Ностальгия от Яна и Ивана
Ровно двадцать лет назад (в конце сентября) последние военнослужащие Северной группы войск Советской армии и 4-й Воздушной армии покинули Польшу. Благодаря пагубным деяниям генсека Михаила Горбачёва бывшие освободители Европы ушли и из Чехословакии, Германии… Ушли по-горбачёвски, впопыхах, и зачастую не в казармы, а в чистое поле, о чем, конечно же, не забудут солдаты, выполнявшие приказы Родины. Не забудут этого и не конъюнктурные, а порядочные историки. Они наверняка изучат вопрос, кому и зачем был нужен тот поспешный уход, похожий на бегство. (К слову, даже Буш считал, что, например, объединение Германии продлится лет двадцать.) Но генсек-торопыга фантастически ускорил этот процесс. Может, ему поскорее хотелось войти в вожделенный общеевропейский дом? Но ведь такой дом не состоялся. Состоялось же другое, свидетелями чего все мы являемся... Автору этих строк никогда не забыть Миловице (Чехословакия). В февральский день 1991 года оттуда улетали (точнее – их выдворяли) наши МИГи, кажется на Украину. Народу было много: депутаты Федерального собрания, политики, журналисты. Советники советского посольства поздравляли чехов и словаков, заискивая: «Наконец-то вам, слава Богу, не будут мешать спать». Те благодарно жали им руки. Их, советников-вертухаев (кстати, некоторых из них Горбачёв и Ельцин назначили потом послами), не интересовала дальнейшая судьба летчиков. Пилоты парами выводили на старт свои машины. И один из МИГов дал такой форсаж, что у провожавших попадали с голов кепки и шляпы, и резко взмыл в небо. Этот момент надо было видеть, и надо было чувствовать состояние души молодого летчика... А сейчас не менее важна другая суть дела: не Чехия, не Словакия, не Германия, а Польша широко, а главное – сентиментально отмечает дату ухода советских войск. Поляки произвели даже подсчет: почти за полвека на территории Польшы пребывало более 3 миллионов советских военнослужащих и членов их семей. Следует заметить, что для наших соотечественников Польша была, не секрет, заграницей, Западом. Польская память, впрочем, как и всякая, двояка. С одной стороны, «оккупанты» нанесли огромный ущерб экологии страны. В тех местах, где они дислоцировались, стоит выкопать ямку – и она непременно заполнится нефтью. Настолько, дескать, были негерметичными их емкости и хранилища. Естественно, не обходится и без идеологии. В первую очередь обращается внимание на то, что польская, как и советская, пропаганда неустанно твердила, что СССР стережет мир, социализм и западную границу ПНР, а на самом деле имелась в виду охрана Ялтинского порядка и интересов Москвы. Рядовые поляки, однако, не забивают голову политикой. Михал Сабадах, владелец единственного в Польше музея «Пребывание советских войск», уверяет, что жителям городов и селений, находившихся вблизи советских гарнизонов, жилось неплохо, особенно во время военного положения. «В канун Рождества, – вспоминает он, – я пожаловался советским товарищам, что вигилию придется отмечать без традиционного карпа. Военные без промедления привезли к нам в Унеёвице пять бочек сельди. Как правило, «оккупанты» регулярно закупали у крестьян морковь, картофель, капусту, другие овощи, причем платили при этом хорошие деньги. Ну какие же это оккупанты? Не было проблем с бензином, водкой. Греха таить нечего, велась нелегальная торговля дефицитными товарами. Советское командование безоговорочно выделяло весной и во время уборки урожая солдат для проведения у нас полевых работ. Словом, нет, как говорится, худа без добра». Есть еще один немаловажный нюанс. Для советских военных Польша была местом службы, а для их детей – страной детства, юности, где зарождались дружба, первая любовь. Эти страницы не так просто вырвать из жизни. Время, однако, жесткое. В связи с распадом СССР на 15 государств начали слабеть прежние узы. Но выручил Интернет. Местом встреч стали социальные сети. В России это «Одноклассники», в Польше – «Наш класс». Ученики бывших военных городков и гарнизонов создали собственный портал – «Дети гарнизонов». Бывшие ветераны Северной группы и 4-й Воздушной армии также имеют сайт. Он есть и у ряда школ Легницы, Свидника. И всюду – добрые воспоминания о стране их юности, интернациональных вечерах, спортивных состязаниях, походах. В больших городах – Легница, Вроцлав, Щецин, кроме этих официально разрешенных мероприятий, были кино, клубы, магазины. Дело в том, что советские военные нередко жили в домах рядом с поляками. Ну как тут было запретить своим чадам выходить на улицу – поиграть в бадминтон либо в прятки. Поляки, как цыгане, звонили в любую дверь, и им открывали, и даже продавали всё, что они хотели купить. Короче говоря, была неофициальная добрососедская атмосфера. И поэтому по сегодняшний день идет переписка, шлют поздравления с днем рождения, Международным женским днем, Днем Победы… В Интернете есть даже объявления типа: «Вскоре буду в Легнице – городе вашего и моего детства. Принимаю заказы. Если понадобится, сниму улицу, дом, в котором вы когда-то жили». Ряд газет напоминает о мессе кардинала Хенрика Гульбиновича, приуроченной к выводу советских войск из Польши. Обращаясь к собравшимся, а среди них были командующий Северной группой генерал Виктор Дубинин и штабные офицеры, священнослужитель сказал: «Вас прислали к нам с винтовками и танками. Но вы должны помнить, что о вас будут судить то тому, что вы сделали как люди, а не как только исполнители приказов. Поэтому не должно совершаться зло, ибо то, что дозволено делать всё, не означает, что необходимо делать это». Эти слова потрясли, по мнению печати, не только представителей Северной группы. Иначе как объяснить тот факт, что в центре Легницы, где размещался штаб группы войск, по сей день стоит памятник благодарности Советской армии. В этом мемориале, открытом 60 лет назад, в сущности, вся история Польши, польско-советско-российских отношений. Известный архитектор Юзеф Газы с душой создавал этот 4-тонный монумент. Девочка сидит на плече польского жолнежа (солдата), а ручонкой опирается на плечо советского воина. Это, по замыслу архитектора, – символ поколения, спасенного от гибели. Поначалу мемориал называли памятником благодарности, потом по-тихому поменяли название на «братство по оружию». А жители Легницы называли его и продолжают называть памятником Яну и Ивану. Изменялось и название места, где он установлен. Перед Второй мировой войной была Славянская площадь, затем – Рокоссовского, Сталина, но потом решили вернуться к прежнему названию. В 1956 году (известные события в Венгрии, Польше) была предпринята попытка взорвать памятник, но тщетно. Правда, злоумышленникам всё же удалось накинуть на шею советского солдата удавку. В 80-е годы деятели «Солидарности» оскверняли мемориал. А когда пришли к власти, хотели отправить памятник на кладбище советских воинов либо вообще на переплавку. Совсем недавно депутаты Легницкого горсовета от партии «Закон и справедливость» и Лиги польских семей вновь подняли вопрос о переносе памятника. Однако расчеты показали, что его перевозка на кладбище обойдется в 100 тысяч злотых (примерно 30 тысяч долларов). Мэр Легницы Тадеуш Кшаковский опротестовал депутатское решение, и воевода поддержал его. Жители Легницы облегченно вздохнули. Если Ян и Иван в чем-то и провинились, но при чем тут девочка на солдатских плечах? Зачем ее отправлять на переплавку? Михал Сабадах, директор частного музея, отнюдь не на обочине этих событий. Он начал создавать экспозицию с бюста маршала Константина Рокоссовского, который командовал после войны Северной группой войск. Президент Польши Болеслав Берут, предварительно переговорив со Сталиным, предложил Рокоссовскому пост министра обороны ПНР. Одновременно Рокоссовский стал и польским маршалом. Сначала на цоколе была только голова маршала двух народов, потом по просьбе советского посольства появился более представительский бюст. Его открыли в музее Сабадаха в День Победы – 9 мая 1998 года. С участием многочисленных ветеранов, в том числе и российских, военных, дипломатов, журналистов. Такая же церемония проходит ежегодно в один и тот же день – 9 мая. Фотографии свидетельствуют: в музее побывали генерал Ярузельский, всемирно известный актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Жириновский… В Унеёвице, где расположен музей Сабадаха, регулярно отмечаются и вычеркнутые из польского календаря праздники – годовщина битвы под Ленино, День Войска Польского, День освобождения Польши. Возлагаются венки, а рядом с польским бело-красным флагом развевается стяг с серпом и молотом. Есть и проблемы. Бюст Рокоссовского, по мнению представителя мэрии Легницы Аркадиуша Родака, принадлежит городу. В музее он только как депозит. «Впервые об этом слышу, – заявил директор музея Михал Сабадах. – Никто не интересовался Рокоссовским, дело шло к переплавке. Я забрал бюст с коммунального склада. Он принадлежит музею. Такова моя позиция». Сабадах имеет несколько других бюстов. Все они в зале музея, рядом с мундирами, наградами, оружием, штабными картами, пропусками, командирскими часами. Сабадах особенно гордится 1,5-метровой копией ордена Победы. Многие экспонаты получены от российских офицеров. Приезжали проведать места былой службы, непременно привозя с собой подарки, сувениры. Отмечала годовщину вывода советских войск вся Легница. В музее открылась выставка, состоялись научные сессии, Дни польско-российского романса и даже конкурс на выпечку лучшего русского пирога. В легницком театре прошла встреча «Через двадцать лет», на которой присутствовали и приглашенные в Польшу россияне, бывшие жители города. «Историки, военные беседовали о том, – пояснил директор театра Яцек Гломба, – как было двадцать лет назад и каковы сегодня отношения между нашими странами. Театр не должен быть только святыней искусства. Он может быть и местом порой нелегкого диалога. Общая история сегодня уже не так разделяет, как это было совсем недавно». Новым импульсом к ностальгии, сентиментальности стали фильмы «Малая Москва», «Анна Герман», снятые режиссером Вальдемаром Кшистеком. Обе картины хорошо знакомы российским зрителям. Только «Анну» еженедельно смотрели 22 миллиона россиян. В Польше по пятницам у экранов телевизоров усаживались более 6 миллионов человек. Я не один год знаком с паном Вальдемаром. Дозвонившись к нему, говорю: – Ваши фильмы способствуют объединению народов, которые долгие годы имели друг с другом немало хлопот. – Выходит, я не зря жил в Легнице рядом с советским гарнизоном, многое видел и слышал, – ответил мне Вальдемар Кшистек, а затем добавил: – Есть вещи, в силу которых далеко не каждый поляк будет петь вместе с россиянами «Катюшу». Но знаю, что большинство моих соотечественников не будут бросать соседей в мешок с надписью «кацап, москаль». На мой взгляд, рассказывая о новейшей истории польско-российских отношений, не надо бояться разговаривать. Настоящего согласия не удастся добиться так, как это делается сегодня. Мы едем к вам с фильмами, спектаклями, потом вы – к нам. Диалог, однако, заключается не в том, что каждый говорит отдельно, ибо нам есть о чем говорить вместе. В Москве я познакомился с паном Белзой. Его дед написал «Катехизм польского ребенка», который в Польше все знают: «Кто ты? Поляк малый». Пан Белза прекрасно говорит по-польски, но живет в Москве и считается россиянином. Таких примеров, которые свидетельствуют о наших отношениях гораздо больше, чем самые солидные доклады, достаточно много. И только они приводят в движение размышления, в частности и о том, что что-то не так очевидно, как мы думаем и как говорят нам политики. Пожалуй, только так можно избежать строительства новых стен, прокладки рвов, межей.
Анатолий Петрович ШАПОВАЛОВ, журналист-международник
|