Главная           Наверх     

 

Грузия перед очередным испытанием

 

9 апреля пройдет 20-летие разгона советскими войсками митинга в центре Тбилиси. Это был митинг оппозиции, организованный перед правительством тогдашней Советской Социалистической Грузии. 9 апреля 1989 года стало началом ползучего антиконституционного переворота, осуществленного так называемым национально-освободительным движением при тайной поддержке Москвы и явной поддержке Вашингтона.

9 апреля 2009 года, по плану уже нынешней оппозиции, начнется перманентная протестная акция по всей Грузии. В центре Тбилиси, перед парламентом, назначена главная акция – многотысячный митинг, главным требованием которого будет отставка президента Саакашвили. Митинги и шествия пройдут также и в регионах страны. Созданы комитеты неповиновения во всех регионах Грузии. Комитеты призваны создавать условия нейтрализации местных властей.

Главные политические силы Грузии в один голос выступают за смену президента, за изменение законодательной основы выборов и, после этого, за проведение внеочередных президентских и парламентских выборов. Но непосредственной задачей провозглашена отставка Саакашвили.

В 2003 году на волне народного недовольства инициативу перехватили и в результате очередного неконституционного переворота к власти вновь пришли прозападные политические силы. Так называемая «розовая революция» привела к власти новых лиц, но эти «новые лица» были также представлены и в составе прежнего политического руководства страны. Более того, они играли ключевую роль во властной структуре при Шеварднадзе, но в определенный момент перешли в оппозицию. Эти «революционеры с розами» были поддержаны и в финансовом, и морально-политическом отношении со стороны США и смогли провести дворцовый переворот. Надо отметить также и немаловажную дипломатическую роль России, что выражается в разрядке обстановки и содействии мирному переходу власти от Шеварднадзе к Саакашвили. Тем самым было изменено лицо режима – персоналии, но сам режим остался прежним. То есть никаких изменений во внутренней и внешней политике не произошло. Более того, энергичнее была продолжена интеграция Грузии в структуры НАТО, ускорилась милитаризация страны и были предприняты опасные силовые усилия против сепаратных режимов Южной Осетии и Абхазии. Резко ухудшились отношения с Российской Федерацией.

В августе прошлого года политическое руководство Грузии дало повод России осуществить открытую оккупацию территорий бывшей Социалистической Грузии, отделившихся сразу после развала СССР, – Южной Осетии и Абхазии. Авантюристическая попытка Саакашвили военным путем «восстановить конституционный порядок» в Южной Осетии обернулась для страны очередной трагедией. В результате этой авантюры Грузия получила свыше 60 тысяч «новых» беженцев, около 12 сожженных грузинских сел в Южной Осетии, несколько сотен погибших военнослужащих и мирных жителей. Особенно жестокой и варварской была бомбежка города Цхинвали по приказу тбилисского руководства. Россия получила легальное право разместить военные базы за кавказским хребтом, тем самым она укрепила свое военно-стратегическое положение в регионе Кавказа. Энерготранспортный коридор, проходящий через территорию Грузии, уже не рассматривается Западом как надежная альтернатива для доставки энергоносителей в Европу.

Не исключено, что высшее политическое руководство Грузии, принимая роковое решение ввести военные силы на территорию Южной Осетии, преследовало цель «списать» многомиллиардный военный бюджет, израсходованный далеко не для военных целей. Также оно действовало заведомо в интересах олигархического правительства России, которое нуждалось в юридической основе для размещения военных баз в Абхазии и Южной Осетии. Так или иначе, Грузия де-юре распалась и встала перед реальной опасностью исчезновения с карты вообще. Поэтому, с точки зрения действующей конституции, сегодняшнее политическое руководство Грузии приняло предательское решение, совершив государственную измену. Оно совершило тяжелейшее преступление перед осетинским и грузинским народами, которые смогли преодолеть привнесенную извне вражду, совершить невозможное в условиях конфликтной зоны, восстанавливать мир и дружбу между селами, семьями, людьми, подавляя живые воспоминания жестокого кровопролития начала 90-х. Теперь перспективы восстановления прочного мира, возвращения беженцев и восстановления территориальной целостности Грузии значительно отдалены.

На фоне катастрофического социального положения августовский военно-политический крах ускорил приближение очередного политического кризиса в Грузии. Весь послеавгустовский период был периодом брожения различных политических партий и организаций, созданий блоков и союзов против нынешних властей. А нынешние власти уже не могут контролировать ни политические процессы, ни средства массовой информации, особенно печатные. В Грузии подавляющее большинство газет выступают с критикой властей предержащих. Такую позицию занимает также и пара телеканалов, которые, к сожалению, охватывают только Тбилиси и близлежащие к столице районы.

Жесточайший контроль всех сфер общественной жизни, осуществленный властями сразу после прихода к власти, уже не приносит должного эффекта. Полицейская система подавления сегодня работает в максимально напряженном режиме. Первые итоги такой «работы» уже появились. Многие думали, что МВД не может осуществлять такие же явные и наглые репрессивные меры, как до августовских событий и сразу после августа, когда всем и по всякой пустой причине могли приклеить клеймо «агента» и «предателя». Но как только приблизилась роковая дата – 9 апреля, атмосфера «охоты за ведьмами» и режим всеобщего преследования вновь восстановились.

На днях были осуществлены аресты членов одной из оппозиционных партий по обвинению в подготовке вооруженного переворота. Развернута широкая кампания предупреждения о реальной опасности вооруженного восстания. Везде «прослеживается» след России, то есть подконтрольные властям СМИ вновь разыгрывают хорошо опробованную «шпионскую» карту. С другой стороны, независимая пресса утверждает, что готовятся массовые аресты участников протеста, включая лидеров политических партий. Вновь появились сведения о том, что спецслужбы опять активизировали «обработку» представителей оппозиции, в том числе и лидеров. Вновь участились «визиты» в квартиры, а также вызовы в отделения МВД, несанкционированные задержания неугодных лиц с последующей «этапировкой» в кабинеты МВД для дальнейшей «обработки», нападения неизвестных лиц в масках на активистов оппозиции...

Совершены два террористических акта перед полицейскими участками в Тбилиси, за которыми последовали сомнительные комментарии правоохранительных органов, косвенно связывающие эти теракты с напряженной обстановкой в стране и деятельностью оппозиции. Усилено тотальное подслушивание с целью получения оперативной информации о готовящемся протесте, а также для фабрикации компроматов.

Одним словом, всё указывает на то, что Министерство внутренних дел, которое сейчас включает в себя также и структуры безопасности (разведка, контрразведка и так далее), активно готовится к силовому подавлению выступлений. Специальные подразделения и внутренние войска проходят интенсивную подготовку по разгону демонстраций.

До 9 апреля остались считанные дни. Атмосфера в обществе становится всё напряженнее. На политической арене в роли основных игроков, поддерживающих такое напряжение, выступают следующие объединения и партии: политические движения, следующие за Аласания, бывшим представителем Грузии в ООН, политические силы, следующие за Бурджанадзе, бывшим председателем парламента, «Национальный Форум» и Лейбористская партия Грузии.

Аласания считается «проектом» США. Он на политической арене активно появился буквально несколько месяцев назад. Поддерживают его проамериканские партии крайне правого толка, хорошо финансируемые и поддерживаемые Западом.

Бурджанадзе была одним из организаторов «Розовой революции» и бессменным председателем парламента начиная со времен Шеварднадзе. Она 2 раза исполняла функцию президента в переходные периоды и 2 раза обеспечивала легальность нынешнему режиму и нынешнему президенту – в 2004 году и начале 2008 года, после сфальсифицированных выборов. Ее тоже можно считать «американским проектом», хотя в ее биографии есть одно «пятно», видимо беспокоившее Запад: высшее образование, включая аспирантуру, она получила в Москве.

Так называемый «Национальный Форум» является тоже политическим движением правого толка, но, в отличие от остальных, провозглашает идею, близкую к нейтралитету во внешней политике.

Еще один влиятельный деятель нынешних политических процессов – Лейбористская партия, в общем, является левой партией и тоже выступает против размещения какой-либо военной базы на территории Грузии.

Вообще, идея вступления Грузии в состав НАТО стала непопулярной после августовских событий и абсолютным большинством населения Грузии не поддерживается. Военный конфликт ясно показал, что НАТО не является гарантом восстановления территориальной целостности Грузии. Население Грузии воочию увидело, что каждый шаг, приближающий к НАТО, чреват очередной дестабилизацией обстановки. Во всяком случае, сегодня очевидно, что сближение с НАТО отдаляет Грузию от нормализации ситуации в конфликтных зонах, от решения вопроса возвращения беженцев и от восстановления ее территориальной целостности.

Более того, если учесть напряженную ситуацию в регионах Грузии, где компактно проживают этнические армяне и азербайджанцы, каждый шаг, проделанный в сторону НАТО, чреват уничтожением многовековой государственности с последующим уничтожением самобытной, уникальной и богатой грузинской культуры и ее носителя – грузинской нации вообще. Что касается суверенитета, он де-факто давно потерян, – с момента разрушения СССР и обретения Грузией «государственной независимости» ею фактически правит контролируемое США марионеточное правительство.

Сегодня среди оппозиционных сил активно обсуждается внутренняя и внешняя политика, а также государственное устройство и социальные преобразования «построзовой» Грузии. Хотя никаких качественных изменений в программных установках оппозиции не наблюдается, и в этом смысле оппозицию можно не называть оппозицией. Но одно можно с уверенностью сказать: любое правительство, которое придет к власти в Грузии после Саакашвили, будет проводить гораздо более умеренную политику по отношению к России, с одной стороны, и к НАТО – с другой. Это означает более разумную внешнюю политику в силу новых реалий и объективных причин.

Народ многострадальной Грузии стоит перед очередным испытанием. Высока вероятность, что он в очередной раз будет обманут.

 

Лаша Шавдия

Тбилиси