Главная       Дисклуб    Наверх

 

        

Варшавская пауза

Но генерала Ярузельского всё равно не хотят оставить в покое

 

14 мая Варшавский окружной суд, в очередной раз пытаясь ответить на фундаментальный для Польши конца ХХ века вопрос, было ли легальным и нелегальным введение в стране 13 декабря 1981 года военного положения, вернул Институту национальной памяти акт, в котором генерал армии Войцех Ярузельский и 8 его соратников обвиняются в нарушении польской конституции и в руководстве «организованной преступной группой военного характера с целью совершения преступлений, заключавшихся в лишении свободы путем интернирования».

С учетом того, что архивные документы неполные, а мнения историков противоречивые, суд постановил принять во внимание конкретный исторический контекст (принятия решения о введении военного положения) и допросить ключевых политиков времен «холодной войны», включая бывшего президента СССР Михаила Горбачева, экс-премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, экс-канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, бывшего госсекретаря США Александра Хейга, бывшего советника по национальной безопасности Збигнева Бжезинского. «А почему только их? – иронично заметил в этой связи польский историк Антони Дудек. – Не мешало бы еще заслушать Далай-ламу и других личностей мира».

Прокуроры Института национальной памяти, который стал при братьях Качиньских своеобразной следственной политической организацией, отверг решение Варшавского окружного суда, считая, что для проведения процесса достаточно заслушивания только польских свидетелей.

Суд обратился к России с просьбой предоставить ему все материалы, связанные с введением военного положения. Правда, многие эксперты не верят в то, что такое случится.

Напомним, что подготовка к судебному процессу, начало которому было положено в 2006 году, велась ускоренными темпами. Обвинения были предъявлены 84-летнму генералу армии Войцеху Ярузельскому, а также генералам Флориану Сивицкому, Тадеушу Тучапскому, Чеславу Кищаку и бывшим членам Госсовета – всего девяти человекам. Самому молодому из них 80 лет, наиболее пожилому – 91. Им грозит от восьми до десяти лет заключения.

В феврале генерал Ярузельский находился в военном госпитале с воспалением легких и проблемами сердца. Его самочувствие и сегодня очень неважное. «ЭФГ» попыталась связаться с генералом Ярузельским, однако заведующая бюро экс-президента Польши Гражина Роговская-Черминская пояснила: «14 мая суд заслушивал генерала по делу введения военного положения, а 15 мая – по делу трагических событий в 1970 году в Гданьске. Вот так, в нескончаемой череде судебных процессов, и живем. Генерал удовлетворен решением Варшавского окружного суда, но считает, что процесс, хотя и отложен на неопределенное время, скорее всего, продлится. При первой же возможности я соединю вас с ним».

По мнению юристов, обвинения, вроде «руководства организованной преступной группой военного характера с целью совершения преступлений», предъявляются, как правило, гангстерам, а не политикам.

Генерал Ярузельский в недавней беседе с «ЭФГ» заявил: «Я беру на себя ответственность за случившееся. Хочу дождаться если не конца процесса, то возможности объясниться, чтобы не оставить обвинения без ответов». Он пояснил, что согласился с предложением своих адвокатов заслушать ключевых политиков времен «холодной войны», так как даже Варшавский окружной суд увидел существенные недоработки в ходе следствия, проводимого Институтом национальной памяти.

Бывший президент Польши Лех Валенса в беседе с «ЭФГ» заявил: «Я боролся за демократическое государство, которое сможет провести расчеты, но расчеты не с собственным прошлым. Судебный процесс должен быть честным. Семья Ярузельских сражалась за наше дело, за свободную Польшу. И он, генерал, в другой истории и при других обстоятельствах считался бы великим человеком. Считался еще и потому, что он очень умный человек».

Реагируя на события в Варшаве, бывший президент СССР Михаил Горбачев заявил: «Всё, что нужно было и что было мне известно, я уже написал дважды или трижды. Прибавить к этому мне нечего. Писал в сейм, властям, говорил прессе. Считаю, что происходящее – это попытка отвлечь внимание от внутренних политических процессов, которые возникают в Польше». Горбачев призвал Польшу, поляков оставить в покое крайне больного генерала Ярузельского.

 

Анатолий Петрович ШАПОВАЛОВ,  журналист-международник