Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 О древних богослужебных

традициях индийских христиан

Трудно говорить о том, что не видел своими глазами, а именно о богослужении Малабарской церкви (расположена в юго-западной части Индийского полуострова, на территории современной Индии. – Прим. ред.). Некоторое представление можно получить, посетив армянскую церковь в Москве. Первое, что здесь бросается в глаза православному посетителю, – открытые алтари, находящиеся на значительно большем, чем у нас, возвышении. Престол – почти вплотную к восточной стороне алтаря. Небольшое количество икон (кстати, в основном подарки Московской Патриархии).

Но было бы ошибкой отождествлять богослужение у армян с богослужением в Малабарской церкви, хотя и те и другие считаются монофизитами.

Отпечаток национальной специфики, влияние местных обычаев и традиций очень заметны в богослужении Малабарской церкви.

 

Архитектура и внутренний вид храмов

По своей архитектуре храмы отличаются от наших. Снаружи они напоминают большой дом, крытый красной черепицей и имеющий продолговатую форму, причем крыши косые, а в стенах имеются стрельчатые окна.

Внутри храмов нет богатых украшений. Обычно в храме имеются одна-две иконы Спасителя, или Божией Матери, или св. Георгия Победоносца. Алтарь открыт, то есть не имеет иконостаса, и во время богослужения временами закрывается завесой. (Нужно отметить, что древних храмов сохранились мало и только в одном из них сохранились древние фрески.) Алтарь стоит на несколько ступеней выше основной части храма и отделяется от него невысокой перегородкой. Входя в храм, верующие снимают обувь и оставляют ее у входа. В храме на полу постелены коврики, и верующие во время богослужения временами садятся на них. Мужчины молятся на левой стороне, а женщины – на правой.

Жертвенник отсутствует. Церковные облачения и сосуды – такие же, как и у православных (им много дарили). Копия  нет; вместо антиминса – каменная доска с высеченными на ней священными текстами (копие – элемент богослужебной утвари, остро заточенный обоюдоострый нож с треугольным лезвием; антиминс – плат с зашитой частицей мощей. – Прим. ред.).

 

Богослужение

Богослужебный круг приблизительно такой, как и у православных. Богослужебные книги большей частью рукописные. В основе всех чинопоследований – Псалтырь. Крестное знамение подобно латинскому.

Богослужение весьма торжественно. Имеют место ритуальные танцы, используются духовые оркестры. Песнопения имеют протяженный и гармонический напев. Наших паломников поражала молитвенная сосредоточенность, усугубленная минутами сосредоточенного молчания.

Весьма почитается Божия Матерь. Поминаются святые; имеются молитвы за усопших.

16 литургий, в том числе апостолов Иакова, Матфея, Марка, Василия Великого, Иоанна Златоуста. Священник выбирает одну из этих литургий по своему усмотрению, за исключением дней памяти святых, написавших литургию.

Небольшие отличия от нашей литургии. Трисвятое с прибавлением слов «Распныйся за пы», вместо ектений – молитвы. Просфоры в форме лепешки.

Допускается одновременное совершение трех литургий на трех престолах – влияние католичества.

Обычно литургия совершается ежедневно, а во время Великого поста – лишь в субботу и воскресение.

Запасных даров нет, так как не позволяет климат. В конце каждого богослужения священник благословляет каждого богомольца. Лишение этого благословения – одна из форм епитимии.

Малабарская церковь также содержит семь Таинств. Крещение – через троекратное обливание. Воцерковление: мальчиков – на 40-й день, а девочек – на 60-й. Интересная деталь: если православный священник имеет несколько источников материального дохода, то малабарский – только один, а именно – десятину от невесты за венчание.

Господские и Богородичные праздники по времени бывают так же, как и у Православной Церкви, а праздники в честь апостолов, пророков и святых первых веков – в ином порядке. Среди святых почитаются Диоскор, Север и Иаков Барадей (для нас они еретики).

Пост – до 190 дней в году. В неделю мытаря и фарисея – ниневийский пост (3 дня).

Об употреблении свечей указаний в источниках нет. Видимо, они и не употребляются, если только иерархи Малабарской церкви не последовали примеру эфиопского патриарха, который начал вводить у себя в Эфиопии этот обычай Православной Церкви, так как он ему весьма понравился.

В заключение хочется привести слова Святейшего Патриарха Пимена, сказанные им во время посещения Индии в 1977 году. После богослужения в одном малабарском храме Святейший Патриарх сказал: «То, что мы наблюдали сегодня, воистину переносит нас в обстановку древнего богослужения. Прежде всего нас до глубины души тронуло благочестие духовенства, совершающего литургический чин. Нас тронуло и благочиние предстоящего народа, который, по обычаю глубокой древности, вошел в храм Божий, сняв обувь с ног своих, и затем встал перед алтарем, раздельно мужчины и раздельно женщины. Нас тронули скромные одежды женщин и покрывала на их головах – как у нас на инокинях. Но больше всего тронули ответы на возгласы священников всем народом, обмен рукопожатиями перед чтением Символа веры, минуты сосредоточенного молчания на молитве».

Игумен Кирилл (Сахаров)

 

 

 

 

)