Искаженная история: французский вариант
Российский телезритель уже почти привык к систематическому искажению отечественной истории, особенно революционного прошлого нашей страны, осуществляемого на государственных телеканалах. Те же процессы характерны и для телевидения Франции, и они вызывают серьезное беспокойство и протест со стороны левых сил и общественности страны. 27 мая в Париже состоялось торжественное захоронение в Пантеоне, главной усыпальнице великих людей Франции, четырех героев Сопротивления. В связи с этим событием, которое широко освещалось национальными СМИ, руководители Левой партии – депутат Европарламента Жан-Люк Меланшон и Алексис Корбьер обратились к президенту французского телевидения с открытым письмом. В нем они указали на противоречие между официальными мероприятиями по увековечению памяти истинных героев национальной истории и ситуацией, складывающейся на французском телевидении. Они привлекли внимание к популярной телепередаче «Тайны истории», которая, выходя ежемесячно в течение нескольких лет, регулярно собирает у экранов 3–4 миллиона телезрителей. Авторы подчеркивают, что если содержание школьных программ по истории обсуждается в обществе, то необходимо посмотреть и на освещение на телевидении проблем национальной и мировой истории, ориентированное на массовую аудиторию. Именно этот вопрос, по мнению лидеров Левой партии, вызывает озабоченность. Их опасения связаны прежде всего с идеологическим содержанием документального сериала «Тайны истории» и весьма тенденциозным отбором тем. Так, из 88 исторических сюжетов, показанных государственным каналом «Франс-2», более 60 процентов были посвящены исключительно монархам и их фаворитам и только 5 передач (6 процентов от общего количества!) касались личностей или событий, связанных с историей Республики, которой особенно гордятся французы. Наряду с тем, что ряд передач касались религиозных сюжетов (жизни Христа, истории Ватикана), полностью отсутствует линия, связанная с именами великих философов-просветителей XVIII века, составивших гордость Франции (Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер), не говоря уже о других. Продолжая эту тему, авторы пишут: «Великое интеллектуальное направление социализма и коммунизма, которыми так отмечена история Франции, полностью стирается в этом сериале, потому что ни Жан Жорес и ни кто другой там не представлен. Нет ни одного французского революционера (за исключением противоречивого Жоржа Дантона, – впрочем, в более коротком эпизоде, чем любой другой персонаж), но зато Шарлотта Корде, убившая Жан-Поля Марата, будет иметь право на хвалебный эпизод, истоки которого уходят в контрреволюционную традицию. За исключением программы, посвященной 14 июля 1789 года, ни одна из многочисленных революций и ни один из великих моментов социального и политического подъема (1830, 1848, 1870, 1936 и т.д.), которыми отмечена история нашей страны, которые известны во всем мире и которые воплощены в судьбах замечательных женщин и мужчин, не имеют права ни на один эпизод. Огюст Бланки, Луиза Мишель и многие другие, таким образом, удаляются из нашей истории. Даже семья Романовых получает право на две передачи, напоминающие об их трагическом конце, так же как и одиозный Распутин, которого они привечали при своем дворе. Однако основные фигуры Русской революции 1917 года, которая оставила намного более сильный след в истории ХХ века, чем царь, не предстанут в «Тайнах истории». Развивая свою мысль, авторы документа подчеркивают, что при анализе длинного списка тем, выбранных для сериала «Тайны истории», поражает то, как в нем «методично стираются целые разделы французской и мировой истории». Возмутительным способом возвышается роль королей и королев в ущерб всем тем, кто «боролся за равенство и справедливость». Эта усеченная история пропагандирует так называемых великих людей, оказавшихся только благодаря происхождению «на высшем месте социальной структуры, в которой сосредоточены огромные ресурсы, являющиеся результатом коллективного труда народа». В заключение обращается внимание на то, что «Тайны истории» попирают основные принципы, заложенные Великой революцией 1789 года, при создании Пантеона. Революция свергла «старый порядок» не для того, чтобы восхвалять его на государственных каналах. Таким образом, считают авторы, сюжеты этой телепередачи ближе к базилике Сен-Дени (усыпальнице французских королей), чем к Пантеону. «Государственное телевидение должно выполнять свое предназначение, а не быть разработчиком коммерческих проектов и пропагандистом антиреспубликанских идей, часто очень реакционных», – считают руководители Левой партии. Как видим, эта проблема весьма схожа с ситуацией на российском телевидении и созвучна той борьбе, которую ведут прогрессивные силы нашей страны за объективное отражение отечественной истории.
Анна СЕМЕНОВА, доктор исторических наук, профессор, академик |