Главная           Наверх     

Посвящается 90-летию Кавказской войны 1918 года

Защитник обездоленных

Прошло 90 лет после окончания Первой мировой войны (19141918), развязанной за передел мира империалистическими державами. Истинные цели войны и политику насилия их правители прикрывали лицемерными заявлениями о защите своих стран от врага. Но в войну было вовлечено 38 государств – стал очевидным для всех её захватнический характер, и её братоубийственный смысл уже невозможно было объяснить патриотическим долгом.

Война развязала кровожадные инстинкты у захватчиков. Особенно это проявилось в период турецкой экспансии на Кавказ. Вынашивая планы создания «Великого Турана» на территории России и Средней Азии, правители Оттоманской Порты не преминули использовать военные действия для расправы со своим внутренним врагом – христианами. Поэтому Кавказская война – это особая, можно сказать, трагическая страница в истории Первой мировой войны. Трагическая потому, что в одном только 1915 году был осуществлен крупнейший геноцид ХХ века: тогда было вырезано, сожжено, задушено, сброшено со скал, утоплено, заживо закопано в землю и расстреляно полтора миллиона армян, столько же греков, сотни тысяч ассирийцев и езидов.

Единственным, кто мог противостоять вражескому нашествию, был прославленный генерал русской армии Андраник Сасунский (1865–1927). Он родился в Западной (Турецкой) Армении, 600 лет страдавшей под игом Османской империи, и священной целью его жизни стала идея борьбы за спасение своего народа. Его путь сопротивления всяческому угнетению начался в 17 лет – путь, на котором у него не было поражений, но свершались блестящие победы, каких мало знала история освободительных войн.

В Россию Андраник Сасунский приехал в начале Первой мировой войны – 12 августа 1914 года. Высшее командование русской Кавказской армии, считая его главным специалистом по ведению войн с Турцией, особенно в горных условиях, поручило ему организацию национальных воинских формирований в составе русских войск. Возглавляемая им Первая Армянская добровольческая дружина особенно отличилась в военных действиях на Кавказе в 1914–1916 годах, всегда выступая в авангарде на самых опасных и важных направлениях.

Временное прекращение военных действий в декабре 1917 года на всех участках фронта предопределило дальнейшее развитие событий на Кавказе. Русским войскам было предписано покинуть Кавказ. Этим воспользовались азербайджанские мусаватисты, которые 8 января 1918 организовали близ Гянджи у станции Шамхор резню, уничтожив более 5000 русских солдат и офицеров, сдавших оружие перед возвращением домой и лишенных возможности защитить себя. Шамхор стал прелюдией к генеральному наступлению турецкой армии.

С негодованием осудил Андраник Сасунский преступные действия мусаватистов; он всегда утверждал: «Наш единственный друг – это Россия… от нашествия варваров кавказские народы защищал русский солдат».

Русское командование в этой катастрофической ситуации сделало единственно возможный выбор, назначив Андраника Сасунского командующим только что созданной Сводной западноармянской (Сасунской) дивизии, а 23 января 1918 года ему присваивают звание генерал-майора.

Главнокомандующий османской армии генерал-лейтенант Вехиб-паша, нарушив все договоренности, уже 30 января 1918 отдает приказ о переходе демаркационной линии и мощными объединенными силами ведет широкомасштабное наступление на всех трех основных направлениях – Ванском, Трапезундском и Эрзерумском.

Спустя несколько месяцев, при отсутствии противодействия со стороны России, Чехословацкий корпус захватил всю Транссибирскую магистраль и Среднее Поволжье. В тот страшный период, когда царская армия перестала существовать, а Красная Армия еще только начала формироваться, вся тяжесть ведения Кавказской войны легла на плечи Андраника Сасунского. Этот факт отражен и в Большой Российской Энциклопедии: «После распада фронта в 1918 г. дивизия Андраника Сасунского оказалась единственной боевой силой, противостоявшей всей турецкой Кавказской армии» (М., 2005. Т. I. С. 723). В февральской битве за Эрзерум только горстка мушских храбрецов поддерживала андраниковцев в их противостоянии 25-тысячному войску Вехиб-паши. Андраник Сасунский, прикрывая отступление остатков русской армии, спас и десятки тысяч жителей, дав им возможность покинуть крепость. Военный министр Турции Энвер-паша заручился поддержкой правителей Хивинского и Бухарского ханств и мусаватистского руководства Азербайджана, но Андраник Сасунский в апрельском сражении под Воронцовкой дал отпор 70-тысячной турецкой армии, предотвратив захват Тифлиса и Баку. Победа Андраника Сасунского на Дилижанском направлении в майских боях с турецкой армией, возглавляемой цветом османского генералитета, оказалась судьбоносной как для Кавказа, так и для России: он перекрыл выход турецких войск за пределы Кавказа – в Крым, Поволжье, к Уралу и в Среднюю Азию.

Андраник Сасунский называл себя «солдатом нации угнетенных». И это не просто фраза – здесь сущность его мировоззренческой позиции. Его душа болела за всех обездоленных: и классово-эксплуатируемых, и подвергающихся расовой дискриминации, и уничтожаемых за национальную и религиозную принадлежность. Именно поэтому многие народы – армяне и греки, езиды и ассирийцы, болгары и сербы – видели в Андранике Сасунском своего вождя в их справедливом деле освобождения от любого деспотизма. В свои 34 года Андраник Сасунский стал общепризнанным лидером освободительного движения угнетенных народов, вписав яркие страницы в его героическую летопись.

Удивительным было умение полководца сплотить вокруг идеи освобождения родины представителей самых разных народов, составляющих его многонациональные добровольческие отряды. Основой взаимоотношений в его воинских частях всегда была политика интернационализма. Тесные, братские отношения связывали на поле брани армянских воинов и русских солдат и офицеров, среди которых было немало казаков – донских, кубанских, терских и забайкальских; в одних рядах с ними воевали греки, ассирийцы и езиды. Верными помощниками полководца были его сподвижники: русский поручик Колмаков и езидский руководитель освободительного движения Джангир-Ага. Андраник Сасунский осознавал важность общности судеб народов Византийской Ойкумены: в критической ситуации византийские народы могут надеяться только друг на друга.

В защите Андраника-командира нуждались не только христиане: за помощью к нему обращались и живущие рядом мусульмане, так как его требование «быть исключительно справедливым» известно было всем. Официальный представитель Национального совета мусульман Абдуфал-бек Гасан называл легендарного генерала «защитником всех угнетенных». Как истинный патриот, Андраник Сасунский исходил из объективного понимания того факта, что освобождение кавказских народов от турецкого ига возможно только в их тесном сотрудничестве.

Убежденному приверженцу русской ориентации будущее Кавказа представлялось только в союзе с Россией: «На Кавказе должна быть сохранена общероссийская государственность». Эта мысль стала определяющей в его отношении к России как стране, с которой Кавказ связан исторически, а также в признании ее заслуг не только в освобождении Кавказа, но и в многогранной работе по его благоустройству, поэтому «Россия не может оставить Кавказ», – говорил полководец. Тем более что в разное время в войнах на Кавказе Россия потеряла около 800 тысяч своих солдат – это «высокая цена». И русский народ «не должен предать забвению пролитую их отцами кровь на кавказских горах и покинуть эту страну, оставив её на произвол судьбы… Он должен остаться и защищать Кавказ и кавказские народы».

Андраник Сасунский считал Россию «решающей составной частью православного мира», стремился всеми силами сохранить целостность России – в этом заключается его византистская позиция. В тяжелые дни Гражданской войны, когда Россия оказалась в катастрофическом положении, он с уверенностью говорил о её будущем: «…встанет на ноги, воздвигнется новая, могучая и непобедимая Россия, какой она не была никогда».

Глубоким чувством веры в Россию пронизаны слова Андраника Сасунского, которые и сегодня остаются актуальными: «Мне больно, когда вы думаете, будто Россия распалась, умерщвлена раздорами и не очнется раньше чем через 50 лет. Но вам следовало бы помнить, что 150-миллионный, здоровый, обладающий богатыми потенциальными возможностями народ не может умереть, он жив». Так мог рассуждать только мудрый государственный деятель, понимающий историческое значение дружественного союза с Россией, её роль в стабилизации обстановки на Кавказе.

Андраник Сасунский был твердо уверен, что «последнее слово о Кавказе и Армении» скажут русские. Подтверждением его слов стал декрет Совнаркома РСФСР от 29 декабря 1917 года. Этот документ, в котором армянскому народу предоставлялось право на самоопределение, он назвал «выражением справедливости и политической честности». В радиограмме, посланной 14 июля 1918 С. Шаумяну, Андраник Сасунский объявил Нахичеванский уезд «неотъемлемой частью Советской России», а себя и свои войска – полностью подчиненными Центральному Российскому правительству. Шаумян о телеграмме сообщил В.И. Ленину; и газета «Известия», со слов В.И. Ленина, назвала действия полководца «крупной победой Советской власти».

Андраник Сасунский был единственным, кто отверг заключенный с османцами Батумский договор о мире и дружбе, подписанный меньшевиками и дашнаками, по которому весь Кавказ перешел в монопольное владение Турции. Трудящийся народ теперь испытывал двойные страдания – и от турецкого штыка, и от предательства так называемых вождей Кавказа. И генерал Андраник Сасунский продолжал воевать с Османской империей один на один вплоть до прекращения военных действий на Кавказе. Это произошло 3 декабря 1918 года.

В переживаемый нами период обострения ситуации на Кавказе значение личности Андраника Сасунского многократно возросло: он стал олицетворением византизма – и в этом его историческая значимость. Здесь следует подчеркнуть универсализм византизма, его всечеловеческий характер, который заключается в национальном своеобразии как компонента многообразия мира, в уважении к личности другого человека, его обычаям и особенностям уклада жизни и быта; идеи дружбы, братства, единства – это основа взаимоотношений между народами разных национальностей.

Будучи деятелем византистского направления, решение социального вопроса Андраник Сасунский видел в освобождении человечества от каких бы то ни было форм эксплуатации. В истории ХХ века он был единственным, кто на византистских началах свел воедино национально-освободительную и классово-освободительную борьбу. В деле становления нового мира в XXI столетии его византистские идеи представляют особенную актуальность.

Андраник Сасунский не только предвидел социализм, но и воспринимал его как историческую необходимость, как единственно достойную форму будущего устройства человечества. Цели византизма и социализма в принципе созвучны, ибо проникнуты заботой о насущных нуждах трудящихся. Идеи социализма были выстраданы Андраником Сасунским всей его сознательной жизнью, всецело посвященной борьбе за свободу трудового народа. Они проникнуты верой в необходимость справедливого мира на земле – без войн, насилия и угнетения. Этой верой была одухотворена вся его героическая деятельность.

В 1911 году А.В. Луначарский писал, что «история совершается и еще долго будет совершаться среди крови и слез», однако рано или поздно освободившееся от классового, политического, духовного гнета человечество воздаст должное тем, кто отдал свою жизнь за его лучшую участь, более достойную его высокому предначертанию.

В этой галерее праведников и героев займет свое место и Андраник Сасунский, защитник обездоленных, «солдат нации угнетенных».

 

Нина СЕВЕРИКОВА,

кандидат философских наук, кафедра истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова