ЖАНАОЗЕН – НОВАЯ ИСТОРИЯ СО СТАРЫМ ПРОШЛЫМ Празднование независимости Казахстана было омрачено вооруженными столкновениями в небольшом заштатном городишке, который, правда под другим именем, уже был объектом пристального внимания.
Новый Узень – первая кровь Однажды он уже вкусил запах крови. Летом 1989 года в Новом Узене возникли массовые беспорядки на межнациональной почве (до разрушения Советского Союза оставалось еще больше двух лет). Причиной послужил конфликт на танцплощадке, где кавказцы, которых в 25-тысячном городке было изрядное количество, спровоцировали степняков на драку. Лезгины и чеченцы завели кавказскую диаспору, и начались массовые кровавые драки с поножовщиной и стрельбой. Казахов поддержали аулы и поселки всего Мангышлака. Столкновения, в которых участвовало до 30 тыс. человек, выплеснулись в область. Эта «ответка» казахов сегодня именуется не иначе как «революция». Из сообщения агентства «КазТАГ» от 20 июня 1989 года: «В ночь с 16 на 17 июня группа молодежи в Новом Узене устроила бесчинства… Хулиганствующие элементы, организованные в группы, вооружившись палками, арматурой, камнями, нападают на прохожих людей, крушат магазины, административные здания… Транспортное движение по городу остановлено, парализована работа ряда торгово-промышленных предприятий. Зафиксированы факты применения огнестрельного оружия. Есть человеческие жертвы…» (Огни Алатау. 19.06.1989). В раздираемом на части Союзе власть решила действовать жестко. В город прибыли генерал МВД Казахской ССР Г. Князев, внутренние войска, отряд спецназначения «Витязь». Крупные столкновения произошли возле рынка и дома культуры «Строитель». В городе были проведены зачистки и введен комендантский час. После наведения порядка силой из города потянулись беженцы. До тысячи человек уехало в Грозный и Махачкалу. Волнения перенеслись в другие районы полуострова. 21 июня 1989 г. в поселке Жетыбай толпа требовала выселить из Мангышлака всех кавказцев и закрыть их кооперативные точки. Параллельно вспыхнул новый конфликт в поселке Мунайши – произошла драка между молодыми казахами и выходцами с Кавказа. После окончательного наведения порядка кавказцы практически все покинули полуостров, хотя обещали вернуться. В ходе беспорядков был нанесен немалый материальный ущерб: повреждено свыше 50 объектов торговли и быта, сожжено шесть автомобилей, разграблен винно-водочный магазин, выбиты окна во многих административных и жилых зданиях, общежитиях. Была на некоторое время парализована работа ряда предприятий и учреждений. Потом пришла пора анализировать происшедшее. Сегодня бывший зять Нурсултана Назарбаева, диссидент-политэмигрант Рахат Алиев, в своей крамольной книге «Крестный тесть» в главе «Как мы дошли до Астаны» пишет, что власть «просто погасила пламя народных волнений» пулями. Рахат Алиев сравнил Новый Узень с Андижаном. Он обратил внимание, что нынешний приближенный Н. Назарбаева Каирбек Сулейменов был в то время заведующим отделом ЦК Компартии Казахстана и курировал силовой блок в самом начале правления нынешнего президента Казахстана. Тогдашние беспорядки рассматривала комиссия председателя Президиума Верховного Совета КазССР М. Сагдиева, секретаря ЦК Компартии Казахстана У. Джанибекова, прокурора республики Г. Елемисова, председателя КГБ КазССР В. Мирошника. Уже тогда выводы о причинах бойни звучали так: «...они кроются не столько в так называемом «кавказском засилье» в торговле, общественном питании, сфере обслуживания в целом, о чем заявляли участники массовых беспорядков, сколько в запущенности социальной инфраструктуры города. И в этом – немалая доля вины Миннефтепрома СССР, некоторых республиканских ведомств». Действительно, в Новом Узене не хватало жилья, продовольствия, часть молодежи не обеспечивалась рабочими местами, с перебоями работали предприятия бытового обслуживания, учреждения культуры, недоставало спортивных сооружений. Новый Узень занимал одно из первых мест по «республиканскому туберкулезу». Вдобавок расцвела спекуляция, взвинчивание цен кооперативами. При этом лучшие квартиры и лучшие условия получали вне очереди все те же выходцы с Кавказа с толстыми кошельками. Однако «корни проблемы» тогда предпочли увидеть в «колониальной» Москве, которая-де выкачивала ресурсы из республики, не оставляя на развитие инфраструктуры совершенно ничего. Эта версия до сих пор является в Казахстане господствующей.
Жанаозен – повторение пройденного? Ровно через 20 лет с момента распада «колониальной империи СССР» в том же Новом Узене, который борцы с «колониальным прошлым» успели переименовать в Жанаозен, опять идет бойня, и опять из-за «пришельцев»!.. Если ранее по устоявшейся традиции во всем виноваты были Кремль и русские, то русских выдавили отсюда после 1991-го, и на Мангышлаке теперь живут только «титульные», а также некоторое количество абсолютно нищих и бесправных жителей Каракалпакии. На этот раз, в декабре 2011 года, «нефтедобывающих номадов» возбудили китайцы, которые хотя и исповедуют свой отдельно взятый марксизм, но поступают вполне по-капиталистически – скупают приглянувшееся добро в хозяйстве Назарбаева. Китайцы приобрели контрольный пакет нефтедобывающей компании и стали конфликтовать с профсоюзом на тему зарплат и социальных пакетов. Подобное происходит во многих странах, но до стрельбы не доходит. Причем именно этот регион считается в республике одним из самых «прибыльных» после торгово-финансовой Алма-Аты и бюрократическо-бюджетной Астаны. Если средняя зарплата в Павлодаре достигает 60 тыс. тенге (600 долларов), а в Алма-Ате – 80 тыс. тенге (800 долларов), то нефтяники получают намного больше. В начале 2010 года среднемесячная зарплата оператора подземного ремонта скважин 4-го разряда составляла 296 тыс. 092 тенге. А в этом году, после введения новой системы оплаты труда, а также индексации в начале года с учетом инфляции зарплата того же рабочего составила 316 тыс. 719 тенге. Безусловно, уровень среднемесячных зарплат у рабочих разной квалификации отличается. Например, оператор добычи нефти и газа третьего разряда получает на руки 166 тыс. 135 тенге. Оператор, имеющий четвертый разряд, зарабатывает больше – 199 тыс. 608 тенге. А оператор добычи нефти и газа пятого разряда – уже 247 тыс. 427 тенге. (http://kaz-news.blog.ru/121208051.html). Однако, как уверяют бунтовщики, им просто не выплачивают эту зарплату. Кроме того, свидетели рассказывают, что на Мангышлаке применяют весьма характерную тактику, когда рабочих принимают на работу на некий испытательный срок, после которого труженика просто «кидают» и с работой, и с заработанными деньгами. Что там говорить, коррупция и беспредел удельных «байчиков» и чиновников от бизнеса процветают, и, уж конечно, Казахстан – не та благополучная страна, о которой вещают дикторы на государственном телеканале «Хабар». Однако причины бунта далеко не только в этом, ведь на севере страны совсем недавно тоже бастовали и перекрывали трассу сельхозрабочие, но обошлось без стрельбы и погромов.
Призрак бродит по Казахстану. Американизм или национал-исламизм? Гнойник бунта воспалялся еще весной, когда нефтяники «Озенмунайгаза» начали свои акции протеста. В прошлом году тоже было жарко, и даже были «сопутствующие бунту жертвы» среди гипертоников. С той поры в ряды казахских нефтяников затесалась этнически русская (!) Наталья Соколова, имеющая налаженные контакты в Госдепе США. И что удивительно, в стране, где русские давно находятся на вторых и третьих ролях, в регионе, где, вообще-то, и русский язык понимают уже не все, русской Соколовой вдруг начинают внимать и выполнять ее советы, как бараны! Вокруг «Казмунайгаза» началась постоянная возня смывшегося в Лондон местного олигарха и владельца информационного центра «Республика» Мухтара Аблязова, чей телеканал «К+» могут смотреть граждане, имеющие спутниковые антенны. Время для выступления было выбрано не случайно – вся республика начала невиданные по размаху празднования своей независимости. Праздник решили использовать по-своему, тем более 16 декабря – это 25-я годовщина так называемого «Жолтоксана», первой националистической демонстрации в СССР, когда возбужденные националистами казахские студенты устроили мятеж на площади Брежнева в Алма-Ате. Именно к этому событию «привязал» праздник независимости бедный на историю Казахстан. Бунт через «сакральность» уже раскрученного бунта – что может быть интереснее с точки зрения новых технологий? В «ненасильственном» характере новых революций все давно убедились. Любая революция, даже какая-нибудь «бархатно-чехословацкая» или «карамельно-майданная», подразумевает насилие. В Азии – тем более. Потому мирно вышедшие погулять с плакатами и железной арматурой демонстранты стали переворачивать машины и юрты, подожгли новогоднюю елку, а после разгромили полгорода. О наследивших в Казахстане «всемирных демократизаторах» сегодня пишут много. Сюда в свое время даже приезжала вскормленная ими украинская «ПОРА», ободренная успехами в деле свержения режима Акаева в Бишкеке. Однако тогда Назарбаев устоял под ударами двойного кризиса – экономического и семейного (конфликт с дочерью Даригой и зятем Рахатом Алиевым). Теперь ему преподнесли очередной сюрприз от «цивилизованного общества». Примечательно, что возле посольств Казахстана в Москве и Киеве сразу появились «скорбящие по поводу трагедии» и «протестующие против тирании» – кто с белыми каспаро-ленточками, кто с оранжевым прошлым (к слову, посольства Бахрейна, где полиция убила этими днями несколько демонстрантов, пикетчиков совершенно не интересовали: отмолчались же о Бахрейне возмущенные событиями в Казахстане ЕС и ООН). Параллельно с подрывной работой «демократизаторов», только еще активнее, действуют в республике исламисты. В последний год Западный Казахстан стал их базой. Именно здесь произошли громкие теракты и бои с исламистским подпольем. О присутствии в Жанаозене «людей с Юга» уже открыто говорят спецслужбы. На видеосюжетах из бунтующего города явно слышны крики: «Аллах акбар!» Кстати, уничтоженная новогодняя елка – тоже, как ни странно, символ исламского сопротивления. На днях на портале Центральной мечети города Алма-Аты опубликовали практические советы для мусульман, касающиеся наступающего Нового года. Как напоминается, в исламе не празднуют Новый год ни по Хиджре, ни по григорианскому календарю. Авторы справедливо предупреждают, что Новый год есть праздник чревоугодия и пьянства и что многие мусульмане просто вынуждены иметь дело с глобальной культурой, «которая ведет в никуда». Верующим в Аллаха советуют быть аккуратнее со всеми запрещенными в Исламе атрибутами и твердыми в отказе праздновать праздники «неверных». Родителям советуют без лишнего ажиотажа прививать любовь к иному – лучшему с точки зрения ислама. «Можно купить детям подарок, чтобы им не было обидно, но приурочить его не к Новому году, а, например, к священному дню для всех мусульман – Джуме. И если вы всё сделаете правильно, то ваши дети будут ждать не Нового года, а два благословенных Ида, узнавая по мере своего взросления об их истоках и смыслах и проникаясь к ним любовью, заложенной вами еще в детстве...» Тему солидарности со «справедливыми требованиями и несгибаемой борьбой нефтяников» сразу же поддержали и казахские националисты. Русофоб Мухтар Шаханов, Серикжан Мамбеталин не только раскрутили тему «Казмунайгаза», но и мгновенно организовали митинг протеста в праздничной Алма-Ате. Их подержал и вездесущий национал-диссидент Ходжа Кожа-ахмет. На националистической теме стал также играть Мухтар Аблязов – «нефтяными бунтами» занимается его воспитанник, националист Жанболат Мамай, которого уже называют «мальчиком для провокаций» (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1308464520). Видимо, скоро о своем участии в бунте открыто заявят снискавшие известность «Солдаты Халифата». Схватка за каспийскую нефть, в которой отчетливо обозначились такие силы, как евроатлантизм, исламизм и Китай, уже в разгаре. Нурсултану Назарбаеву есть над чем задуматься…
Виктор ШЕСТАКОВ, Фонд стратегической культуры
|