Ренессанс домовых демонов
Польшу, будто половодье, захлестнула мода на «еврея с деньгой». Его фигурки и картинки – вездесущие: в домах, офисах, гипермаркетах, на выставках, в банках, ресторанах и кафе, где вместе со счетом выдают симпатичного домового. Если поляк решается преподнести подарок иностранцу, теперь он отставляет в сторону знаменитую водку «Шопен»: она – не чета «еврею с деньгой». Его символ заполонил и Интернет. В Сети советуют повесить фигурку рядом с индексом Nikkei 225, показывающим изменение курса акций на Токийской бирже. Глядя на эти картинки, уверяют, можно многому научиться. Ведь еврей поднимает монету с земли не просто так. Поднимает и всматривается в нее, раздумывая, что же сделать с этой денежной единицей. Его движения не быстрые, полные, как у шахматиста, размышлений. В его кошельке полно денег, но та монета для него очень важная. В Интернете подробно рассказывается, как нужно использовать символы. В доме должны находиться две фигурки: «еврей с деньгой» и «еврей с лимоном». Первая приносит хозяевам счастье, достаток, удачу в делах. Вторая охраняет дом, следит за тем, чтобы в нем никогда не было недостатка в еде и питье. Вариантов предлагается множество: еврей с чесноком, мешком денег, в космосе, с монетой в левой руке (на счастье), с бухгалтерской книгой… Как правило, это пожилой человек, с бородой, зачастую с пейсами, фуражке либо ермолке. Купить фигурку либо картинку, написанную маслом на полотне, нет проблем. Студенты-художники продают их на каждом углу, причем недорого. Но цена на произведения, выполненные выпускниками, естественно, значительно выше. Подробно излагается, что необходимо делать, чтобы домовые принесли деньги, удачу. Для этого нужно придерживаться определенных принципов. Во-первых, недостаточно купить фигурку, ее нужно получить от кого-либо в качестве подарка. Во-вторых, она должна висеть какое-то время вверх ногами. В-третьих, за рамку картинки надо поместить грошек (самую маленькую денежную единицу в Польше). И тогда финансовая ситуация начнет поправляться. Правда, в том же Интернете и немало предостережений. «Дорогие женщины, – пишет одна из пользователей Сети Моника Ш., – должна вас предупредить. Фигурка висела у нас в передней полгода, и что же? Нам пришлось чуть ли не браться за суму. Мой муж взял и выбросил фигурку в камин...». «Еврея с деньгой» можно было бы рассматривать как этнографическую деталь, если бы не масштабы этого явления и его парадоксальный контекст: евреи, которых ранее считали кровопийцами, возвращаются как духовные опекуны поляков. Евреи не одно столетие жили на польской земле, что отражают народные поговорки: «у кого нет в доме еврея, тому беда»; «пришла беда – беги к еврею»; «еврей в сенях – деньги в кармане». Потом была Вторая мировая война, Холокост. Из шести миллионов погибших поляков половина – евреи с польским гражданством. Получается, что «еврей с деньгой» – это гротеск чистой воды. Известный антрополог культуры Иоанна Токарская-Бакир, ища объяснений, отчего пошла мода на «еврея с деньгой», обращается к работам Зигмунда Фрейда, в которых тот излагает концепцию «позднего послушания», тесно связанного с эволюцией совести. Ученый напоминает об убийстве отца, которое совершили его взбунтовавшиеся сыновья. По Фрейду, совесть – производное от чувство вины сыновей и отсюда – их попытка смягчить ее посредством позднего послушания. Токарская-Бакир не исключает, что на новую моду в Польше следует смотреть по-иному – в менее иррациональном, но более моральном свете. «Еврей с деньгой», охраняющий польский дом, – это хотя и неумелый, но всё же знак моральной подвижки, к которой готовится, как умеет, польское коллективное сознание. Кстати, евреи начали селиться в Польше, как следует из книги Юзефа Орлицкого «Из истории польско-еврейских отношений», с конца ХI века. XVI век называли золотым для евреев в Польше. Они создали, в сущности, государство в государстве. В начале ХХ века их численность уступала только такому же показателю в Соединенных Штатах. Перед Второй мировой в стране проживало до 3,5 миллиона евреев. В 1944–1947 годы их было 275 тысяч. Затем началась эмиграция. Во время съемок фильма «Список Шиндлера» в Польше осталось, по данным статистики, 3 тысячи евреев. Сколько их сейчас, точно никто не знает...
Анатолий Петрович ШАПОВАЛОВ, журналист-международник
|