Предисловие «ЭФГ»: Точка зрения автора абсолютно не совпадает с точкой зрения официальных историков и во многом не разделяется редакцией «ЭФГ». В то же время это настолько необычный подход к религиозной истории казачества, что мы считаем необходимым познакомить с ним наших читателей.
ЧТО ТАКОЕ ИСКОННАЯ КАЗАЧЬЯ ЦЕРКОВЬ? Краткая справка по истории Томи-Танской митрополии (Казачьей Церкви)
В чем же сокрыта причина всестороннего, системного замалчивания, сокрытия и фальсификации Государством Российским (Российская империя, СССР, Российская Федерация) и государственной религией (от Российской Православной Церкви до РПЦ Московского Патриархата) истории Томи-Танской митрополии, или исконной Казачьей Церкви? Кому и для чего это нужно, а самое главное – кому выгодно? Ответ – на поверхности. Казачьи племена приняли христианство почти на 900 лет ранее, чем Русское государство. А это ставит в тупик как церковных фальсификаторов, говорящих о якобы исконной принадлежности казаков к Русскому Православию, так и лженаучные «теории» официальной (государственной) исторической науки и ее заказчиков – органы государственной власти России о происхождении казаков от русского народа. Данных лжетеорий две – о «беглокрестьянском» происхождении казаков и «новгородско-ушкуйническом» их происхождении. Выяснение истины в вопросах происхождения казаков и истории Казачьей Церкви ставит все с головы на ноги. А из этого сразу вытекает право казаков на их исконные общинно-войсковые земли и право Казачьей Церкви на свои канонические территории, а Казачьей Церкви вместе с казачьим народом – и право на возвращение казачеству незаконно присвоенных РПЦ – Московским Патриархатом казачьих войсковых соборов, монастырей, храмов и часовен. А строились они в Российской империи на деньги казачьих войск и поэтому к РПЦ – Московскому Патриархату не имеют никакого отношения. Вот поэтому и засуетились узурпаторы, как государственные, так и церковные. На воре шапка горит. В «Энциклопедии казачества» о казаках сказано: «Туран… Подобного рода были и скифы – саки, перенесшие около III века до Рождества Христова (на самом деле в VII веке до нашей эры. – Прим. авт.), свое имя Кас-сака или Кос-сака на Северный Кавказ… Первоначально Тураном называли родину кочевых ираноязычных народов – саков, частью которых были и европейские скифы» («Энциклопедия казачества», сост. Г.Б. Губарев. М., «Вече», 2007. С. 450. Первоначально выпущена Губаревым в США в 1957 году как «Казачий словарь-справочник»). Мы есть древний казачий народ со своими этническими и духовными традициями, начало которых идет еще со времен первых веков христианства. С проповедью святых апостолов Симона Канонита и Андрея Первозванного и их учеников нашим предкам было принесено Слово Христово. Во II веке от Рождества Христова казачьим племенем чигов (чигоманов), проживавших на Дону, было принято апостольское христианство и образована Чигская епархия. Позднее, когда христианство на Дону стали принимать и другие племена казаков, название епархии было изменено с этнического на территориальное. Так Чигская епархия стала Донской епархией. А когда во времена Золотой Орды административный центр Донской епархии был перемещен в столицу Золотой Орды, город Сарай, епархия стала называться Сарайско-Донской. Также во II веке от Рождества Христова казачьим племенем черкасов (на Кубани – кубанских черкасов, на Тереке – пятигорских черкасов) было принято христианство и образована Черкасская епархия. Позднее, по мере принятия христианства другими казачьими племенами Кубани и Терека, название епархии было переименовано с этнического на территориальное. Так Черкасская епархия стала называться Епархия Томатарха, позднее Тома-Торканской епархией. Сделано было это в связи с размещением центра епархии в городе Тома-Торкани, административном центре Тома-Торканского княжества. В 1061 году, в связи с половецким нашествием в Северное Причерноморье, произошел исход кубанских черкасов с реки Кубань в Днепровско-Бугское междуречье. Вместе с ними была перемещена с Кубани на Днепр и Тома-Торканская епархия. Во II же веке от Рождества Христова в Крыму была образована Скифская епархия с центром в Никополе (современный Симферополь), который был административным центром Скифского государства в Крыму. Скифами древние эллины называли казачье племя саков, проживавших на Крымском полуострове. Затем название епархии было изменено с этнического на территориальное – Епархия Босфорания, позднее – Боспорская епархия.
О казачьих епископах и епархиях Около 307 года произошла мученическая кончина Святителя Евангела – первого известного епископа Малой Скифии (Малого Сакестана). На I (Никейском) Вселенском соборе принимали участие два епископа от казачьих епархий Автокефальной Томи-Танской митрополии: епископ Чигский Тимофей от донских чигоманов; епископ Боспорский Домн от крымских саков. Принимали участие епископы казачьих епархий и в других Вселенских соборах Христианской Церкви: - епископ Боспорский Евдокий присутствовал на трех поместных соборах: Константинопольском в 448 году, Эфесском в 449 году и Константинопольском в 459 году; - митрополит Томитаны и прочей Скифии подписал в 457 году окружное послание императору Льву I; - одним из первых епископов томитанских был Патерн, стойкий борец против ереси монофизитов (519–530 гг.); - епископ Чигии Домиан был среди подписантов решений Константинопольского Вселенского Собора 526 года; - последним епископом Томитанским, известным по официальным документам, был Валентин (550–553 гг.); - епархия Томаторха (Томаторканская) в Уставе Льва Премудрого (894–911 гг.) титулуется Архиепископию. Об этом же говорится и в «Энциклопедии казачества»: «Высшие духовные иерархи Казачьей земли принимали участие во всех Вселенских соборах – подписи епископов и митрополитов Томы и Таны (Тамани и Дона), Скифии Боспорской и Боспора сохраняются в Актах до наших дней: под Актами Первого Вселенского Собора (325 года) подписался епископ Боспорский Домн, Второго (381 года) – епископ Томитаны Геронтий, Третьего (431 года) – Тимофей, епископ Скифии Томитанской, Четвертого (451 года) – Евдокий, епископ Боспорский, и Феотим, митрополит Томитаны и прочей Скифии, Пятого (553 года) – епископ Томитаны Александр и митрополит Боспорский Иоанн, Седьмого (787 года) – подпись заместителя Боспорского епископа Андрея». После разгрома князем Святославом Казарского Каганата Земля Кассак подпадает под власть Киевских князей и с 1015 года входит в состав Томаторканского княжества. В 1061 году началось Половецкое нашествие в Северное Причерноморье. Кубанские черкасы вытесняются половцами с территории Кубани и под руководством своего вождя – атамана Балака (Болоха) переселяются в Днепровско-Бугское междуречье. До появления черкас-казаков на Днепре на Руси, в том числе и у киевских князей, существовали только пешие дружины. С появлением на территории Древнерусского государства профессиональных конников – черкас из них стали формировать конную дружину Великих киевских князей. В Древней Руси казаков называли черкасами и черными клобуками (за высокие казачьи папахи из овчины; точно такие же папахи, какие и носят современные казаки).
Казачьи войска (сообщества) и московское царство – Российская империя Казачьи войска вместе со своими общинно-войсковыми территориями добровольно вошли в состав Московского царства: Войско Донское – по договору 1570 года; Войско Гребенское (Терское) – по договору 1577 года; Войско Яицкое (Уральское) – по договору 1591 года. В 1654 году Унию (союз) с Московским Царством заключило Войско Запорожское Верховое вместе с Гетманщиной (Левобережной Украиной). Однако данный договор об Унии (союзе) между Московским Царством и Гетманщиной (Левобережной Украиной) никогда не подписывало Войско Запорожское Низовое, собственно сама Запорожская Сечь. После подавления в 1667 году Казачьего народно-освободительного восстания под руководством Степана Разина вскоре была упразднена Казачья Сарайско-Донская епархия. Однако Павел, последний митрополит Сарайский и Донской, вплоть до своей смерти в 1675 году оставался митрополитом Сарайско-Донским, хотя управление казачьими общинами Дона и Терека (Сарайско-Донской епархии) уже было передано в Москву, митрополиту Крутицкому. В 1775 году Войско Запорожское Низовое (Запорожская Сечь), согласно Указу императрицы Екатерины II, было упразднено, а самих запорожских казаков тотально выслали на Северный Кавказ, в бассейны рек Кубань и Терек. А вскоре после 1775 года, без согласия казачьего народа, были упразднены и обе оставшиеся его древнейшие епархии – Боспорская и Тома-Торканская, находившиеся под Святительским Омофором Вселенского Патриарха. Был упразднен и разграблен Запорожский Киевский Межигорский монастырь, годом основания которого Межигорским синодиком называется 1161 год, а согласно мнению известного историографа Русской Церкви Игнатия Брянчанинова – 998 год. Запорожское казачество решением царского правительства тотально изгоняется с земель своих предков и принудительно переселяется на Северный Кавказ. О положении Казачьей Церкви в Московском Царстве – Российской империи в «Энциклопедии казачества» сказано: «С 1613 года, со времен царя Михаила Фёдоровича, связь казаков с духовным главой, Московским Патриархом, была установлена через Посольский приказ (то есть Министерство иностранных дел. – Прим. автора)… Кандидаты в священники указывались (избирались) Кругами… Роль духовенства сводилась исключительно к религиозному «окормлению» паствы, без права вмешиваться в политическую жизнь края. Такую условную автокефалию Казачьей Церкви в 1718 году уничтожил император Пётр Первый, подчинивший ее общины ближним русским архиреям… Епископы Воронежские еще 100 лет после этого имели много хлопот с казачьим духовенством. Казачьи батюшки оставались тесно связанными со своими станицами и в церковных делах прежде всего считались с казачьим начальством, Кругами и Атаманами». На самом деле епископы Российской Православной Церкви, узурпировавшей иконные канонические территории Казачьей Церкви, имели проблемы с казачьими общинами, казачьим духовенством и атаманами казачества не 100 лет, а почти 150 лет, вплоть до 1917 года. Все эти годы Священный Синод Российской Православной Церкви был буквально завален жалобами русских архиреев на бесчинства казачьих атаманов, но государи Российской империи, не желая вступать в конфликт с казачьим военным народом – сословием, занимали по этому вопросу сторону казачества.
Казачье движение России и Русская Православная Церковь Начало процессу воссоздания КПЦ положил Третий Большой Круг Союза казачьих войск России, состоявшийся в Москве 4–5 июня 2005 года. К этому времени, в среде казачества, сложилось тупиковое положение по духовно-организационному вопросу. С одной стороны, РПЦ Московского Патриархата с 1990 года и по 2005 год включительно занимала деструктивную позицию, занимаясь разобщением казачьих организаций и проблемами только прокоммунистического Союза казаков России. В то же время и взаимоотношения Союза казачьих войск России с Русской Православной Церковью Зарубежья (РПЦЗ) в 1990–2005 гг. не увенчались успехом. В 2005 году ушел на покой авторитетный богослов, выдающийся духовный лидер РПЦЗ митрополит Виталий Устинов (умер 25 сентября 2006 года по новому стилю). Его преемники, игнорируя мнение широких слоев общественности Русского Зарубежья, зарубежного казачества и общин РПЦЗ в Российской Федерации и за спиной их, пошли на сепаратные переговоры с РПЦ – Московским Патриархатом и позволили данному церковному монстру поглотить часть структур РПЦЗ. Договор о вхождении части РПЦЗ в состав РПЦ – Московского Патриархата был подписан 17 мая 2005 года. В результате соглашательской, а точнее, предательской политики части епископата РПЦЗ Русская Православная Церковь Зарубежья раскололась на девять частей. При отсутствии централизованного руководства и сдаче частью епископата данной церкви позиций ее духовных общин в Российской Федерации, в том числе и казачьих, Третий Большой Круг Союза казачьих войск России принял решение прекратить общение СКВР с разными частями расколовшейся Русской Православной Церкви Зарубежья. Третий Большой Круг (Съезд) Союза казачьих войск России принял решение приступить к воссозданию Казачьей Поместной Церкви. 5 июня 2011 года, во исполнение решений Третьего Большого Круга СКВР в Подольске (Московская область) состоялся Первый Собор воссоздаваемой Казачьей Поместной Церкви. Было принято решение приступить к воссозданию традиционных епархий Казачьей Церкви: Боспорской, Сарайско-Донской, Томи-Танской и Тома-Торканской, в перспективе и других казачьих епархий. В работе Первого Собора воссоздаваемой Казачьей Поместной Церкви приняли участие представители от казачьих объединений Российской Федерации, Республики Украина и Республики Белоруссия. Вопрос воссоздания староверческой Казачьей Поместной Церкви – это результат двухвекового чаяния казачества, насильственно лишенного государственной религией Российской империи – Российской Православной Церковью исконной староверческой Казачьей Церкви. А воссоздание КПЦ – это дань памяти казаков 19-вековому исповеданию казаками Апостольского Христианства, с начала II века от Рождества Христова и по настоящее время. Проект воссоздания Казачьей Поместной Церкви был разработан казаками-староверами, представляющими: хранителей казацких родовых обычаев, обрядов и традиций, казаков-катакомбников и ветеранов Казачьего движения России. Если Русская Старообрядческая Церковь (старообрядцы) ведет свое начало с конца Х века, Российская Православная Церковь (новообрядцы) – с раскола Русской Церкви XVII века, Русская Православная Церковь – Московского Патриархата (сергиане или сергиевцы) – с 1943 года, то Староверческая Казачья Церковь (Томи-Танская митрополия (староверы) – с начала I века от Рождества Христова. Все Казачье движение (вольное, общественное и реестровое) составляет несколько тысяч – общин, общественных организаций, общественно-культурных центров и иных казачьих структурных образований, но духовность их оставляет желать много лучшего. Все последние 25 лет (1987–2012 гг.) РПЦ Московского Патриархата делала вид, что она окормляет казачество, а казаки все эти годы делали вид, что они воцерковляются. Мы называем данное духовное состояние казаков внецерковным христианством. Именно данная тупиковая ситуация по духовному вопросу и побудила Казачье движение России принять решение и приступить к воссозданию Казачьей Поместной Церкви.
Александр Тимофеевич ВЕТРОВ, ветеран Казачьего движения России, казачий историк
P.S. Всем казакам, которым небезразличны вопросы истории древней Казачьей Церкви – Томи-Танской митрополии или воссоздания современной Казачьей Поместной Церкви, можно обращаться по телефонам: 8-962-974-64-18, 8-926-527-04-91, а также по e-mail: sojuz-[email protected]
|