Главная       Дисклуб     Наверх   

 

Пол Пот: время пересмотра

 

Сейчас в Камбодже пора муссонов – время зелени, прохлады и отдыха. Затоплены рисовые поля на холмистых склонах, едва проходимы леса, где прячутся старые храмы, неспокойное море отпугивает любителей искупаться. Самое время вновь побывать в этой скромной стране, отдыхающей от туристических толп, деловой лихорадки, покойной и тихой.  Камбоджийцы заняты добычей креветок, кальмаров и морского окуня. Они вручную выращивают рис, не отравленный гербицидами.  Продуктами себя обеспечивают, хватает и на экспорт. Не рай, конечно, но страна живет.

 От социализма здесь осталось не много. На принадлежащих китайскому капиталу фабриках десятки тысяч камбоджийских девчонок за 80 долларов в месяц день и ночь штампуют футболки для рынков Америки и Европы.  При первых попытках организовать профсоюз их выбрасывают на улицу. Нувориши живут во дворцах. Повсюду можно увидеть «Лексусы». Попадаются и «Роллс-ройсы». В гавань на экспорт тянется бесконечная вереница лесовозов с драгоценным грузом черного и красного дерева.  Уничтожаются леса, зато обогащаются трейдеры.  В столице множество французских ресторанов.  Представители заграничных НПО получают в минуту месячную зарплату местных рабочих.

 Немногое напоминает о том штурмовом времени, когда камбоджийцы пытались радикально изменить ход вещей с помощью своей уникально традиционалистской, консервативной  крестьянской революции под коммунистическим знаменем. То было славное время  Жана Люка Годара и его «Китаянки», когда китайская культурная революция перевоспитывала партийных бонз в далеких деревнях и красные кхмеры шли на порочную столицу.  Для социалистического движения это был момент бифуркации:  либо вперед к социализму в духе Мао, либо идти от социализма назад по стопам Москвы.  Красным кхмерам было отмерено только три года, с 1975 по 1978 год.

 Удивительно, но камбоджийцы не поминают лихом то время.  Для нечастого гостя из-за рубежа это поразительное открытие.  Я приехал не для того, чтобы откопать «правду», какой бы она ни была.  Меня интересовала коллективная память этого народа; как  воспринимают камбоджийцы события 70-х годов прошлого века, что отложилось в их историческом сознании?  Всемогущая фабрика внушения, созданная Западом, выжгла в нашем воображении образ кровавых коммуняк Кхмер Ружа, пожирающих свой народ на Полях Смерти под руководством кошмарного Пол Пота – этого олицетворения безжалостного деспота.

 Если верить часто цитируемому американскому профессору Рудольфу  Руммелю, «из приблизительно 7 миллионов 100 тысяч населения Камбоджи в 1970-х... было убито почти 3 миллиона 300 тысяч мужчин, женщин и детей... большинство из которых убили коммунисты Кхмер Ружа».  Если это так, то простой подсчет показывает, что каждые полминуты в Камбодже убивали по одному человеку.

 Но вот что странно.  Несмотря на обвинения во множестве геноцидов, по сравнению с 1970-ми население Камбоджи увеличилось вдвое. (Прим. ред.: на июль 2012 года население Камбоджи составляло 14 миллионов 952 тысячи 665 человек (данные ЦРУ).) Это можно объяснить либо тем, что обвиняемые в геноциде красные кхмеры отнеслись к нему спустя рукава, либо тем, что масштаб убийств был чудовищно преувеличен. 

 Пол Пот, каким его помнят камбоджийцы, был не тираном, а великим патриотом и националистом, любившим культуру и образ жизни своего народа. Сам он вырос в дворцовом окружении; его тетя была фавориткой предыдущего короля. Он учился в Париже, но, вместо того чтобы делать деньги и карьеру, вернулся на родину и несколько лет жил с лесными племенами, учась у крестьян.  В нем жило чувство сострадания к простым деревенским жителям, которых грабили городские паразиты-компрадоры.  И он создал армию для защиты крестьян Камбоджи от  власть имущих грабителей.  Пол Пот, человек по-монашески простых нужд, не искал для себя богатства, славы и власти. Его единственной великой целью было избавить Камбоджу от колониального капитализма, вернуться к традициям деревенской общины и, опираясь на них, построить новую страну.

 Его видение отличалось от советского. Большевики индустриализировали страну, обескровливая крестьянство. Пол Пот хотел сначала восстановить деревню и только после этого развивать промышленность для удовлетворения ее потребностей. Он презирал горожан. С его точки зрения, от них не было никакой пользы.   Многие из них обслуживали ростовщиков-грабителей – эту отличительную черту пост-колониальной Камбоджи. Другие помогали иностранцам грабить свой народ.  Как националист, Пол Пот не доверял вьетнамскому и китайскому меньшинству Камбоджи.  Но сильнее всего он ненавидел стяжательство, жадность, страсть к обладанию вещами. Святой Франциск и Лев Толстой поняли бы его.

 Камбоджийцы, с которыми я говорил, высмеивали страшилки о коммунистическом Холокосте как западную выдумку. Они напомнили мне, как это было на самом деле. Короткая история смутных лет началась в 1970-м, когда американцы прогнали их законного правителя – короля Сианука и заменили его своей марионеткой – военным диктатором Лон Нолом. Его подлинным именем была Коррупция. Приближенные диктатора грабили всё, что могли, укрывали награбленное за границей и перебирались в США. Ко всему этому добавились американские  бомбардировки.  Крестьяне бежали в леса к партизанам Кхмер Ружа. Под руководством нескольких выпускников Сорбонны они в конце концов вышвырнули из страны Лон Нола и его американских советников.

 В 1975 году Пол Пот овладел страной, опустошенной американскими бомбардировками, по свирепости не уступавшими дрезденским, и спас ее, по словам моих собеседников.  Авиация США (вспомните «Полет валькирий» из «Апокалипсис сегодня») обрушила на эту бедную страну больше бомб, чем на нацистскую Германию, и покрыла минами всё, что осталось.  Когда камбоджийцев принуждают назвать самого большого разрушителя их страны (а они не любители копаться в прошлом), звучит имя профессора Генри Киссинджера, а не товарища Пол Пота. 

 Пол Пот и его товарищи получили в наследство опустошенную страну.  Обезлюдели деревни; миллионы беженцев наводнили столицу, спасаясь от американских бомб и мин. Нищих и голодных, их надо было как-то кормить. Но из-за бомбардировок в 1974 году рис не сажал никто.  Тогда Пол Пот отдал приказ всем оставить города, чтобы возделывать рисовые поля.  Это было суровое, но необходимое решение. Через год у камбоджийцев было достаточно риса, чтобы накормить себя и продать за рубеж для импорта необходимых товаров.

 Новая Камбоджа (или Кампучия, как ее теперь называли)  Пол Пота и его соратников стала кошмаром для элиты, богачей, а также их приспешников.  Но у бедных людей теперь было достаточно еды, и они учились читать и писать. Что касается массовых убийств, это просто страшилки, утверждали мои собеседники. Да, победившие крестьяне расстреливали мародеров и шпионов, но, по их словам, в несколько раз больше людей погибло от американских бомбардировок и мин и последовавшей оккупации страны вьетнамцами.

 Чтобы выслушать другую сторону, я поехал на Поля Смерти Чоунг Эка, где находится мемориальный комплекс и, как утверждается, были убиты и похоронены жертвы красных кхмеров. Этот хорошо ухоженный зеленый парк километрах в 30-ти от Пномпеня, с небольшим, но часто посещаемым музеем, представляет собой  камбоджийский Яд Вашем. Мемориальная доска говорит, что два-три раза в месяц красные кхмеры свозили сюда 20–30 задержанных  и многих из них убили. За три года это составило бы менее двух тысяч убитых.  Но на другой доске написано, что их было более миллиона. Ноам Чомский подсчитал, что число убитых в Камбодже было преувеличено «в тысячу раз».

 Нет фотографий убитых.  Вместо этого в скромном музее выставлено несколько простеньких картин, изображающих большого сильного мужчину, убивающего маленького и слабого.  Еще одна доска гласит: «Здесь хранились орудия убийств, но сейчас ничего не осталось» – и тому подобные надписи.  Мне это напомнило спонсированные ЦРУ истории о зверствах красных, будь то сталинский террор или украинский голодомор.  

Люди, находящиеся сегодня у власти в США, Европе и России, хотят представить любую альтернативу своей власти как кровавую, неспособную или тем и другим вместе.  Их особую ненависть вызывают неподкупные революционеры, будь то Робеспьер или Ленин, Сталин или Мао, или Пол Пот.  Им больше по душе деятели, которых влечет нажива, и они сажают таких на власть.  У американцев есть и особые причины:  убийства, совершенные по приказам Пол Пота, помогают им скрыть  их собственные зверства: миллионы жителей Индокитая, которых они уничтожили напалмом, бомбами и пулями.

 Камбоджийцы говорят, что очень много людей было убито вьетнамцами, напавшими на их страну в 1979 году, в то время как сами вьетнамцы предпочитают всё сваливать на «Кхмер Руж» (здесь и далее в данном тексте употребляется в нескольких значениях: «красные кхмеры», правящий в те годы режим, правящая партия, движение «красных кхмеров».Прим. ред.). Но сегодняшнее правительство не одобряет копания в недавней истории страны. И по серьезной причине. Практически все важные чиновники старше определенного возраста были членами «Кхмер Ружа», нередко высокопоставленными.  Кроме того, почти все из них сотрудничали с вьетнамцами. Премьер-министр Хан Сен был командиром в «Кхмер Руже», а позднее поддерживал вьетнамскую оккупацию.  Когда вьетнамцы ушли из страны, он остался у власти.

 Принц Сианук, отправленный американцами в изгнание, тоже поддерживал «Кхмер Руж».  После ухода вьетнамцев он вернулся в свой дворец с его серебряным храмом Изумрудного Будды...  Так что и королевская семья предпочитает не ворошить прошлое.  Никто не хочет открыто обсуждать его.  Официальная версия  приписываемых «Кхмер Ружу» преступлений заняла прочное место в сознании Запада, хотя попытки судить их виновников принесли весьма бедные результаты. 

 Оглядываясь назад, думается, что «Кхмер Руж» Пол Пота потерпел поражение во внешней, а не внутренней политике.  Ничего страшного в том, что они отменили деньги, взорвали банки и послали банкиров возделывать рисовые поля. Хвала им, что избавили свой народ от кровососов – компрадоров и ростовщиков больших городов. Но руководство «Кхмер Ружа» ошиблось в оценке соотношения своих сил с Вьетнамом и пошло на обострение, которое Камбодже было не по плечу.

Нанеся поражение США, Вьетнам был в апогее своей силы и не желал терпеть непокорства со стороны младших братьев в Пномпене. Вьетнамцы планировали создать Индокитайскую Федерацию с Лаосом и Камбоджей под руководством Вьетнама.  Но красные кхмеры упрямо цеплялись за независимость своей страны, и тогда вьетнамцы вторглись в нее и выгнали их. Для оправдания своей интервенции Вьетнаму, парадоксальным образом как и его недавнему противнику США, было выгодно раздувать клевету о геноциде.

 Слишком много говорится о зле, совершенном режимами, устремленными в будущее, слишком мало – о преступлениях сильных мира сего.  Часто ли мы вспоминаем голод в Бенгалии, холокост в Хиросиме, трагедию Вьетнама или даже Сабру и Шатилу? Реставрация капитализма в России убила больше людей, чем строительство социализма, но кто знает об этом?

 Сегодня мы можем приступить к осторожному пересмотру смелых попыток построить социалистическое общество в разных странах. Они предпринимались в тяжелейших условиях, под угрозой интервенции, невзирая на потоки враждебной пропаганды. И не будем забывать, что если социализм потерпел поражение, то его потерпел и капитализм. Разница в том, что при капитализме у нас нет будущего,  достойного человека, в то время как социализм продолжает давать надежду на такое будущее для нас и наших детей.

 

Исраэль ШАМИР

ИноФорум, http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/pol_pot_v_narodnoj_pamyati_kambodzhi/