Главная       Дисклуб     Что нового?         Наверх  

 

Драма существования – страх небытия,

или Кое-что о том, как обуздать это чувство

 

Вроде бы всё ясно: обычный, физически здоровый человек повседневно не мыслит о том, что он, в сущности, смертен. Ведь, идя на работу, не воображаешь собственные похороны; играя с детьми, не думаешь о том, что в данный момент наше тело неумолимо стареет; делая покупки, отвергаем мысль, что нас точит какая-то болезнь… Правда, есть люди (их немного), которые ощущают всё это, страдают и нуждаются, как правило, в психологической помощи. Большинство же старается не погружаться в повседневной жизни в драму существования и небытия. По мнению ватиканской газеты «Обсерваторе Романо» («Римский обозреватель»), современная западная культура также содействует отгону от себя мысли о смерти либо пробует ее «приручить», представляя ее чем-то иным, чем она есть в действительности, например в виде праздника Хэллоуин.

Сознание о собственной смертности приходит к человеку со временем. Когда он еще ребенок, то воображает усопших как живущих где-то там, а смерть – как форму жизни либо как страшилище, которое специально приходит к умирающему человеку. При этом малые дети рассуждают еще о том, что смерти можно избежать, если будешь достаточно ловким, сметливым, о чем рассказывается в сказках братьев Гримм.

Неизбежность смерти осознается позже. Способность перспективно мыслить делает взрослого человека податливым на экзистенциальное беспокойство, источником которого является, в общем-то, столкновение: стараемся радоваться жизни, однако осознаем и неизбежность ее конца. Становимся впечатлительными на всякие раздражители, напоминающие о смерти, в итоге пытаемся защищаться от нежелательных последствий.

В соответствии с известной теорией овладения тревогой, преодоление страха перед смертью является главным источником человеческой мотивации, включая культуру и мировоззрение. Всё это нацелено на облегчение поддержания психологического равновесия. Главные источники защиты от болезненной констатации неизбежности конца жизни – это позитивная самооценка и мировоззрение, которые придают порядок и прочность окружающей нас жизни и содержат в себе обещание несмертности. Эта несмертность может быть понимаема дословно как вечная жизнь, реинкарнация либо символическое оставление следа (художественное произведение, научное открытие), память людей или продолжение собственной жизни в детях, внуках. Чтобы достигнуть такой несмертности, нужно признавать содержащиеся в определенном мировоззрении – религиозном либо материалистическом – ценности и приспосабливаться к его нормам и принципам. Из их соблюдения нисходит к нам награда в виде позитивной самооценки, которая информирует нас, что мы на верном пути к достижению дословной или символической несмертельности. Именно это помогает нам защищаться от страха.

Мировоззрение и самооценка, однако, не существуют реально, они – в наших головах. Поэтому необходимо постоянное подтверждение (со стороны других) того, что наши воззрения верные, а самооценка так же высока. Исследования американских ученых показали, что позитивная информация, услышанная о себе со стороны, эффективно снижала ощущение страха, возникшее после просмотра фильма с мотивом умирания. Те, кто был лишен этого, чувствовали достаточно сильное беспокойство.

Поскольку мысли о собственной смертности чреваты столь негативными эмоциями, люди стараются их избегать, искажая поступающую к ним информацию таким образом, чтобы в ближайшем и далеком будущем находиться от смерти как можно дальше. Особенно грустно при этом то, что начинают дистанцироваться от смертельно больных людей. Причем этот поступок достаточно частый. А ведь в данный момент больным как раз и необходима большая поддержка. На деле же возникает общественная стена. Такая дистанция при этом может иметь как физический, так и психологический характер. Окружающие перестают воспринимать, что люди, которым угрожает смерть, подобны им.

В ходе экспериментов установлено, что если выявлены какие-либо склонности, связанные с недолгой жизнью, то многие начинают считать, что они у них не проявятся. Например, полагая, что сильные эмоции связаны с долголетием, участники эксперимента описывали себя весьма эмоциональными личностями. И наоборот.

Страх перед смертью серьезно влияет на нашу общественную деятельность. Выяснение способов защиты, которые мы предпринимаем, чтобы убежать от мысли о своей смертности, позволяет понимать не только политические события, но и многие вопросы из повседневной жизни. Такой страх зачастую понимается как окончательный рубеж, который должен действовать там, где оказались бессильны другие способы. Но тут есть и проблема: в жизни зачастую складывается не так, как считают, например, ученые. Так, если ты осознаешь собственную смертность, то по определению должен осторожно ездить, скажем, на автомобиле. Но те, для кого быть лихим водителем – важная часть характера, поступают наоборот. Жмут на педаль не тормоза, а газа. По мнению израильских ученых, это происходит потому, что под влиянием мысли о своей смерти люди стараются подтвердить собственную позитивную самооценку. Как это сделать за рулем? Конечно, надо ехать быстрее, лихо обгоняя попутчиков.

Исследования показали: преимущественно люди старшего возраста, которые имели время свыкнуться с мыслью о собственном уходе, не поддаются столь сильно рассуждениям о смерти и в ситуациях, вызывающих страх перед ней, гораздо толерантны, чем молодые. Более того, вместе со зрелостью повышается самооценка. В начальный период жизни (до 12 лет) мы в основном одобряем, любим и позитивно оцениваем себя. Но потом происходит резкий спад таких оценок. Поздняя зрелость – это время, когда мы восстанавливаем утраченное самоодобрение. Этот процесс продолжается до 70 лет, а затем снова наступает, хотя и небольшой, спад самооценок. С возрастом повышаются способности контролировать собственные эмоции, чему содействует возрастающее удовлетворение жизнью и снижение негативных настроений.

Зрелость не оставляет нас беззащитными перед лицом приближающейся смерти. Напротив, она вооружает нас разными средствами, позволяющими лучше справляться с этими чувствами. А если уж всё же и одолевают мысли о неизбежности смерти (это может случиться даже при чтении своим внукам сказок братьев Гримм), то самый раз проявить волю и отогнать эти думы прочь.

 

Анатолий Петрович Шаповалов,

журналист-международник