Идеологическое обеспечение революции. Частичное Реферат 5-го тома «Полилогия современного мира» А.С. Шушарина В современном мире ускоренно становится всё теснее, но уже в смысле не межиндивидуального, а куда более могущественного, хотя пока в основном и латентного, межкультурного давления. А отсюда вытекают все стратегии, политики. Именно эгокультурность (собственность на культуры, язык, дух народа. – «ЭФГ») опосредованно и выступала во внешних формах «холодной войны» доминирующим противостоянием двух систем. Доминирующий мотив у всех один – выигрыш «наших» (народа, в том числе трудящихся) с полным безразличием к тому, что при этом произойдет у «других». Поскольку постэгокультурность обладает самой глубокой, но не вещной, позитивно не осязаемой, «эфемерной» ценностью, то, прежде всего, это и был резко биполярный механизм взаимного «держания в страхе». Глубинной объективной тенденцией было переприспособление всего производства, бывшего еще вне мировой капиталистической системы, под новые нужды спроса и сбыта «дьявольского насоса» метрополий. Причем никакой существенной субъективности, «злой политической воли» и пр. здесь нет. «…Основной силой давления были сами народные массы метрополий, вполне склонные жить получше неважно за чей счет и уж вовсе не склонные жить похуже». Не столько социализм («коммунизм») раздражал Запад (хотя идеологически это было так и именно так), сколько независимость этих богатейших «пространств» от западных «правил игры». Крах линейной системы социализма был абсолютно неотвратим; может быть, его удалось бы несколько затянуть, что обернулось бы еще более резким провалом. Слишком глобальны, огромны и многомерны были перенапряжения ноосферы. Решающий фактор – не пропаганда, а огромное превосходство западной цивилизации в уровне жизни над советским социализмом. Неосязаемое богатство интеркультурного и духовно более высокого, более социально защищенного, безопасного образа жизни, в социальных мироощущениях не идет в сравнение с элементарными и броскими фактами разрыва благосостояния, потребительских уровней жизни. Если до эпохи НТР разрыв уверенно сокращался, то с началом НТР ситуация стала переворачиваться, разрыв начал быстро расти. Даже чисто технически один и тот же процесс развития полупроводниковых технологий, вычислительной техники и программного обеспечения на Западе сразу стал ориентироваться на будущий массовый, товарный продукт – персональные ЭВМ, а в линейной системе – на типовой «ряд» универсальных казенных ЭВМ, прежде всего для функций управления. Вероятно, это и послужило одной из основных причин особо сильного отставания электроники. В разработке ЭВМ на первый взгляд СССР с Западом шли «ноздря в ноздрю». Однако ориентация в СССР была на управление, а не на массовое применение. Исключительно осложняло ситуацию и то, что США и НАТО ни на йоту не ослабляли усилий в гонке вооружений по всем мыслимым и «немыслимым» направлениям – от ядерных испытаний и космоса (СОИ) до всех видов обычных вооружений. Делалось это не столько из оборонительных соображений (они были достаточно симметричны), тем более не из агрессивных, а, как говорят сами теоретики НАТО, просто из «антисоветских» в смысле основного способа истощения всей метакультуры. Патология гонки вооружений была совершенно взаимной (равно как и бомбоубежища одно время в диких масштабах рыли тоже взаимно), определяясь, в конечном счете, не увлечениями политиков, а материальной патологией идущей к своему пределу эгокультурности в ее тогдашней, преимущественно биполярной форме. Едва ли не основным сущностным моментом всего произошедшего является полное и по сей день отсутствие сколько-нибудь релевантного идейно-теоретического задела. И это едва ли не ключевой пункт всей ситуации. Идей-то, конечно, произносилось много, но абсолютно ничего соразмерного зреющему революционному вселенскому перелому, в том числе накатывавшемуся системному кризису социализма, не было. Не хозяйственно-политическая, а объективная история произошедшего, согласно самой природе бифуркационных, социально-исторически переломных процессов, в полном и адекватном виде вообще окажется по зубам только нашим потомкам. Западный идейный «плюрализм» при всех неоспоримых исторических достоинствах не только оборотная сторона идеолого-политической медали безоговорочного экономического принуждения, но и сам является весьма жесткой идеологической формой безраздельной «диктатуры глупости», вплоть до «индивидуального террора» (Ю. Хабермас). При полнейшей видимой свободе политического выбора анонимному капиталу совершенно безразлично, о чем там спорят в надстройках, – только бы обеспечивалось его господство. И наоборот, отживавшая коммунистическая идеология тем не менее вполне допускала, просто в совершенно иной форме дискурса, головоломные споры, но тоже только в своих пределах и формах. Спектр реальных мироощущений людей всегда огромен и переменчив. Но в своем «чистом виде» трагизм отчуждения состоит в чувстве растерянности, в ощущении бессмысленности жизни, проявляясь в тенденциях всех форм ухода от нее. В наших условиях это примерно то, что близко к известному вопросу В. Шукшина («что с нами происходит?»). Все диссидентские фигуры, даже «общенационального масштаба», оказались точно так же неплодотворны. Их идеи близки к социальному нигилизму. При любых личных качествах – эти интенции фактически либо наивно-прожектерски, либо банально-либеральны, либо и вовсе только против власти. Предположим, что научно-техническая интеллигенция» близка «среде» адекватных перемен. Но требовать от физиков, химиков или инженеров социологических прорывов совершенно нелепо. Абстрактная гуманистическая критика обнажившихся у нас зашедших в быстрый кризис порядков А. Сахаровым, А. Солженицыным, И. Шафаревичем, А. Зиновьевым и многими другими диссидентами – это по личному поведению, конечно, подвиг. Но «социология» их ровным счетом нулевая, а чаще подражательно-фундаменталистская. Действительно смелое часто оказывалось все равно разрушительным. Постмарксистское понимание давно «постмарксистской» же действительности требует ревизии ортодоксальных взглядов не только на социализм, но и на весь социум, начиная с первобытности. При полнейшем отсутствии постмарксистского идейно-теоретического задела достаточно было политико-идеологической «спички», чтоб «процесс пошел», что видно по исторически беспрецедентному для мирного времени начальному обвалу в огромном регионе, а в итоге – в раскручивающемся кризисе всего мира. Некоторые утверждают, что если М. Горбачев не знал природы происходящего (а теперь абсолютно ясно, что этого не знала даже вся «мировая социология), тем хуже для него, не надо было и затевать. Но в столь серьезных делах исторического масштаба редчайший человек обладает способностью знать, что именно он не знает. Крах можно было оттянуть, при совершенно неясной удаче смягчить, но он был неумолим. Первым незамеченным звонком был принятый в июне 1983 г. закон о трудовых коллективах. В условиях роста динамизма производства коллективизм все чаще выступал не только как консерватизм, но иногда и как доминанта в коллективах наименее почтенной его части. Невозможность уволить наглеца или бездельника является посткапиталистическим завоеванием, но невозможность его наказать (как это жестко делается в рыночной системе или делалось в адекватной фазе плановой системы) превращается уже отнюдь не в завоевание, а в один из самых резких дефектов «технологического феода». Мы все понимаем, в частности, что права человека выше прав нации, но редко хотим понять, что они в определенных отношениях также и выше прав коллектива; последний – форма, средство, условие и пр., т..е. что угодно, но только не субъект. Человек никогда не может «освободиться» от языка, родства, профессии, соседства, рынка, локального коллектива, но может исторически и в определенных отношениях освобождаться от господства снятием этих же форм как доминирующих и отживших. В этой обстановке вседозволенности долгожданный «новый поворот» и обернулся провалом подчас и в раннее средневековье, а желанный «свежий ветер» вскорости так посвежел, что поднял с социального дна весь «мусор». Трудно найти хоть одно движение или начинание, в котором бы не нашлось чего-то рационального, так как в отжившей системе «все стороны жизни» в общем равновесии были неизбежно так или иначе поражены, как по-своему в любой критической форме. Но почему-то не было ни одного движения или начинания, которое бы не обрело уродливые, патологические формы и разрушительные последствия. Индивидуальная трудовая деятельность давно подлежала некоторому расширению (в отдельных формах она была всегда), но без «самоконтроля» нормальной конкуренцией, вообще ее механизмов, гибко меняющихся жестких внешних норм, общественного учета и контроля превратилась в сферу спекуляции. Закон о кооперативах начал разрушение основного производства, поскольку львиная доля кооперативов образовывалась не «с нуля», как в Китае, а при предприятиях, т.е. на дармовом оборудовании, дешевых «закупочных» и вольных «продажных» ценах. Появление так называемых «олигархов» было обязано прежде всего финансовым спекуляциям в условиях неконтролируемой инфляции, многообразия валютных «ножниц», экспортно-импортных льгот и т.д. Можно возразить, что санкционировавшие все это «законы» появлялись позже. Но они шли уже по следам реально происходившего. Суть не в том, что есть деконструкция, а в том, что, наоборот, деконструкцией мы называем тот объективный саморазрушительный процесс, в который примерно в 1990 г. вступил социализм и (пока менее заметно, но уже глобально) весь мир. В условиях рыночных реформ все политические силы опираются на ту же самую, что и была, социальную науку, лишь слегка модифицированную ортодоксальную, а в основном перевернувшуюся либеральную. Иными словами, эта наука нерелевантна изменившимся реалиям. Полный хозрасчет» пусть иносказательно, но идейно уже окончательно «объявил» экономическую «атомизацию» всего постатомизированного производства. Многие способные люди, в линейной форме (при Социализме-1. – «ЭФГ») не находящие приложения своим силам, полагают, что рынок – это как раз для них. Но рынку, в строгом смысле, нужен только один доминирующий тип способностей и инициативы, а именно коммерческий, который в итоге, за редким исключением, подчиняет себе все остальные, бесконечно многообразные, человеческие способности и инициативы. Иными словами, «экономическая свобода» существует для немногих, «порабощающих» всех прочих. В индустриальном секторе объективно необходим не возврат к контролю рынком, а, наоборот, подъем к научному, аналитическому эксфункциональному контролю. В результате такого обобществления технологий (процессов производства) товарность и рынок получат большее развитие, но суть этого обобществления к самому рынку не имеет ни малейшего отношения. Если мысленно представить, что все без исключения страны стали строго рыночными, то сами мироотношения с рынком по сути ничего общего все равно иметь не будут, а будет идеальная «антирыночность», т.е. чистейшей воды неоколониализм в некоей особо «свободной» перспективе с ужасающими последствиями. Глобализация, прежде всего, как информатика, несет больше угроз. Во-первых, движение финансов становится мгновенным и все более неуправляемым. Во-вторых, это глобализация СМИ, все более пронизываемых «двойными стандартами», «грязными технологиями». Организация демократического и всеобщего контроля над этими процессами станет одной из самых сложных и самых трудных для решения задач XXI в. Капитализм, полностью сохраняя свою природу, во многом действительно изменился; и социализм имеет как глубоко отстающие, так и превосходящие компоненты; и он же экономически трудно идентифицируется. «Но надо видеть как раз всю полилогическую «много-параметричность» всей системы (как, конечно, и «мировой капиталистической») и, что самое главное для научной мысли, учитывать возможность спасительной «невероятной», негэнтропийной траектории и соответственно требующей фундаментального познания, генерализующей «точки зрения». Имеющая рациональную нишу, рыночная интенция, превратившись в абсолютную, примитивизировала через свою разрушительную призму представления обо всем на свете: о морали и семье, о воспитании, здравоохранении и т.п. Историческая мгновенность рождения бизнеса, бирж, банков, «новых русских», необыкновенная легкость коммерциализации директоратов и пр. являются неопровержимым свидетельством, что от технологического «планового торга» происходит безусловное падение к более простому типу связи, разрушающей более высокий тип, т.е. деградация. Полоса техногенного развития в виде волны индустриализма, вытаскивающего людей из беспросветной нужды и голода, в развитых регионах заходит в свой предел. Это развитие происходило и происходит в виде стихийной и все более бессмысленной капиталистической гонки. Но дело состоит вовсе не в «патриархальном приостановлении» неумолимого научно-технического прогресса, а в преодолении стихии техногенности, ее снятии постановкой под более высокий контроль научно-гуманистического развития. Запад выиграл не «холодную войну», а действительно длительное, позиционное «холодновоенное сражение» с еще не покоренным всей «мировой капиталистической системой» регионом. Сама по себе неоколониальная экспансия капитализма в строгом содержании явление мирное, бескровное и честное порабощение. Но по сокрушительности, беспрецедентному обвальному характеру и содержанию обозначившихся перемен на самое начало войны очень похоже. «Дьявольский насос» заработал в новом, открывшемся, направлении на полную мощь. Когда обломки бывшего СССР уже явно покатились «на обочину мировой цивилизации», в полной мере и все игры Запада с «открытостью-закрытостью» мигом обнажили свою суть откровенной асимметризацией. Вполне возможно, что Россия в ближайшие 20-30 лет будет оставаться страной дешевого и высокоэкологичного топлива, что создает совершенно естественные причины его экспорта. Но это может быть реализовано, по меньшей мере, в двух прямо противоположных направлениях: трудной, затяжной «постиндустриализацией», включающей и сырьевой экспорт, и легкой, быстрой территориальной (сырьевой) неоколониализацией, сопровождаемой деиндустриализацией. При всей «договорной справедливости» ВТО фиксирует реальную асимметрию системы в пользу развитых или, чуть шире, стран с крупномасштабным внешнеторговым потенциалом. Противоречивость ситуации вокруг ВТО состоит в том, что в этом еще как бы самом слабом, но с большим числом участников институте в процессе отладки многосторонних связей со временем может развернуться борьба за смену влиятельного большинства. В межсистемных границах действовал жесточайший взаимный протекционизм. В частности, СССР, в силу масштаба производства, в любой момент вполне мог бы завалить «рынок» и почти любых конкурентов отдельными товарами, иногда даже и вполне высокотехнологичными (например, алюминий, ядерное топливо, текстиль, даже некоторая продукция машиностроения и мн. др.), но по принципам «свободной торговли» ничего подобного категорически не дозволялось. Любые такие попытки квалифицировались как демпинг (хотя для действительного рынка это совершенно нормальный ход) и тут же блокировались. К «новому мировому порядку», даже «мирному», мирного пути не существует. Так что, как это ни кощунственно звучит, беда даже не в самом по себе «новом мировом порядке», а в том, что путь к нему самоубийственен для всего человечества. По заявлениям политиков, мир из биполярного становится многополярным, многополюсным, многоядерным. По ряду признаков мир сейчас действительно движется к некоей многополярной форме, но только не в смысле благого мироустроения, а в смысле простейшей формы «исполнения» современной эгокультурности. Пространственный, качественный и количественный рост вооруженности стремительно обгоняет развитие ограничивающих и даже просто сдерживающих общественных, институциональных, политических форм. Производительные силы человечества тысячекратно опережающими темпами стихийно предпочитают развиваться в разрушительном направлении. «…С крахом «коммунизма», «империи зла», наоборот и вопреки декларировавшемуся умиротворению, весь мир превращается в рассадник зла». Главная суть даже не в военно-политических оболочках, а в тенденции эгокультурной варваризации самих народов. С распадом СССР «первобытная» варваризация народов мира приводит к ситуации, когда возможно все: где тоньше, там и будет рваться, с растущими шансами разорвать в клочья всю «социальную материю». В условиях эгокультурного мира никаких институтов, ограничивающих масштаб военных конфликтов, «физически» еще не существует. Реально действуют только взаимоугрозы, которые с концом биполярной доминанты тоже приобрели во многом лабильный, как бы не просчитываемый характер, все легче провоцирующий авантюры. Трудно оценить последствия прихода к власти «людей» с органическим воровским габитусом, брутальностью, по К. Ясперсу, и прочим (действенным) менталитетом. Образно говоря, мы в состоянии оценить, например, степень гниения продуктов, уровни старения сооружений (зданий, техники, коммуникаций, даже людей), но пока не умеем достоверно и убедительно даже прикинуть снижений качеств людских, последствия которых со всей очевидностью становятся все более опасными. Так что благословенный западный «конец истории» (Ф. Фукуяма) все более угрожает подлинным концом истории всего человечества. Автор выделяет следующие признаки процесса дальнейшего саморазложения общества: во внутренних процессах саморазложения с островами как консерватизма, так и реформаторских «маяков» (это проявляется в относительном «успокоении» законодательного процесса); и в политических формах (неизменность «генерального курса» становится безразличной, например, к успехам КПРФ на одних выборах и к их неуспеху на следующих), и во внешних, неоколонизационных (проявляется в начальном образовании финансовой связности курсов ценных бумаг с ситуациями на фондовой бирже... в Гонконге). «Революционные» интерпретаторы помогают прояснить, что единственный позитив произошедшего, выраженный торжеством деморыночного мифа, состоит только в разрушении некоторых компонентов отжившей системы (заодно и со всеми ее достоинствами) с горделивым обозначением «революции». Вместе с тем ортодоксы и прочие («недеморыночные») оппоненты тоже заблуждаются, когда отрицают неизбежность, неотвратимость краха отжившей системы. Признавая историческую неизбежность деморыночного обвала как неотвратимого вступления в неустойчивое равновесие, с научно-гуманистической точки зрения должны быть выявлены и позитивы произошедшего. Но они столь скромны, что их и сформулировать весьма затруднительно. Действительно, в историческое одночасье произошло освобождение от отжившей идеологии «коммунизма», от некоторых управленческих производственных структур и от высокой внешней «закрытости». Но освобождение практически во всем объеме не восходящее, не «преемственно-обновляющее», а энтропийное, деструктивное. Произошедшая в деконструкции хаотизация, коммерческое и прочее опускание самого производства, практики, интересов сделали адекватную статистику невозможной. В условиях деконструкции все данные статистики становятся извращенными по своей сути. Так, величин ВВП может быть ровно столько, сколько концепций его вычисления и методов формирования первичных данных. Обе основные позиции «либерализма» и «ортодоксии» представляют собой два варианта или две, хотя и прямо противоположные, субпарадигмы одной парадигмы экономизма с вполне определенными образами будущего: торжества некоторого сносного рынка (капитализма) или некоторого смягченного плана («социализма»), т.е. доминирования частной (с государственными элементами) или доминирования общественной (с контролируемыми частными элементами) собственности на средства производства. Вся постсоюзная метакультура вступает в бифуркационную полосу деконструкции с развивающимся полем траекторий от катастрофы до «невероятной», спасительной, восходящей траектории (обобществление технологий), активирующей тяжелейший процесс восходящего перестроения и всего мироустройства. Соответственно, на реальной посткапиталистической почве либералы доминантно деструктивны (с радикальным вариантом некоторого неофашизма), а ортодоксы консервативны (с радикальным вариантом некоторого нелепого «пролетарского повтора» или неосталинизма). В этой постпарадигмальной позиции образ будущего принципиально отсутствует – теоретически, а не в политических «манифестах». В случае избежания катастрофы и реализации восходящей, революционной траектории будущий более высокий порядок самообразуется, а не конструируется. Как в свое время из «Капитала» следовал единственный «вывод» – «обобществление средств производства», так и в данном случае следует единственный «вывод» – «обобществление технологий». Можно лишь добавить, что это будет интернациональная «постиндустриализация», но не капиталистическая и не плановая, а постплановая, т.е. не с ликвидированным, а уже со снятым (неведомой, более высокой доминирующей формой производства) «планом», но и с несколько более развитым рынком в его рациональных внутренних и внешних нишах. Метафорой основной «формулы» деконструкции на нашей ниве является партикуляризация, или эгоизация, в самом теле метакультуры от республик, местностей, профессий, учреждений, коллективов до семей и индивидов. Нынче основным содержанием реформаторских намерений и действий утвердилась именно капитализация, выход на первые роли частного интереса. Но если сотни лет назад в Европе это был суровый, даже кровавый («первоначальное накопление»), но прогрессивный естественно-исторический процесс, то теперь он раскручивался как противоестественный, за пределами «честного» малого бизнеса, как процесс патологический, а потому как в «благих», «для народа» действиях властей постоянно камуфлирующий обман. Буквально мазохистское разоблачение всего и вся «советского», «социалистического» было беспрецедентным. А обеспечивало всю эту вседозволенность славное племя мастеров публичного слова – газетные и радиотелевизионные журналисты. Старые, догматические идеологические институты силу быстро утратили, но вместе с ними исчезли и всякие нравственно-профессиональные ограничения. Сохранив свою функцию «производства новостей», журналисты, как и весь народ, стали самостоятельно социально «мыслящими» по любым вопросам. Но только в отличие от «народа» они располагают полосами, микрофоном, телеэкраном. Журналисты теперь сами доподлинно знают, что происходит в социально-политических «материях», кто «плохой», кто «хороший». Знают они, естественно, и чего хотят их новые хозяева. Освобожденная от «удерживающих институтов» и разбуженная ранее подавленными (П. Сорокин) низменными качествами людскими, публика выдвинула далеко не лучших своих представителей. Складывается ситуация, что если кто-то не мелькает на ТВ, то он не имеет социального существования, что ужасно для интеллигенции, производителей текстов и слов. Перевернувшийся научно-публицистический «клир» и по сей день выполняет интеллектуально ведущую функцию в деконструкции. Вместе с тем «главным героем» обвала был сам заблудший народ, его действительное большинство. Благодаря незримой «забойной силе» становившихся «самостоятельными» «трудовых коллективов» шел разрыв адресных связей, как следствие – снижение производства. Поэтому официальная либерализация цен была уже абсолютно вынужденным, полностью предопределенным шагом властей. Все уже шло само собой. «Реформой» все это можно называть лишь с большим преувеличением. В ходе «реформ» превалировало решение именно политической задачи, ибо фискальная функция приватизации была смехотворно ничтожной. Трудно говорить и об «эффективных собственниках»: «хвататели могут быть исключительно эффективными, но только в самом процессе хватания». Если деньги обесценивались стихийно, но отпуск цен был хоть и вынужденным, но регулятивным актом властей, то приватизация уже катилась без властей. Одновременно шел малозаметный, но едва ли не основной процесс самозахвата («трудовыми коллективами», администрацией) предприятий, а то и их структурных подразделений. А это и было не что иное, как монополизация, ибо в условиях линейной системы никаких монополий не было. Вместе с тем никакой действительно солидной альтернативы тогдашней приватизации уже не существовало, разве что без ваучеризации. По мнению многих юристов, ваучерная приватизация никаким законом не предусматривалась, а потому сделки с ваучерами юридически недействительны. Однако «незаконность» в крутые времена – дело вообще малосущественное. «Законность-незаконность» законно может устанавливаться только судом. Но если суды с более простыми вопросами «производят дела» иной раз несколько лет, то делать ставку на юриспруденцию относительно приватизации довольно наивно. В то время как на Западе подобные процессы суть адаптивные эволюции хозяйственных форм в пределах системы (и акционерные буффонады участия трудящихся), то в наших условиях все это своего рода вопросы анализа техники и оформления уже идущего разграбления. С неких еще горбачевских времен это уже были не «реформы», а в основном вынужденное «оформление» обвала в деконструкцию. «Модель мира» (А. Тойнби) самопревратилась в модель «антимира». Сколько-нибудь влиятельный поликультурный «образец» на планете исчез, что и проявилось в «кризисе интернационализма» (Р. Дебре), т.е. в «скачке» эгоизации и в пока латентной варваризации народов мира. Главным деятельным героем в «большой истории» являются сами заблудшие народы, массовые «акторы», «ответившие» сейчас на Вызов эпохи покорным обвалом – «добровольной» игрой по правилам эгокультурного, неоколониального мира, но опять же на совершенно другой почве. Как бы ни велика была роль личностей, властей, интеллигенции, действительно возрастающая именно в переломных процессах, но любая политика (деятельность властей) нигде и никогда не способна выйти за пределы хотя бы молчаливого, но именно согласия большинства масс (хотя за ними скрыты структуры, отношения, материальные тенденции, обуславливающие их «поведение»). Столь же верно и обратное утверждение: каковы умонастроения масс, даже пассивные, только примерно таковыми и могут быть политика, элиты и пр., с не таким уж и большим, как иногда кажется, пространством маневра (особенно в прогрессивную сторону). Распад СССР сплошь и рядом характеризуют предательством, сговором, антиконституционным актом и пр. Но он или нечто вроде него было полностью предопределено уже «гласностью». В деконструкции произошел не всегда трудный творческий социальный поиск и подъем, а относительно быстрая и интеллектуально легкая «народная интериоризация» внешних, т.е. згокультурных, западных, неоколониальных правил «общения». На постсоюзном пространстве «филологические войны» ведут к массе будущих проблем, а первенство в них по сути бессловесных эмоций легко толкает к патологическим политизациям даже простых конфликтных ситуаций. «Не развал «империи», а мигом одобренное «мировым сообществом» приглашение в неоколониальную систему. Не сложение культур, а их взаимовычитания, грызня за место под солнцем в неоколониальной иерархии». В целом налицо все признаки формирования «нового железного занавеса» по всем геополитическим, размерным, «мирорыночным» и пр. параметрам. Но это уже будет «занавес» нового типа (в смысле вполне старого, неоколониального), не меж двух относительно симметрично противостоящих лагерей, а между одним окрепшим лагерем и эксплуатируемой дифференцируемой резервацией. Убедительным аргументом в пользу энергичной поддержки Западом «геополитического плюрализма» является, например, обещание помощи бывшим советским республикам с обязательным избавлением от российского присутствия. Пока имеет место не просто «тихая» неоколонизация, но уверенная тенденция движения к неразделенной океаническими границами балканизации или гигантской ливанизации всего «евразийского» и околоевразийского пространства. Распад связных производств если даже не ведет к их деградации, то «автоматически» углубляется и закрепляется их, как правило, судорожно-уродливой переспециализацией. Эта поразительная уродливость распада ярко видна на примере ВПК. Стандартного (западоподобного) правового пути для реинтеграции радикально отличных от европейских стран бывших союзных республик в обозримом времени практически уже нет. «Да и Европейский союз никому «союзничать» вне им разрешенных норм, тем более рядышком, не позволит». Подводя итог ужасающего состояния в научной сфере, автор приходит к следующим выводам. Во-первых, Россия, почти наверняка утратила шансы быть великой державой на мировой арене. И, во-вторых, все это (именно на наших нивах) и обусловлено как раз «переходом к рынку». Для восстановления науки нужны не только «колоссальные финансовые средства», но и новый «дух науки», настрой всего общества, только никак не коммерческий. В целом возрождение науки в России возможно в виде революционного преобразования всех общественных отношений. И без того тяжело принимавшиеся предприятиями новшества теперь рыночно переориентируются на сиюминутный режим. В вынуждающей гонке, часто на выживание, не до серьезных перестроений; на них способны только единичные предприятия, попавшие в какие-то чудесно благоприятные обстоятельства. Отжившие отношения по поводу технологий (процессов производства) опускаются в более простые отношения по поводу средств производства, что подчас уничтожает сами технологии. Технологии, будучи принципиально не экономическими явлениями (не вещи, а процессы деятельности работников разных качеств и позиций), еще не измеряются, способов оценок высоты технологий, вообще технологических состояний производства пока нет. Почти безграничные возможности обрела на предприятиях псевдокапитализированная администрация, а также территориальная, на которую нередко управы вообще нет. Все это происходит, однако, в условиях типологически сохраняющейся технологической, но все более уродуемой структуры и состава основного производства. Если при нэпе шла борьба специфической (общинной), консервативной (рыночной) и прогрессивной (плановой) структур, то в условиях деконструкции до настоящего времени идет борьба консервативной (плановой) и нескольких регрессивных структур. Линейная система атиновационна, но репродуктивно эффективна, дает определенные социальные гарантии, защищает от безработицы и пр. В нынешней ситуации происходит утрачивание социальных гарантий, рост безработицы, но без намеков на нововосприимчивость производства. Все уродливые формы в деконструкции складываются как результат не композиции, а своего рода борьбы, объективного хаотического смешения законов, лишь в частности и рыночных, но и сохраняющихся статусных и вылезших дорыночных. Тот же рэкет тоже вполне взаимная сделка, обмен, так сказать, жизни на кошелек. Но едва ли кто рискнет назвать ее рыночной. Регионализация (тем более с сепаратистскими тенденциями) есть «буржуазно или рыночно спровоцированная» и не «буржуазная», и не «революция», а скорее «квазифеодальная (местническая) контрреволюция». От доминанты отраслей – назад к исторически «череспериодной» доминанте территорий. Разгром представительных органов власти (Советов), муниципализация и ослабление федеральной линии территориальной администрации привели к тому, что в низах имеет место полная неразбериха вплоть до криминального произвола. Теперь вертикаль власти, по сути, исчезла, но поскольку это в территориальных отношениях в конечном счете все равно невозможно, то образовалось неопределенное, неустойчивое состояние. Договорные отношения с национальными образованиями в реальных условиях деконструкции являются способом смягчения националистических и сепаратистских тенденций, а также формой реализации культурной автономии в ситуации исключительно сложного, мозаичного «нацразмещения». В этнически высокогомогенных областях картина совершенно другая: здесь уже основным фактором выступает производственная, как следствие «донорски-реципиентная» неоднородность, каковой в типологически западных федерациях просто нет. В наших же условиях высочайшей территориальной производственной (отраслевой, технологической, климатической и пр.) неоднородности договорный федерализм – лишь свидетельство крайней слабости государства и твердый гарант ускоренного роста разрывов, дифференциаций, асимметрий, новых границ и тенденций отрывов. Продолжающееся подписание договоров о «разграничении полномочий», «предметов ведения» или разграничении собственности (федеральной, субъектов Федерации, муниципальной), к тому же не опирающееся на «федеральные законы», лишь фиксирует уже захваченное право сильных. Без относительно жесткой административно-территориальной иерархии разновысокая система не может быть равновесной. Наиболее влиятельные основы сепаратизма в высшей степени инерционны, а потому и кажутся незаметными. Имеет место сплошная, по всем «вертикалям» и «горизонталям», взаимопротивоборствующая эгоизация интересов от «независимых» государств, отраслей, территорий. «В общем, самой мощной субъектной силой деконструкции Сейчас наиболее вероятен некоторый не катастрофический и еще не революционный, а гниюще-шатающийся вариант развития. Это, с одной стороны, плановые восстановления в самых горящих срезах хозяйствования с последующими обратными рыночными реакциями, опять вызывающими плановые, это накалы политических страстей с каждыми «демократическими» выборами и новые спады с очередными внешними и внутренними «кризисами»; с другой стороны, спорадически обостряюще-смягчающиеся внешние отношения. Пока в значительной части масс трудящихся не самоутвердятся радикально новые идеологические вокабулы, целей постпланового (постиндустриального) производства, действует разрушительный деморыночный (деструктивный) миф. Если у нас действительно забрезжат позитивные революционные перемены, то это будет сразу видно по всплеску и раздвоению реакции Запада: оглушительные крики и тенденции собственных перестроений. В условиях рухнувших институтов общество еще держится остатками автономной морали. Это и есть непостижимое консервативное сопротивление саморазрушению деструкции. Преступность растет, но не все становятся правонарушителями; престиж образования падает, но молодежь идет учиться; учителям и врачам не хватает на жизнь, но продолжают учить и лечить; производство деградирует, но есть и обновляющиеся предприятия; продолжается территориальный распад, но есть регионы, которые ориентируются на центр. С той примитивно-утопической поры, когда либералы полагали, что государство надо «убрать с дороги» из «всех сфер общественной жизни», рынок все сам наладит, построив нужные институты, ситуация изменилась. Сейчас о необходимости повышения роли государства говорят уже не только коммунисты, резко оппозиционные и «умеренные», но и либералы. Государство – это институт (структура, аппарат,) обеспечения «общих дел»; и субъект (деятельный агент), предметно, хозяйственно и стратегически возвышающийся над всеми текущими, частными, отдельными интересами. Соответственно и все бурные нынешние «государственнические» устремления в политической и научной мысли имеют под собой исключительно запутанный клубок тенденций, обусловленных тем, что в деконструкции объективно происходит деструкция самого государства. Гуманизация (или, в противоположной крайности, крах) всего социума объективно фокусируется в зреющем эндогенном прорыве (или, в противоположной крайности, провале), т.е. в обобществлении технологий. И хотя этот, пока «невероятный» (в смысле Э. Шредингера), революционный процесс интеллектуально обязан вобрать в себя понимание всех многообразий гетерархии структур и процессов переломного социума, но в «чисто» эндогенном содержании обобществление технологий обладает относительно высокой «логической автономией». Собственность на технологии, иерархический «технологический феод», антиновационны, репродуктивны, вполне адекватны индустриализму «угля и стали»; «постиндустриализму», НТР. Личностному, творческому началу в производстве они стоят поперек. Однако в условиях в основном разрушительного или «отрицательно-освободительного» деморыночного процесса и мифа эта же собственность образует и основу консервативного сопротивления. Обобществление технологий как «акультурный», эндогенно универсальный процесс («постиндустриализация») пробивается везде и всюду, в том числе и в капиталистических системах и формах (прежде всего, как диффузии технологий, консалтинг, аудит, межотраслевые агрегации и пр.), и в экзогенных структурах (особенно как «обмен» технологиями в метрополиях или в «вертикальной» форме «горизонтальных» обобществлений, как ТНК), и в глобальных процессах (актуализации науки, информационного, познания, экологического и пр.), с ярким отдельным примером, хотя и западно идеологизированного, МАГАТЭ, т.е. весьма жесткого всемирного контроля над технологиями, отнюдь не отменяющего самого прогресса атомной энергетики. Гуманизация, в узком эндогенном содержании, состоит в зреющих «очеловеченных» преобразованиях «всех сторон общественной жизни» уже не «отрицательно» (либерально), а позитивно отвергающих вполне определенное отчуждение, преодолевающих вполне определенную необщественную, группо-иерархически ограниченную (тем самым не «общечеловеческую», а обезличивающую, преходящую, историческую) собственность на технологии, сковывающую все стороны бытия. Более емкими метафорами обозначения обобществления технологий являются информатизация, или «онаучивание», производства. Процессы обобществления технологий в науке в большой степени запутаны, в рефлексии извращены. В то время как именно «онаучивание» производства составляет своего рода стержень обобществления технологий. Вполне позитивная эволюция науки на Западе (и отношения к ней властей), хотя и в капиталистических формах, подчас чуть ли не копирует фазы и шаги развития науки в СССР вплоть до: «научных консультаций» (начатых ГОЭЛРО); «национальных научных программ», нарушающих священные антитрестовские принципы венчурных предприятий; мгновенной реакции на запуск спутника созданием научно-консультативного аппарата при верховной власти; «закона о кооперации» (разрешающего сотрудничество фирм в сфере исследований и разработок). Организационным началом науки будущего станут именно нравственные (тем самым общественные) императивы и соответствующие институты. Честно работать на научной ниве даже ценней результатов, каковые по самой природе познания спонтанны, непредсказуемы, подчас отрицательны, а иногда современниками и вовсе адекватно не оцениваемы. Наука в строгом смысле нигде и никогда, как дитя, самокормящейся быть не может, отсюда и элементы паразитизма в науке столь же извечны и неустранимы. А вот независимость познания, свобода научной мысли – дело совершенно другое, которое должно абсолютно зависеть от нравственности поиска и от дисциплины мысли. Действительные стихийные ростки обобществления технологий в «чистом» виде ни малейшего касательства ни к «рынку», ни к «плану» не имеют, хотя и не отбрасывают их. Проявляется все это сейчас в незримых и сумбурных тенденциях взаимного контроля производства (и «потребления», зарплат, условий труда и бытия), преодоления межколлективных, межведомственных, межотраслевых, а в итоге и межуровневых (вертикальных) стен и барьеров разобщенности и замкнутости, их группо-иерархических эгоизмов. Все это есть уже не стихийное подчинение производства и людей технологиям, а, наоборот, изучение и подчинение их человеку, хотя деморыночный миф слеп к этим еще старо-новым явлениям. Единственной альтернативой гибели человечества в современную эпоху может быть лишь преодоление эгокультурности с появлением глобального левиафана, со скромными функциями жесткого контроля за соблюдением «мирных правил игры», не исключающих все прочие асимметрии. Тогда и появится простейшее «мировое сообщество», коего сейчас не существует. И не будет существовать, пока есть «независимые», суверенно вооруженные государства или блоки. Соответственно и основными «субъектами» революционного преобразования являются целые народы. Только масштабный и влиятельный, пусть исторически идеализируемый, но реальный, интеркультурный пример может ненасильственно начать вытаскивать ситуацию из пока продолжающегося движения к всеобщей катастрофе. Равным образом только гуманистический революционный процесс, как всегда новообразующий, привлекательный энергией поиска новых форм, способен осветить разум, зажечь доброй надеждой и тем самым создать уже реальную «почву» для всемирной гуманизации. Историческая ситуация в этом отношении такова, что без нового «социального объекта-субъекта (обновляемой метакультуры)» новая (спасительная, гуманистическая) вера невозможна. В этой связи широкое среднее образование советского типа уже является «материально-человеческим» элементом «транспрофессиональности» реалий «трудящихся нового типа». В современной России трудящиеся не имеют надежных и опытных органов и организаций, которые могли бы представлять интересы работников. В частности, профсоюзы не оказали ни малейшего сопротивления грабительству и абсурдам приватизации в ее преимущественно иррациональных формах. Они или еще продолжают, слабея, тянуть старые социальные функции, или довольно явно движутся к покорному обслуживанию классической капиталистической структуры в виде «трех сил» (профсоюзы, «работодатели», государство). Все это неудивительно, ведь это именно профессиональные союзы, а не радикально отличные от них некие новые, «постиндустриальные» профобъединения, коих еще нет и в намеках. В этой связи обращает на себя внимание абсолютно несоразмерное с капиталистическими системами забастовочное движение. Даже без статистики видно, что оно совершенно ничтожно (при таком ухудшении уровня жизни, задержках зарплат в западных системах давным-давно бастовали бы все поголовно). Объяснить это не очень просто, но некоторые факторы, опять же весьма противоречивые, предстают вполне убедительными. Нет решительно настроенных организаций (в силу «нерешительности» же массовых настроений). Последствия увольнений (за участие в забастовках) в наших условиях для работников социально гораздо опасней, чем в западных системах; там это рядовое явление, а здесь мгновенная потеря всех преимуществ «принадлежности к коллективу», «технологическому феоду». Кроме того, забастовки могут идентифицироваться как выражение намерений «возврата к прошлому», что для большинства работников уже, безусловно, неприемлемо. Наконец, вполне похоже на то, что трудовой народ интуитивно понимает, что забастовки при адресной типологии производства не столько могут помочь выправить положение, сколько ударяют по всем, т.е. и по нему же. В общем, восходящие силы (динамическая, действенная стратификация, «класс для себя»), новые трудящиеся социально означенно еще не существуют. Да их просто и быть не может «физически» без определенных и необходимых новообразующих факторов: первые, достаточно всеобщие, принципиально новые инициативные организационные низовые формы. Как и в самом производстве, в заметной капитализационной форме идет классовая хаотизация, рост неопределенности, и вместе с тем разрушительно-консервативной стратификации. Но все же основными силами борьбы деконструктивного процесса являются «коллективы» и их огромные, многомиллионные отраслевые образования, вполне подобные «профессиональным классам» П. Сорокина. Это, прежде всего, анархо-синдикализованные формы («каждый за себя» в технологизированной структуре), а равно компрадорские, «естественно-монопольные» отрасли и, конечно, капитал (позитивный, для своей ниши) и криминал. Работники, но именно не по труду, а по известным внутренним и внешним структурным обстоятельствам (в условиях либерализации) «удачливых» отраслей и отдельных предприятий, собственно, и давят, через всегда не беспредельный потребительский рынок, своими зарплатами учителей, врачей, пенсионеров, науку, армию, отстающие регионы и пр. Вместо «уравниловки» статусных структур заполучили не только быстрый рост диспаритета цен (промышленность – сельское хозяйство), не только патологично-капиталистический разрыв богатых-бедных (один из самых больших в мире), но и гигантский («отраслевой») диспаритет зарплат. А это тоже признаки классообразующие. «Онтологические» субстанции в партийно-политическом пространстве характеризуются, по меньшей мере, колоссальной многомерностью, относительной инертностью и даже парадоксальной устойчивостью (в неравновесном, неустойчивом состоянии), но и столь же существенной для мутного времени изменчивостью. Многомерность в принципе является вполне позитивным проявлением многообразий «всех сторон общественной жизни» (а, следовательно, и интересов). Она же является даже и самой глубокой основой революционного изменения (если оно состоится) социального мышления, преодоления вековечного монологизма той или иной масти. Но в условиях деконструкции позитивные многообразия превращаются в противоположность рассогласованного, эклектичного хаоса, не просто естественно различных, а дисгармоничных партикулярных интересов, вплоть до индивидуального интеллектуального беспредела. Относительная инертность партийно-политических образований обусловливается инертностью стратификации, а за ней и самих производственных структур, каковые даже разваливаются не очень быстро. Назад, к плановой системе звать нельзя, это уже не устраивает подавляющее большинство людей (хотя в узковосстановительных и охранительных от деструкции аспектах это рационально); звать в неоколониальную систему, или же откровенно к капитализму, для основной массы людей заказано (хотя рациональные ниши у либерализма тоже есть). Но все это рациональное в наличной массовой социальной семантике невыразимо. Потому же за нейтральные и всем известные «реформы» все поголовно, но их смысл в основном полярен. Новых, даже социально старо-новых форм и организаций «трудящихся нового типа», гуманонаукократов и их первичных организационных форм еще нет. Точнее, новые трудящиеся беспредельно рассеяны по всему субъектному пространству. Соответственно никаких конкретно-исторических неологизмов в корневой социальной морфологии еще нет. Была только «перестройка», но вскоре исчезнувшая, затем появились «новые русские», надежда на коих быстро испарилась, ну а дальше пошел капиталоподобный, деструктивный мимесис. Все так или иначе тяготеющие к «коммунистам» – консерваторы, а все тяготеющие к «демократам» – деструкторы. А все они вместе в полярной борьбе – деконструкторы. Без появления нового научно-гуманистического «синтезатора» все нынешнее партийно-политическая конструкция образует пока не подлинное социальное многоцветье, а чертополох. Пока движителя радикально новых «утопий» (основы массовой идеологизации, нового духа, веры) у трудового люда нет, время еще есть. Когда же в результате всеобщего опускания к паранекротическому состоянию они появятся, будет уже поздно. Таким образом, зреющий революционный процесс (альтернативный краху) идеологически не обеспечен. Необходимость новой «социальной идеи» – мысль совершенно верная. Вопрос лишь в том, как понимать ее строение, механику рождения и пр. Всякая «социальная идея» становится таковой, когда она «овладевает массами», когда она уже бытийствует в практических мироощущениях и соответственно как-то уже означена в вокабулах, утопиях и новых «измах» массового сознания. Суть «очередного» общественно-исторического кризиса и состоит в том, что в совершенно новой, постэкономической и существенно внеэкономической исторической ситуации доминирует экономизм социологии в виде либерал-«марксистских» или капитал-коммунистических мифов, да еще в деструктивном развороте. Гносеологические корни этого исторического невежества экономизма – полнейшая теоретическая непостижимость отжившей, но уже недокапиталистической, «плановой формы» с собственностью на технологии, а равно всех гетерогенных отношений всей сложнейшей метакультуры, для «числового» экономического мышления адекватно просто не существующих. В основе же всего этого – две громады экономического фундаментализма. Соответственно есть единственный разумный способ борьбы с фундаментализмом – новая фундаментальность (теперь полифундаментальность) выдвигаемых социальных теорий.. «Появление нового «языка», восходящего революционного дискурса в борьбе подобных генерализующих теорий и будет означать формирование нового научно-идеологического профессионализма со всей его «книжной» (т.е. как раз именно профессиональной) новой фундаментальной семантикой». Любая «социальная идея», самая высокая, самая благородная, тем более любые «социальные проекты» со временем в научном отношении окажутся ложью. Как это и произошло, к примеру, с великими «политико-поэтическими» лозунгами «свободы, равенства и братства», тезисами «коммунизма» и т.п. И это совершенно естественно. Теории, даже самые удачливые, тоже обнаружат неумолимую ограниченность, но все же радикально иначе. Они будут неизбежно превращаться в «очередную» догматику, но именно «превращаться», сами по себе оставаясь непреходящими революционными достижениями мысли, затем метаморфируемыми, но и никогда не «компрометируемыми». Основания любой солидной теории продуцируются внерационально, не поддаются «чисто логическому оправданию» даже в математике (Е.Л. Фейнберг). Но в случае удачи, а равно с соблюдением совершенно неконструктивных эвристик развития социальной научной мысли (конкретно-историчность, революционность, преемственность, логико-семантическая целостность и т.д.), т.е. в исследовании без малейшего ожидания «практического результата», в следовании только логике самой науки такая теория и становится основой нового рационального дискурса. Ситуация усугубляется и следующими обстоятельствами. Логический тип собственности на технологии гораздо сложней единственной хорошо изученной собственности на средства производства. В современном глобальном мире «все связано со всем», что не должно быть обойдено теорией. Мировидение может быть только целостным, начиная с переосмысления первобытности и т.д., а в целом социологически уже полилогического, философски-полилектического способа мышления. Теории никогда не нужны народу (хотя именно ему в итоге и служат), в силу огромности, сложности, эзотеричности и прочей «заумности». Причем дистанция между уровнем сложности теорий и массовыми представлениями быстро растет. Теории не нужны политикам и интеллигенции (в смысле «золотой середины» интеллектуальной пирамиды) нынешней генерации, выплывшим и действующим на старых и даже деструктивных идеях. Кроме перечисленных, препятствий для развития теорий предостаточно: всемогущий клир, даже российская «специфика». Тем не менее, все они должны быть преодолены. Ибо, иного пути прорыва нет и, видимо, никогда не будет. Когда с известным подтекстом частенько говорят, что теперь век образов, телевидения и толстых книг не читают, то это неправда. Все интеллектуальные пирамиды всех областей познания держатся только незримыми профессиональными вершинами, «языками» (книгами). О.В. Летов, кандидат философских наук
|