга. Кроме этого, часто значительная часть данных старой модели спокойно вписывается в новую модель, то есть отнюдь не вступает с ней в противоречие, а активно работает на ее подтверждение. Таким образом, для общего движения вперед необходимо не одно только противоречие между старой и новой моделями, но и позитивная накопившаяся «поддержка» внутри новой теормодели и части старой.

Второй пример. В общей человеческой массе классового общества противостоят в борьбе классы, но для существования самой этой борьбы необходимо солидарное и позитивное (для класса) сплочение людей внутри самого класса. Иначе и развития общества через преодоление противоречий между классами просто не будет. К тому же часть одного класса, а таких примеров немало в истории, переходит на сторону противоположного класса и активно действует в его пользу.

Последний пример. В синтетической теории эволюции известно, что определенные конкретные мутации генофонда вида и негативные условия окружающей среды для фенотипа этого вида с такими мутациями приводят в эволюционный тупик (единство и борьба противоположностей), в то время как для других мутаций этого вида окружающая среда, наоборот, становится положительным дополнением для совместного движения и прогрессивной эволюции этого вида.

Пожалуй, необходимо ввести поправку в закон единства и борьбы противоположностей в следующем виде: Закон единства и взаимодействия дополнений и противоположностей. В таком виде в этом законе всегда признается связь позитивной объединяющей стороны общего процесса и стороны противоположности в этом общем процессе. Частный случай взаимодействия – возникновение единства и борьбы противоположностей общего комплекса внутренних для каждой стороны процесса и внешних противоречий. Но в общем случае в этом комплексе больше применим термин «взаимодействие», так как внутренние и внешние стороны процесса в других частных случаях могут быть прогрессивным дополнением для своего совместного развития, а не противодействием и противоречием. Жестковатая схема Гегеля «тезис-антитезис-синтез» тоже не вечна, тем более что она применялась в объективном идеализме скорее в гносеологическом смысле.

На практике при анализе какого-либо явления при таком уточненном законе необходимо сразу выявлять и учитывать обе стороны позитивного дополнения и противоположности, что обязательно будет приводить к более быстрому положительному результату. При этом надо обращать внимание на массив (количество, величину, размер и т.п.) каждой составляющей взаимодействия – от нуля до определенного критического минимума, при достижении которого происходит скачок развития.

Также дискуссионным вопросом можно рассматривать принцип детерминизма. А почему принцип (или свойство, или качество, или учение)? Ведь это же готовый фундаментальный (как и диалектизм) Закон детерминизма в материальном мире, который позволяет рассматривать различные бесконечные модели причинно-следственных связей не только в виде «домино» и дивергентно-конвергентных связей, но и в виде модели бесконечномерного онтологического «кристалла» в неограниченном пространстве возможных связей всего со всем.

Последним примером может быть Закон дискретности материи, отражающий не просто свойство, а глубинное понимание материи.

Одним словом, необходимо провести «инвентаризацию» количества и качества законов онтологии диамата, уточнить критерии собственно понимания определения закона онтологии как такового, а на основе достижений последних десятилетий сделать серьезную попытку определения новых законов онтологии. Ведь каждый закон философии – это мощный методологический инструмент практики в дальнейшем познании мироздания, и ошибки или несвоевременные корректировки числа и качества законов онтологии могут дорого стоить в будущем.

3.1.2. Направления онтологии.

Ранее (п. 2.1) была дана приближенная формулировка о начале последовательных этапов достижения физического бессмертия сознания разумного существа. В рамках предполагаемой Программы развития вида человека для выполнения общей Цели Коммунизма в эту последовательность могут войти такие шаги:

1) правильная научная постановка и решение задачи определения, местонахождения, структуры и целенаправленного изменения материальных носителей сознания в физическом теле, учет взаимодействия этих структур с другими структурами организма;

2)               существует уже длительное время теоретическая биология, первые проблемы которой начал рассматривать Э.С. Бауэр в книге «Теоретическая биология», 1935 год. В настоящий момент из-за бурного накопления фактов по всем биологическим и биофизическим направлениям этот раздел науки окончательно еще не оформился. Поставленная цель должна предполагать рассмотрение в теорбиологии новых вопросов о процессах в центральной нервной системе (ЦНС) и носителях информации в головном мозге. Например, известны пока три пути передачи информации в ЦНС – ионные разновидности электрических импульсов, перенос электронов между отдельными биомолекулами и фотоны электромагнитного взаимодействия (излучения и поглощения фотонов разными молекулярными микроструктурами).

Желательно еще большее подключение к этим вопросам специалистов в деятельности ЦНС и физиков. Ведь решение поставленной задачи, возможно, следует искать как на пространственно-временном уровне атомов и молекул, так и глубже – на пространственно-временном уровне элементарных частиц. По-видимому, четко станет задача по решению правильного проникновения человека-наблюдателя в микромир. Ведь пока проблема квантовой физики – описание поведения частиц в микромире с помощью вероятностного, а не более четкого метода «причина – следствие», идет от «грубости прибора» и влияния действия самого «прибора» на поведение частицы в микромире в цепи «наблюдатель – прибор – объект». Впереди – кардинальное онтологическое изменение в подходе к этой цепи и замена ее на более подробную «наблюдатель – точный прибор – более мелкий точный прибор – … – объект». Вполне можно предположить, в случае успеха этой задачи, нахождение гипотетических материальных носителей сознания ушедших из жизни живых существ, а значит, включение в каком-то варианте этих материальных носителей сознания в продолжение жизни. Пока никто не дал экспериментального запрета на такую гипотезу;

3) определение и практическая работа с найденными материальными носителями сознания может привести к интегральному объединению индивидуальных сознаний. Для этого также необходимо разработать морально-этические обоснования;

4) далее уже сумма индивидуальных сознаний может открыть следующий этап приближения к бессмертию.

По всей видимости, перечисленные выше направления потребуют появления новых онтологических разработок в понимании процессов в физическом микромире, биологии, биофизике, медицине, математическом и вычислительно-информационном аспекте, а также в антропологической этике.

К сожалению, в некоторых изданиях, таких как журналы «Физика сознания и жизни, космология и астрофизика» и «Сознание и физическая реальность», поднимаются затронутые выше вопросы бессмертия, но в «каше» разновидностей пантеизма, мистики, оккультизма, эзотерики и т.п. сложно увидеть отдельные рациональные жемчужины истины, да еще при забвении практики как основы и критерия истины.

3.2. Гносеология.

Для достижения Цели Коммунизма (начало пути к бессмертию) обязательно необходим скачок на новый качественный уровень всей системы получения знаний.

3.2.1. Индивидуальное образование глубокого и широкого диапазона.

Советская система образования сделала крупный шаг вперед к гармоничному всестороннему мировоззрению индивидуальной личности, в результате чего были достигнуты большие успехи во всех областях науки, техники и культуры. Это признали на Западе, где образование ориентировано на узкую и однобокую специализацию, особенно открыв двери для утечки «мозгов» из Союза к себе.

Сейчас надо делать следующий шаг. Индивидуальная система получения знаний происходит примерно по цепочке «семья – школа – вуз – производство (или НИИ)». Несколько наглядных примеров недостатков современного подхода в этой цепочке.

А. Разная среда получения знаний в семье рабочего, крестьянина и в семье ученого, инженера, врача, учителя. Правда, иногда и в «благополучной» среде могут быть проколы, и наоборот.

Б. «Физики» и «лирики» (технари и гуманитарии). Почему с гносеологической точки зрения если человек – «физик», то, как правило, уже не «лирик», и наоборот? Далее, «глубина» «физика» или «лирика». Почему бывает разная «глубина» знаний разных «физиков» (соответственно «лириков») при вроде бы одинаковых условиях среды и потенциях людей?

В. Существует статистика, в которой большинство мужчин – «физики», большинство женщин – «лирики». Почему гносеологически существует такое разделение?

Г. Во всех советских вузах преподавалась теория марксизма-ленинизма по всем четырем направлениям (плюс «История КПСС»). Но только единицы «пропустили через себя» эту теорию, а остальные прошли мимо знаний глубокого научного мировоззрения, и сейчас у этих остальных – дилетантское метафизическое всезнайство и презрение к марксизму, откуда идет неполнота успехов и профессиональные тупики.

Главная причина минусов в таких и подобных им примерах заключается, по всей видимости, в том, что процесс индивидуального получения знаний – метафизическая, не диалектическая «каша» исходных наборов (массивов) входных посылок и их бессистемная переработка в мышлении. Следует признать, что у всех без исключения людей есть в мышлении соотношение, с одной стороны, метафизичности, догматичности и, с другой стороны, стихийной и (или) осознанной диалектической логики как при получении новых знаний, так и при пользовании имеющимися знаниями. Причем это соотношение для разных областей знаний у конкретного человека разное и колеблется от 0 до 100%.

Поэтому следующий шаг-скачок получения индивидуальных знаний в цепи хотя бы «школа – вуз – производство (НИИ)» должен включать в себя создание Программы культуры мышления на основе диалектической логики (с хорошо развитым аппаратом формальной логики) в общем объеме знаний всестороннего и гармоничного характера и в объеме знаний выбранной профессиональной специализации. В такую программу может войти следующее.

1. Упорядочение обработки объема «каши» набора входных посылок (массива) знаний в сторону последовательной диалектической цепочки (точнее, диалектического потока) посылок для быстрого и точного получения объема выводов, понятий, умозаключений, решений, эффективных плодотворных гипотез и т.д. Здесь также можно ввести, как в онтологии, понятие гносеологического диалектического бесконечномерного «кристалла» в неограниченном пространстве возможных диалектических связей всего со всем.

2. Качественный и количественный периодический пересмотр самого объема этой «каши» в сторону значимости входных посылок и (или) обновления части посылок на принципиально новые.

В различных философских школах издавна рассматривались вопросы обработки объемов входных посылок для получения синтеза знаний, попытки выработки набора правил для этого, но до собственно системы образования дело так пока и не дошло.

3. Постоянное обновление мотивации. Известно, что человек получает яркую эмоциональную мотивацию, если последовательно впитывает:

- сказки-фантазии в детстве;

- умно написанные и красочно иллюстрированные популярные книги и журналы на темы науки в подростковом и юношеском возрасте;

- увлекательные рассказы на научные темы близких людей и талантливых педагогов;

- приложения своего мышления и рук на практике дома, в самых разных юношеских кружках и секциях (в советское время).

Если на протяжении жизни человека специально «проводить» через периодические волны подобной мотивации, то эффект постоянного высокого эмоционального подъема в исследовательском творчестве будет сопровождать его все время.

Кроме того, известны случаи чрезвычайной мотивации. Например, когда слабый человек при опасности перепрыгивал высокий забор, а неумеющий плавать переплывал водоем. Но особое уважение и пристальное внимание вызывают примеры, когда целевая мотивация сильной личности приводит к значительному положительному результату, даже в случае тяжелой болезни. Так, Николай Островский ради написания «Как закалялась сталь» обладал сильнейшей мотивацией, по всей видимости отодвинувшей болезнь на определенный срок. Известный английский физик-теоретик Стивен Хокинг, заболев тяжелой болезнью в студенческие годы, ради претворения в жизнь своих научных идей также морально отодвинул последствия болезни на поздние сроки и даже сейчас, в семидесятилетнем возрасте, ведет активную духовную жизнь. Скорее, уже на уровне психики, а не психологии болезнь временно отступает или даже вылечивается, если сознание целенаправленно может «заставить» организм это выполнить: как на сознательном уровне, так и «дав приказ» бессознательному своей духовной сферы. Здесь есть поле для исследования излечений с помощью психики.

4. Волевая концентрация внимания.

Умение управлять степенью и направленностью концентрации внимания, «включать и выключать» ее в нужный момент при обработке в мышлении объема посылок в необходимом направлении.

После создания такой Программы культуры диалектического мышления, в котором органично действует аппарат формальной логики как часть диалектической логики, должно быть внедрение этой Программы как научного спецкурса в учебных заведениях и применение ее на практике в ежедневной профессиональной деятельности, когда диалектизм мышления вырабатывается на уровне условного рефлекса. Ведь речь идет о том, что «средний» человек с такой Программой в своем мышлении способен добиться результатов на уровне известных мировых личностей и даже лучше, в силу большей полноты выводов.

Попутно можно сказать, что после введения такого спецкурса наконец-то возникнут предпосылки для отмены оценок в учебных заведениях, которые угнетают, унижают и наводят страх на учащихся. В таком случае в системе получения индивидуальных знаний будет три части: правильно составленный по темам по принципу «от простого к сложному» ряд учебников одного предмета, координация уровней разных предметов (математика, физика, биология, история...) и спецкурс (или даже расширенный предмет) «Культура диалектического мышления».

3.2.2. Общественная программа получения знаний.

Возможно, есть близкая аналогия познавательных подходов индивидуума и общества в том смысле, что и в общественной системе получения и манипулирования знаниями также пока есть эмпирическая и метафизическая «каша» исходных блоков входных посылок из-за разнобоя в деятельности исследовательских научных организаций по всему миру. И все это накладывается еще и на разницу социальных систем, национальных и религиозных противоречий. Тем не менее уже сейчас есть прямой смысл при рассматриваемой здесь Цели Коммунизма начинать моделирование создания оптимальной гносеологической диалектической общественной Программы получения знаний.

3.2.3. Гносеологическая структура сознания, мышления.

Этот вопрос затрагивает связь онтологии и гносеологии в таких явлениях: биофизическая структура мозга в качестве носителя сознания и мышления, гносеологическая структура сознания и мышления. Со времен Древней Греции (Зенон, Платон, Аристотель) рассматривается дискретность любой непрерывности, которая может бесконечно делиться. Современное представление подходит в смысле дискретности физического пространства до линейного размера L около 10–33 см, времени t – примерно 10–43 сек. Это не накладывает запрета на дальнейшую дискретность в современном понимании пространства и времени как понятий связи (расстояний) между объектами (телами, событиями, явлениями) в физическом мире, но не исключено, что в таких микрообъемах сами понятия пространства и времени могут измениться.

При предположении, что решение задачи первого этапа достижения бессмертия заключается в поиске материальных носителей сознания на пространственно-временных уровнях: 1) атомов и молекул; 2) элементарных частиц, уровень 10–33 см и 10–43 сек – «микромир» по отношению к миру элементарных частиц. В таком случае нахождение дискретных биофизических структур головного мозга, являющихся носителями сознания, правомочно. Кроме того, относительно недавно в науке стало применяться удобное понятие «квант» по отношению к частному случаю дискретных объектов одного типа, но с различием параметров. Примеры: фотон – модель кванта электромагнитного излучения (фотоны одного типа излучателя имеют примерно одну энергию (частоту, длину волны) с некоторым статистическим распределением величины энергии около среднего значения); человек – «квант» сообщества людей с различными физическими и духовными параметрами (любой живой объект можно рассматривать как квант своей популяции); молекулы одного вещества или биомолекулы – кванты соответственно вещества или массива биомолекул (ДНК, РНК, белки, липиды…). Одним словом, онтологически и гносеологически бывает просто удобно работать или с непрерывной структурой объекта (например, свойствами макрообъекта – куска металла), или с дискретной (или квантовой) структурой этого объекта (свойствами кристалла металла на атомном уровне).

Но если материальные структуры и процессы в мозге дискретны или даже их часть квантуется (онтология), то отсюда может следовать отражение в сознании их деятельности (гносеология) в виде дискретности (и квантования) структуры сознания и мышления, а значит, и продуктов мышления. Это неожиданный и парадоксальный вывод, ведь как понимать дискретность мысли, понятия, умозаключения, вывода и т.д.? Если в кибернетике есть понятия дискретности и квантов информации, то есть и предположение, что для сознания, мышления и продуктов мышления тоже можно найти соответствующие решения.

Если (или когда) удастся выявить дискретную структуру и элементы (и их размеры) рассматриваемых свойств сознания и мышления, то это позволит поставить вопрос о математизации – введении моделей функций для описания процессов сознания и мышления. Эти функции могут оказаться непрерывными и дискретными, для которых применимы, например, методы дифференцирования, интегрирования… или будут созданы принципиально новые функции. И все это для реальной работы над улучшением деятельности мозга, поиска материальных носителей сознания в направлении Цели Коммунизма – первого этапа на пути к бессмертию.

 

 Николай Авраменко

 

Харьков, Украина

 

Продолжение следует