Революционная стратегия в XXI веке
Так называется большая статья, появившаяся недавно в газете «Юманите». Она посвящена новой книге Жан-Люка Меланшона «Время народа». Точнее, это большое интервью с автором о главном содержании его программного труда, его основных идеях. В предисловии к книге автор, известный политик, один из основателей Левого фронта и Левой партии во Франции, размышляя о современной геополитической ситуации, пишет: «Мир наполнен массой людей, в нем множество городов, в нем началось завоевание даже моря. Но в мире происходит необратимое изменение климата и потрясение иерархии власть имущих (США всё больше уступают мировое лидерство Китаю и странам БРИКС); всё это вместе угрожает самому существованию человеческой цивилизации». Однако автор останавливает свое внимание на «новом действующем лице, выходящем сейчас на передний план». Это народ, чье время пришло! «Власть имущие издеваются над ним, – пишет Меланшон, – презирают его, забивают ему голову и оскорбляют всех тех, кто признает его приоритет. Но если те, у кого власть, больше не боятся левых типа Олланда, то они более чем когда-либо боятся народа. Гражданская революция может всё изменить, начиная с установления во Франции VI Республики». Так, в своей новой работе автор концентрирует и развивает основные идеи, которые присутствовали в программных документах его президентской кампании 2012 года (напомним, что этот политик получил на выборах 11,1% голосов четырех миллионов избирателей). «Время народа» – это эпоха, когда нельзя больше мириться с гипертрофированной властью президента-монарха, основывающейся на конституции V Республики. Ее должна сменить VI Республика, рожденная благодаря гражданской революции – важнейшему элементу революционной стратегии XXI века. Философ по образованию и стилю мышления, причисляющий себя к марксистам и исповедующий исторический материализм (об этом он недавно снова заявил на встрече со студентами лучшего учебного заведения Франции, престижной Высшей нормальной школы в Париже), Меланшон дал свой анализ положения в мире, особенно в Европе, страдающей от кризиса и безработицы, и в Латинской Америке. По его мнению, главные противоположные силы настоящего времени – это народ, с одной стороны, и олигархический капитал – с другой. Под народом, противостоящим олигархам, он понимает прежде всего современных городских жителей. «Для миллионов людей, – пишет Меланшон, – место политической социализации уже не предприятия. Потому что многие работают там час в неделю или вообще не работают. Это, следовательно, уменьшает количество организованных наемных работников. За последние двадцать лет все революции были городскими народными выступлениями. Народ становится действующим лицом истории, когда он создает политическое движение для выражения своих требований». В настоящее время во Франции народ потерпел поражение. «Олигархия, – продолжает автор, – используя нестабильный труд, получает его по самой низкой цене и устраняет народ из политической сферы благодаря авторитарным механизмам. Во Франции ограничение демократии, исходящее из требований ЕС, было полностью осуществлено президентской монархией, которая уже в значительной степени исключила народ из процесса принятия совместных решений». В работе «Время народа» идет поиск не только новых путей социальных преобразований, но и новых социально-экономических понятий. Политик вслед за некоторыми специалистами по экономической географии вводит термин «городские массы», очень неоднородные сегодня: от работающих в высокотехнологичных сферах до иммигрантов, занятых в сфере обслуживания. Автор защищает идею трансформации их в городской «народ» и связывает именно с этими людьми борьбу против олигархии. В этом контексте становится более понятным лозунг, выдвинутый в августе этого года на летней школе в Гренобле: «В 2017 году будет восстание!» Многие пороки организации социальной жизни во Франции являются, по мнению политика, результатом «пространственного капитализма», в основе которого опять лежат интересы финансовой олигархии: нескольким мега- метрополиям противостоят провинциальные небольшие городки со слаборазвитой инфраструктурой, где «всегда более отдалено то, что менее выгодно». Одну из причин, породивших политическую апатию и, как следствие, успех крайне правых на муниципальных и европейских выборах 2014 года, Меланшон видит в обесценивании слова «левый», осуществленном находящимися у власти социалистами. «За прошедшие сто лет во Франции дискредитация левых не может сравниться с тем, что Франсуа Олланд сделал за два с половиной года, – этот тезис открывает книгу. – Теперь люди приходят к заключению, что «левый и правый – это одно и то же». В связи с этим сокращается сам спектр противостояния левых и правых и на выборах преобладают воздержавшиеся. Один из основных выводов работы: власть не боится левых, власть боится народа! Поэтому главная политическая задача – объединить людей во имя общих целей. Что же может объединить французский народ? Основная идея: он должен быть хозяином в своей стране. Народ должен вырвать власть у финансовой олигархии и президента-монарха, исполняющих волю Европейской комиссии. Промедление может привести к экологической и социальной катастрофе. Автор намечает путь: объединить народ в значительной степени по модели испанского «Подемос!» («Мы можем!»; исп. Podemos) через горизонтальные организации движения «За VI Республику» при широком использовании социальных сетей. Затем потребовать проведения референдума для созыва Учредительного собрания с целью принятия новой Конституции VI Республики. Основные положения документа должны быть предложены комитетами граждан на местах. «Это было бы средством реорганизовать нашу демократию мирно, – считает автор, – и, восстановив суверенитет народа, закрепить новые экологические, социальные и демократические права, которые диктует современная эпоха». Подчеркивая, что проблема созыва Учредительного собрания с целью изменения Конституции для закрепления социальных перемен неоднократно возникала в мировой практике, Меланшон заключает: «Вот почему вопрос об Учредительном собрании находится не на обочине – это сердце революционной стратегии в двадцать первом веке». Концепция гражданской революции органично сочетается в книге с теорией экосоциализма, над которой автор работал много лет. В целом она сводится к простому «зеленому правилу», то есть к запрету использовать природу в большем объеме, чем можно восстановить. В одном из последних интервью, связанных с выходом книги, политик заявил: «Фундаментальная интуиция коммунизма в том, что нужно стремиться к общему благу. Матрица коммунистической мысли гораздо ближе к тому, что составляет основы политической экологии, чем к тому, что является «программным обеспечением» Соцпартии». На вопрос: совместим ли экосоциализм с рыночной экономикой? – Меланшон ответил: «Не всегда. Есть области, где не должно быть никакого рынка: вода, воздух, знания не должны быть товаром. Формула Соцпартии «мы за рыночную экономику, но не за рыночное общество» показала ее иллюзорность. При строгой рыночной экономике частные интересы автоматически доминируют в обществе. Нужно создать общество, управляемое общечеловеческими интересами. Экономическая модель должна сочетать общественную и частную собственность. Лично я считаю абсурдным национализировать парикмахерские. Напротив, приватизировать гидроэнергетические сооружения глупо и опасно». Главной организующей силой всех граждан был и остается, по мысли политика, Левый фронт, который, несмотря на все неудачи уходящего года, может и должен возглавить борьбу за VI Республику: «Левый фронт является единственной прогрессивной силой, альтернативной неолиберальной Соцпартии и правоцентристскому Союзу за народное движение (партии Саркози)». Общий стратегический курс, предложенный автором, сформулирован предельно ясно: «автономия от Соцпартии и беспощадная борьба против политики правых и Национального фронта». Книга Жан-Люка Меланшона, вышедшая в первых числах октября, вызвала огромный общественный интерес. Интервью в основных периодических изданиях как левого, так и правого толка, рецензии и телевизионные передачи, в которых на автора нередко изливались потоки трудно скрываемой ненависти, и ему приходилось вести ожесточенную полемику, наконец, то, что он так любит: встречи с молодежью, как в Париже, так и в Страсбургском университете, чтобы пробудить в молодых слушателях «вкус к будущему». Разумеется, книга дискуссионна, некоторые положения нуждаются в дополнительной аргументации. Но, как говорит сам автор, «спорно – да! Тогда предложите другое!»
Анна СЕМЕНОВА доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН |