Главная       Дисклуб     Наверх  

 

ПРОЩАЙ, НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК?!

Предисловие «ЭФГ»: Сейчас, когда М. Каддафи, пришедший к власти в 1969 году в ходе революционного переворота, свергнувшего средневековую монархию короля Идриса, ведет отчаянную борьбу за сохранение созданного им строя, нелишне вспомнить: а что же представляет собой «ливийский социализм» – самый яркий и самобытный из всех вариантов «исламского социализма», возникший во второй половине прошлого века?

Во время своего правления Каддафи провозгласил культурную революцию, которая включала пять пунктов, в частности репрессии против всех политических оппозиционеров – таких как коммунисты, атеисты, радикальные исламисты, защитники капитализма и агенты западной пропаганды. Однако в течение долгих лет Каддафи рассматривался как своеобразный, хотя и самостоятельный союзник СССР.

Как любой молодой революционный режим, социализм Каддафи был агрессивен и неоднократно затевал пограничные войны с сосе­дями: Египтом, Чадом, Суданом, поддерживал террористические организации освободительного толка. При этом надо понимать, что Каддафи искренне мечтал о создании Великой Арабской Республики – от Марокко до Багдада и Эр-Рияда.

Если говорить об основах социальной системы, то в стране были нацио­нализированы основные средства производства (частный сектор разрешен в сфере услуг). Благодаря доходам от нефти в Ливии самый высокий ВВП на душу населения в Африке (около 15 тысяч долларов).

В любом случае, если сравнивать строй, созданный Каддафи, с тем вариантом общественного строя, который, к примеру, сложился после «иранской исламской революции», ливийский «социализм», при всех его «но», несомненно, являлся на порядок более левым, более творческим, боле устремленным в будущее, а не в прошлое и даже более демократическим. Хотя власть Каддафи была, несомненно, диктаторской, вектор этой диктатуры совпадал с основными чаяниями и интересами народных масс.

С другой стороны, это как раз был одновременно и восходящий вариант развития ислама, конкурентоспособный с точки зрения глобальной мировоззренческой привлекательности и способный   при определенных обстоятельствах эволюционно «прорасти» в общечеловеческое будущее (подобно тому как, например, советский социализм эволюционировал от сталинизма к перестройке)

В этом смысле можно, увы, констатировать, что с уходом М. Каддафи, как бы ни относиться к способам удержания им власти, левое пространство на планете продолжит сокращаться.

Не исключено, что вся цепь “песчаных революций” имела своей подлинной целью именно свержение Каддафи. Ливийский лидер был единственной (до  иранской революции) реальной точкой сопротивления западному влиянию в мире ислама, непрестанной головной болью США в течение всех 42 лет его пребывания у власти.

Если Каддафи будет низвержен, левый полюс исламского мира будет разрушен. Останется и усилится крайне правый консервативный полюс - Эр-Рияд. Это приведет к дальнейшему упрощению исламского мира, и без того склонного к застою и консерватизму, и снижению его возможностей к развитию.

Безусловно и России , и Китаю,  и Лиге арабских стран сейчас с геополитической точки зрения сейчас выгодно перехватить политическую инициативу и выступить посредниками между сторонами  противостояния в Ливии. В противном случае страна будет "заасфальтирована"  вашингтонскими глобализаторами, уже подтянувшими сюда свой флот, по образцу и подобию Ирака с перспективой федерализации и дальнейшего распада.

Вагиз Фатыхович ТЕНГРИЕВ

 

 

Доктрина

Официальной идеологической доктриной является «Третья всемирная теория» М. Каддафи, основные положения которой изложены им в «Зеленой книге» (1976–1979 гг.) – его главном про­граммном труде. В соответствии с нею введена система прямой народной демократии – Джамахирия, созданная по образцу античной демократии.

Власть народа

Первая часть «Зеленой книги» – «Решение проблемы демократии (Власть народа). Политический аспект «Третьей всемирной те­ории» (вышла в январе 1976 г.) отрицает традиционные формы демократии, такие как парламент, партии, референдумы, и излагает основные принципы прямой на­родной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. Хоть здесь изложены и вполне очевидные вещи, только, скорее всего, не многие задумывались о том, что демократия и прочие свободы в действительности являются не чем иным, как разновидностью диктатуры. В данной части это весьма наглядно отражено и раскрыто.

Согласно «Зеленой книге», победителем в борьбе за власть всегда выходит орудие правления – отдельная личность, партия, класс, а побежденным всегда оказывается народ, то есть, по мнению Каддафи, подлинная демократия. Политическая борьба нередко приводит к приходу к власти того орудия правления, которое представляет собой меньшинство, «к тому же законным демократическим путем». То есть все существующие политические режимы фальсифицируют подлинную демократию и являются диктаторскими режимами.

Парламентаризм, по мнению Каддафи, – порочное решение проблемы демократии. Парламент не может выступать от имени народа, потому что демократия означает власть самого народа, а не тех, кто выступает от его имени. Методы избирания парламента не могут считаться демократическими, потому что массы полностью оторваны от депутата. Депутат монополизирует власть масс и право решать за них их дела. Парламент, по сути, представляет не народ, а победившую на выборах партию. Фактически народ используется политическими силами в борьбе за власть. Система выборных парламентов является демагогической системой, ибо голоса можно покупать и подтасовывать; то есть парламент­ское представительство – обман. В целом теория представительского правления – устаревшая и изжив­шая себя практика, придуманная философами и мыслителями в ту пору, когда народом, как бес­словесным скотом, помыкали правители.

Партия, согласно «Зеленой книге», – это современное диктаторское орудие правления, это власть части над целым. Партии создаются группами людей для осуществления своих интересов или навязывания обществу своих взглядов и установления господства в нем своей идеологии. Количество партий не меняет существа дела. Более того, чем больше партий, тем острее между ними борьба за власть, что подрывает программу, направленную на благо всего общества. Интересы общества и общественного развития приносятся в жертву межпартийной борьбе за власть. Кроме того, партии могут быть продажны и могут быть подкуплены извне и изнутри. Оппозиция – это не орган контроля народа за деятельностью правящей партии, она лишь выжидает подходящий момент, чтобы занять место пра­вящей партии у кормушки власти. Контроль находится в руках партии, стоящей у власти (посредством парламента), а власть – в руках партии, осуществляющей контроль. Отсюда ясно, как лживы, фальшивы и несостоятельны существующие в современном мире политические теории.

Референдум – это фальсификация демократии. Голосующие могут сказать всего лишь одно слово: либо «да», либо «нет». М. Каддафи считает, что каждый должен иметь возможность обосновать свое желание, причину одобрения либо неодобрения. Поэтому, чтобы быть до конца демократичными, надо создать такое орудие правления, которое являло бы собой весь народ в целом, а не представительство от его имени.

Каддафи предлагает создать особую иерархическую структуру народных конгрессов и комитетов, в результате которой «управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается определение: демократия – это контроль народа над правительством, и на его место приходит новое: демократия – это народный самоконтроль».

«Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Всякие иные системы правления недемократичны. Все существующие ныне в мире системы правления недемократичны, если они не придерживаются этого метода правления. Народные конгрессы являются конечной целью движения народов на пути к демократии. Народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы народов за демократию».

Подобная система работает достаточно эффективно: в Джамахирии всё население страны разбивается на народные конгрессы, которые избирают народные комитеты, которые, в свою очередь, формируют второй круг народных конгрессов, а уже те избирают административные комитеты, заменяющие собой госадминистрацию. Вопросы, рассматриваемые на народ­ных конгрессах, окончательно формулируются каждый год на Всеобщем народном конгрессе. Соответственно итоги и решения Всеобщего конгресса доводятся до нижестоящего звена в обратном порядке.

На Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов, профсоюзов и профессиональных объединений, обсуждаются важ­нейшие общественные вопросы и выносятся окончательные законодательные решения.

 

Социализм

Во второй части «Зеленой книги» – «Решение экономичес­кой проблемы (Социализм)» – изложен экономический аспект «Третьей всемирной теории» (вышла 2 февраля 1978 г.). В данной части разоблачается рабский характер наемного труда и провозглашается право работника на произведенный им продукт. Человек обязан трудиться в меру своих сил и должен при этом иметь достаток, удовлетворяющий потребности, а все излишки должны направляться на накопление общественного богатства. Накопление излишков одним человеком приводит к уменьше­нию потребностей другого чело­века, а следовательно, является недопустимым.

В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип «самоуправления в экономике». В соответствии с этим принципом предусматривался переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им впоследствии лозунг: «Партнеры, а не наемные работники» – нашел теоретическое обоснование во второй части «Зеленой книги» и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.

В ходе развития своих экономических идей Каддафи выдвинул новый лозунг: «Жилище – собс­твенность его обитателя». То есть человек, живущий в доме, хозяин, а не его арендатор. В мае 1978 года был принят закон, в соответствии с которым сдача жилых помещений в аренду запрещалась, а бывшие арендаторы становились собственниками арендуемых квартир и домов.

Проводя в жизнь лозунг «Партнеры, а не наемные работники», рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только про­изводства, но и торговли, а также различных служб обслуживания. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах «равного партнерства с производителями». Эта кампания «народного захвата», как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности крупной и средней буржуазии.

Функционирование полити­ческой системы Джамахирии на местах и, особенно, на производстве затруднялось как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата руководить хозяйством. Всё это вызвало недовольство и брожение среди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая часть мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи в «отступлении от положений Корана».

В ответ власти пошли на серьезные меры, направленные на ограничение влияния духовенства. Оппозиционно настроенным «хранителям чистоты ислама» Каддафи устроил по телевидению публичный экзамен на знание Корана. Богословы не смогли ответить на вопросы лидера ливийской революции и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало Каддафи основание лишить впоследствии некоторых из них права вести религиозную службу.

Завершающим итогом всех экономических реформ в Джамахирии должно стать «достижение новым социалистическим обществом стадии, на которой окончательно исчезнут прибыль и деньги, когда общество станет целиком производительным, а производство будет полностью удовлетворять матери­альные потребности всех членов общества. На этом заключительном этапе прибыль исчезнет сама собой и, значит, перестанут существовать и деньги». В настоящее же время каждый в Ливии получает столько, сколько хватает для удовлетворения его физиологических потребностей: хлеб и прочие продукты питания стоят дешево; транспорт и бензин практически бесплатные; все жители Ливии обеспечены бесплатным жильем.

Нация и религия

Третья часть – «Общественный аспект Третьей всемирной теории» (вышла 1 июня 1979 г.) каса­ется многих сторон жизни, в том числе положения женщин, системы образования, слияния языков мира, спорта. Именно в этой части представлено глобальное видение правильного сосуществования. Основополагающие принципы: каждый народ должен иметь свою религию; признать значимость не­прерывной общественной цепоч­ки («семья – племя – нация – мир»; «от малого к великому»).

Согласно «Зеленой книге», «если национальный дух оказывается сильнее религиозного духа, то борьба между различными нациями, до этого объединенными одной религией, усиливается, и каждая из этих наций добивается независимости, возвращаясь к свойственной ей общественной структуре»; «племя – это та же семья, но увеличившаяся вследствие роста потомства, то есть племя – это большая семья. Нация – это племя, но племя, разросшееся в результате увеличения потомства, то есть нация – это большое племя. Мир – это нация, но нация, разделившаяся на множество наций в результате роста населения, то есть мир – это большая нация».

«Племя – это естественная социальная защита человека, обеспечивающая его социальные потребности». В Ливии, в соответствии с принятыми социальными традициями, племя коллективно обеспечивает выкуп своих членов, сообща платит за них штраф, сов­местно мстит за них, коллективно их защищает. Особое место в «Зеленой книге» отведено женщине, ее физическому строению и социальной роли в обществе:

- во-первых, «женщина – человек, равно как и мужчина»;

- во-вторых, женщина – особь женского пола, а мужчина – особь мужского пола. В силу этого женщина «имеет регулярное заболевание в виде ежемесячных кровотечений, если же этого не происходит, значит, у нее наступила беременность»;

- в-третьих, тенденция лишить женщину ее естественной роли матери и заменить ее как мать яслями кладет начало отказу от гуманного, человеческого общества и превращению его в биологическое общество, живущее искусственной жизнью (вследствие этого в Ливии отсутствуют детские сады, а жен­щина, родив ребенка, уже никогда не выходит на работу);

- в-четвертых, мужские особи в мире растений и животных по природе своей сильные и грубые, тогда как женские и в мире расте­ний, и в мире животных, и в мире людей по природе своей красивые и нежные.

Исходя из этого, М. Каддафи делает вывод, что «человеческие права равны для всех – мужчин и женщин, однако обязанности далеко не равны».

Упоминает в своем труде Каддафи и о черной расе: «править миром будут черные». По его мнению, данное событие неминуемо вследствие демографических и социальных закономерностей. Вот почему в последние десятилетия Ливия ассоциирует себя всё больше не с арабским миром, а с Африканским континентом, пытаясь занять в нем лидирующие позиции.

Языковая проблема также поднята в третьей части «Зеленой книги»: «Люди будут отсталыми, пока не смогут объясняться на одном языке». Однако вопрос этот будет решен, лишь когда процесс слияния языков пройдет ряд стадий, на что уйдет жизнь не одного поколения, при условии, что со временем эти поколения утратят фактор наследственности: «чувственные восприятия, вкус и темперамент дедов и отцов».

Не находя в так называемом исламском социализме конкретных рецептов преобразования обще­ства, Каддафи постоянно вносил поправки в свою теорию. Если до «Зеленой книги» ислам считался одним из идейных источников официальной идеологии, то в вышедшей летом 1979 года третьей части этой книги «истинность» Третьей всемирной теории уже не измерялась постулатами ислама.

Напротив, «истинность» самих исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия самой этой теории. Движущей силой истории объявлялась национальная и общественная борьба. Вместе с тем, уточнял М. Каддафи, «если бы мы ограничились только поддержкой мусульман, то показали бы пример фанатизма и эгоизма. Истинный ислам – тот, который выступает в защиту слабых, даже если они не мусульмане».

В последующих пояснениях и комментариях к «Зеленой книге» многие ее положения подвергались значительной корректировке. Но эта книга по-прежнему остается как бы основополагающим катехизисом официальной идеологии в Ливии.

Продолжение преобразований в Ливии

Трансформация ливийского общества в современную политическую систему, названную Джамахирией (власть масс), сопровождается многими зигзагами и проходит медленнее, чем того хотел бы М. Каддафи. Но созданная им система, несомненно, пробудила ливийский народ к политической активности. Однако, как он вынужден был признать, «участие народа в управлении страной было неполным».

Поэтому на состоявшейся 18 ноября 1992 года в городе Сирт сессии ВНК было принято решение о создании в Ливии новой политической структуры. Она предполагала переход страны на высшую ступень народовластия – к образцовой Джамахирии. Речь идет о создании вместо первичных народных собраний полутора тысяч коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающие всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств.

Необходимость реорганизации прежней политической системы, как пояснил М. Каддафи, объясня­лась прежде всего тем, что она «не смогла обеспечить подлинного народовластия в силу сложности структуры, что создало разрыв между массами и руководством, страдала излишней централизацией». В целом Джамахирия продолжает курс на построение «исламского социалистического общества», где господствует лозунг: «Власть, богатство и оружие – в руках народа!»

Материал написан

на основе статьи в Wikipedia

 

 

в