Нано-тучи над Политехом
Нешуточные страсти разгораются вокруг Московского Политехнического музея – одного из старейших научно-технических музеев мира и крупнейшего подобного рода в России. Собрание музея насчитывает более 190 тысяч объектов, связанных с развитием отечественной и мировой науки и техники. Музей находится в здании ХIХ века, расположенном в центре Москвы и входящем в реестр памятников архитектуры. Внезапно 7 июля 2010 года министром культуры РФ А.А. Авдеевым был подписан приказ об освобождении от занимаемой должности генерального директора Политехнического музея Г.Г. Григоряна, что вызвало большую обеспокоенность коллектива музея и музейного мира России. Гурген Григорьевич Григорян – доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, действительный член Российской инженерной академии, член президиума Союза музеев России, директор Политехнического музея с 1986 года, в течение нескольких лет возглавлял Российский комитет Международного совета музеев (ICOM). По проблемам музейного дела им опубликовано свыше 40 работ. За вклад в музейное дело Г.Г. Григорян удостоен ордена Почета, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и многих других наград. В Московском доме журналиста 13 июля состоялась пресс-конференция по сложившейся ситуации. Гурген Григорьевич Григорян начал работать в Политехническом в 1986 году, когда музей был уже серьезно развален. В самые трудные времена 90-х годов, начала третьего тысячелетия он с коллективом музея смог сохранить сам музей и его фонды для России. Было трудно, приходилось постоянно изыскивать финансирование. Нужна была модернизация, реконструкция и дальнейшая концепция развития. На что требуются немалые средства, которых ни у Минкультуры, ни у музея не было. И тут в музей пришел Фонд "Роснано" с предложением совместной работы над перспективой музея, его модернизации. Потом оказалось, что Фонд видит свою миссию в аудите деятельности музея, хотя музей находится в подчинении Минкультуры России, не является банкротом, а "Роснано" не является управляющей компанией. В Минкультуры России на совещании 20 мая руководству музея сказали, что довольны работой музея, его директором, была поставлена задача не допустить чрезмерного вмешательства фонда "Роснано" в дела музея. У фонда большие аппетиты, и это вызывало беспокойство. 2 июля у Г.Г. Григоряна состоялась встреча с А. Чубайсом, где последний дал понять Григоряну, что он должен поменять позицию по вопросу о будущем музея... Внезапно грянул гром. Ничто не предвещало увольнения директора, все были буквально в шоке. Срочно собирается собрание трудового коллектива, на котором было принято Постановление, в котором, в частности, указано, что коллектив: 1) не понимает причин, вызвавших скоропалительное решение министра; 2) выражает озабоченность судьбой музея, так как генеральный директор был уволен в период выполнения коллективом музея задания Министерства культуры – представить концепцию Музея науки в связи с поручением президента РФ. В то же время коллективу известно, что, несмотря на наличие одобренных коллегией Министерства культуры и попечительским советом музея программ его развития, РОСНАНО навязывает свой подход к будущему музея, пытаясь «освоить» его историческое здание в центре столицы, а музейную деятельность вытеснить за пределы Москвы. Коллектив считает необходимым обратиться к руководству страны с просьбой вмешаться в процесс принятия решения о будущем Политехнического музея с целью поставить вопрос сохранения музея, имеющего статус объекта культуры национального значения, под общественный контроль; 3) считает важным сохранить Г.Г. Григоряна как главного научного сотрудника – советника генерального директора по вопросам развития музея; 4) считает недопустимым вмешательство фонда РОСНАНО в деятельность музея и его размещение в здании музея; 5) принял решение обратиться с письмом к президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой разобраться с обстоятельствами увольнения генерального директора музея. Проект «Роснано», как утверждает коллектив, состоит в следующем. Через некоторое время в центре Москвы будет прекрасно отреставрированное и ухоженное здание, которое будет называться Политехническим музеем. В нем будет несколько ностальгических экспозиций в стиле: «Вот, смотрите, какая замечательная штучка! Сто лет назад она работала так-то и так-то». А основное назначение этого здания будет другое: здесь разместится презентационно-выставочный центр, пространство для общения на технические и инновационные темы. Место это достаточно гламурное, вместо автобусов со школьниками сюда будут приезжать на дорогих авто… История техники в этих условиях останется лишь на правах некоего гарнира. А если уж кто-то очень захочет посмотреть на технический музей – то пожалуйте за город, в Сколково. «Модернизаторы» из фонда хотят пригласить зарубежные фирмы и проектные институты для реконструкции Политеха. А что, сами не умеем? Или оскудела Россия строителями и научными кадрами? Что будет с коллективом музея? За 140 лет своего существования музей имеет славную историю, неотделимую от истории Москвы, являясь одним из символов столицы, определяющих ее ауру, наряду с Красной площадью, Большим театром, Библиотекой имени В.И. Ленина, МГУ.
Андрей Шаченков
Страшно… Страшно, что даже с таким заслуженным человеком можно вот так расправиться в одночасье. Все знают, что Гурген Григорьевич не просто грамотный специалист (в то время, когда он защитил докторскую диссертацию, нужно было действительно провести фундаментальные исследования), он – блестящий музейщик. Не случайно его музейная деятельность была отмечена двумя орденами и многими другими правительственными наградами. Министерство культуры РФ и Правительство РФ, неоднократно награждая Гургена Григорьевича за его работу директором Политехнического музея, были вполне удовлетворены его деятельностью. При этом я почти уверена, что, кроме музейщиков, мало кто представляет, что такое возглавлять крупнейший музей, расположенный в огромном историческом здании, как управлять им в то время, когда практически не было финансирования, как принимать посетителей в здании, в котором, насколько я знаю, никогда не было капитального ремонта. Решение об освобождении от должности директора Г.Г. Григоряна связано якобы с тем, что решено модернизировать музей. Если это действительно так, то прежде всего необходимо использовать опыт Г.Г. Григоряна. Для этого есть достойный путь – оставить опытного, грамотного, хорошо знающего музей директора в должности президента музея или советника. Да и начинать модернизацию такого музея, как Политехнический, необходимо с капитального ремонта здания и разработки концепции развития музея, чем сейчас и занят научный коллектив, а не со скоропалительной замены заслуженного, грамотного директора, не имевшего никаких нареканий в работе. Ломать – не строить. Сколько за последнее время у нас сломали предприятий, которые сейчас понемногу стали восстанавливать. Но музей, особенно если что-то случится с его фондами, восстановить будет невозможно, здесь как нигде нужна осторожность и преемственность. Принимая такие решения, стоит задуматься о том, что только музеи, библиотеки и архивы являются хранителями материальной культуры государства. Не сохраняя преемственности в культуре, можно потерять то, что наши предки собирали по крупицам, и модернизировать общество до состояния манкуртов. Как и кому объяснить, что сегодня музеи – это единственные институты, обеспечивающие непрерывное образование населения; что популярность музеев растет; что музеи не стоят (как можно иногда услышать из уст чиновников) пустыми и в их кассы, особенно в воскресные дни, выстраиваются очереди; что любой музей, даже если сегодня он и малопосещаем, хранит национальное достояние, которое рано или поздно станет востребованным; что опытный музейщик становится редкостью и его надо беречь. Господи, спаси и сохрани музеи! А.И. Клюкина, директор Государственного Дарвиновского музея, член Президиума Союза музеев России, член Президиума ИКОМ, член президиума NATHIS ICOM, заслуженный работник культуры РФ, кандидат культурологии
Избран не тот сценарий Союз музеев России выражает глубокую обеспокоенность ситуацией, сложившейся в настоящее время вокруг Политехнического музея. Не считая возможным вмешиваться в вопросы принятия Министерством культуры Российской Федерации кадровых решений в отношении руководителей подведомственных учреждений, Союз, тем не менее, полагает, что смена руководства особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, являющихся системообразующими организациями для всей культуры России, должна производиться взвешенно, обдуманно, носить планомерный характер, обеспечивать преемственность в развитии программ и управлении музея. Отдельные примеры такого подхода к кадровым изменениям со стороны Министерства культуры Российской Федерации известны, и чрезвычайно жаль, что в отношении Политехнического музея был избран иной сценарий действий. Вклад Гургена Григорьевича Григоряна в российскую культуру, его роль в сохранении, возрождении и развитии Политехнического музея настолько велики, что их не смогут умалить никакие превратности судьбы. Его высочайший профессионализм, мощный интеллект, помноженный на колоссальный опыт, в высшей степени присущее ему чувство ответственности за каждое слово и дело – всё это было, есть и будет востребовано профессиональным сообществом, теми, кто придет в этот музей. Сегодня самой главной является задача сохранить в бурных волнах модернизации и инноваций Политехнический музей как уникальный, не имеющий аналогов не только для России музейный организм. Важнейшей составляющей разрабатываемой по поручению президента Российской Федерации концепции Музея науки, по нашему убеждению, должен быть постулат о необходимости обеспечения сохранности в культурном, научном обороте всех коллекций Политехнического музея, сформировавшихся за 138 лет его деятельности и представляющих собой уникальную музейную летопись истории отечественной техники и инженерной мысли. Не менее важно и принципиально обеспечить максимально широкое участие в обсуждении и определении окончательных параметров концепции Музея науки профессиональных экспертных сообществ, в первую очередь научного и музейного. Не может, с нашей точки зрения, подлежать пересмотру и статус самого учреждения и исторического здания Политехнического музея как особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Долг музейного сообщества страны – сделать всё, чтобы будущее Политехнического музея строилось именно на этих принципах, а его развитие продолжало всё, что было сделано поколениями наших предшественников, и отражало актуальные тенденции развития науки, техники и музейного дела на современном этапе. Свою позицию по данному комплексу вопросов СМР довел до сведения органов власти, научного сообщества и бизнес-сообщества страны.
М.Б. Пиотровский, Президент Союза музеев России г. Санкт-Петербург |