НА РОДИНЕ КУЗЬМЫ МИНИНА Обычно все стремятся на лечение в Москву. Парадоксально, когда с этой целью из Москвы едут в глубинку. Бывает и такое – так было со мной. Уникальная методика лечения ног с помощью распыления плазмы, что стимулирует кровообращение, снимает напряжение. Об операции можно забыть. Уже после первой процедуры перестал бинтовать ноги и почувствовал значительное облегчение. Первый день пребывания совпал с католическим Рождеством. По пути в «Зеленый город», где меня расположили на проживание, посетили местный костел. Да-да, в Нижнем Новгороде, в эпицентре собирания русских сил в период Смутного времени для отпора польско-литовским захватчикам, находится действующий костел. Посвящен он Успению Богородицы. Исторически польский, небольшой по размерам, он находится во дворах, в центральной части города. При входе – ориентировка для посетителей – запомнилось: «К нам могут заходить женщины без платков, в брюках, в критические дни... Иконы целовать не принято, но не возбраняется... Для желающих принять крещение – подготовка в течение не менее года». Удивило наличие полутора десятка икон в каноническом стиле, в частности «Троица» Рублёва, «Успение», «Святителя Николы», причем с двуперстным благословением. Город был основан в тринадцатом веке князем Глебом. Ныне это пятый по численности населения город в России (примерно 1,3 миллиона человек). Лечащий врач, кроме того, что он высокопрофессиональный специалист, оказался еще прекрасным гидом и рассказчиком. Проехались по городу. Запомнились красивые здания бывшего Крестьянского банка и биржи, Царский павильон на знаменитой Нижегородской ярмарке, дом, где начинал работать подмастерьем Пешков (Горький), впоследствии он был подарен писателю. Троицкая церковь в Высоково. Вот такие небольшие кладбищенские храмы в советское время зачастую были кафедральными соборами. Удивило, что дежурная (она была единственная в храме) даже не подняла глаз, когда мы вошли. А ведь при входе в храм на аналоях лежало несколько ценных икон небольшого формата (дежурная сидела ближе к клиросу). Может быть, есть видеокамеры? На стенах большие живописные изображения на евангельские сюжеты. Будучи приверженцем канонического стиля, все-таки трудно не согласиться, что для восприятия народа такие изображения более действенны, чем десятки небольших фресок в том же древнем Троицком соборе Макарьева монастыря. В годы войны в ограде храма от бомбежки погибли несколько человек – получается, что немецкие самолеты залетали за Москву почти на 500 километров. Преображенская церковь в Печерском районе. Именно эта церковь красуется на известной картине Саврасова «Грачи прилетели». Потолок при входе в храм расписан в каноническом стиле (остальная часть храма расписана в живописном стиле). В храме аж четыре прекрасных Голгофы разного размера в древнем стиле. Древняя икона апостола Иоанна Богослова в окладе. Правый алтарь без иконостаса – неожиданно. В углублении под храмом могила местночтимого подвижника преп. Иоасафа Печерского. Рядом небольшой алтарь. Рождественская церковь. Ее еще называют «Строгановская». Это одна из красивейших церквей города. У подножия возвышения, на котором располагается церковь, злачное заведение под названием «Жарра – город грехов». Оказывается, что Нижний тоже город контрастов… Александро-Невский собор. Это одна из доминант города. Собор был построен в начале прошлого века. Мне здесь приходилось неоднократно бывать, так как при соборе одно время, не знаю как сейчас, действовало Александро-Невское братство. В 1992 году, проезжая по Волге на пароходе с детьми, напротив собора я совершил крещение в реке нескольких подростков. Принял участие в вечернем богослужении – оказалось, что это был канун малого освящения одного из приделов собора. Внутреннее убранство собора потрясающе. Расписан он в каноническом стиле. Иконостасы из липы, главный – высотой в семиэтажный дом. Справа и слева от входа в полукружии десятки икон Богородицы. Под несколькими основными иконами – тексты молитв святым, изображенным на них. Печерский монастырь. Справа от входа в обитель – галерея со скульптурными изображениями государей. Сразу стремлюсь увидеть скульптуру Иоанна Грозного. Ее не оказалось, так как галерея посвящена царям из династии Романовых начиная с Михаила Фёдоровича, а Грозный, как известно, был из династии Рюриковичей. Потрясающее убранство главного храма обители: каноническая роспись, мощевики, Печерская икона Богородицы. Всё прекрасно, но богослужение опять не впечатлило. И в монастыре все быстро и не очень разборчиво. Увы, тем, кто привык совершать богослужения по полному уставу, по старому обряду, бывает тяжеловато стоять на службе, которая совершается с большой скоростью. Хотя бы в монастыре, хотя бы шестопсалмие. Читалась только одна кафизма, а затем без перехода (50-й псалом) сразу канон на четыре тропаря… И потом клиросы расположены за аркой у иконостаса. Стою вплотную около нее. Что читают, что поют? Долетают только отдельные слова. Воспринимаются в основном неизменяемые тексты. Вопрос: как такая служба будет воспринята впервые пришедшими, взыскующими истинной веры, соблазняемыми сектантами? В монашеском углублении можно еще более или менее, еще как-то воспринять. А как же народ Божий? Почему бы кафизму и канон не читать на середине храма? Ведь это значительно улучшит восприятие. И потом – нельзя ли в два, а лучше в три раза снизить темп чтения и пения, чтобы хотя бы «слова не отскакивали от зубов»? Макарьевский монастырь. Рядом с этой древней обителью храм, который никогда не закрывался. Памятник преподобному Макарию. Долгое время здесь проходили знаменитые ярмарки. Благодаря им обитель процветала. Изначально этот монастырь был мужским, но еще до революции он стал женским (таким он и оставался до своего закрытия в 1927 году). Основатель обители в двенадцать лет стал на иноческий путь. Был келейником преподобного Дионисия Суздальского. В Нижнем Новгороде он встречался с преподобным Сергием Радонежским. В обители было до сорока иноков. После нападения татар на монастырь Макарий был отправлен в плен в Казань. Здесь он поразил хана своим мирным духом. Хан отпустил его вместе с сотней мужчин, не считая женщин и детей. После возвращения из плена Макарий удалился в костромские пределы, на реку Унжу. Умер он в 95 лет. Мощи его были обнаружены через 226 лет после погребения. Сейчас в обители (она была передана церкви в 1991 году) находится часть главы Макария, частица мощей его в иконе. В 1620 году Желтоводскую обитель возобновил старец Авраамий, к которому неоднократно в сонном видении являлся преподобный Макарий, прося Авраамия устроить некогда разоренный монастырь. У могилы возобновителя монастыря архимандрита Авраамия (он первым организовал ярмарку в первой половине XVII века) совершил заупокойную литию по старому оборяду. Особое впечатление произвел новосооруженный иконостас в Троицком соборе. После закрытия монастыря монашеская община была преобразована в трудовую артель. Затем в обители располагались детский дом, военная часть, ветеринарный техникум, в соборе – клуб, склад зерна. Фрески в нем были забелены, первый ряд их вообще сбит. Один из приделов посвящен преподобному Михаилу Малеину – небесному покровителю царя Михаила Фёдоровича, который оказывал обители большую помощь. В настоящее время в монастыре всего лишь полтора десятка насельниц (в девяностые годы было в два раза больше). Посетил здесь также Успенскую церковь с колокольней, с приделом святой великомученицы Екатерины (она изображена в одеянии императрицы Екатерины Второй). Фрески в этом храме невозвратно утрачены. В годы лихолетий в храме располагались спортзал и столовая, проводились танцы. Один раз в год – 7 августа, в день памяти преподобного Макария, здесь проходит праздничная трапеза, на которую приглашают более 300 гостей, трудников и паломников. Отреставрирована Надвратная церковь в честь архангела Михаила. Здесь, как и в Троицком соборе, трудились местные нижегородские мастера. После передачи монастыря церкви этот храм был восстановлен первым. Как всегда, побывал у старообрядцев – посетил их храм на Бугровском кладбище. За пять дней пребывания в Нижнем, общаясь с лечащим врачом, я получил массу информации по самому широкому диапазону: от истории Древнего Рима до Горбачёва и Ельцина. Врач говорил не умолкая, при этом меня периодически спрашивал: «Я вас не очень напрягаю?» Говорил даже во время лечебных сеансов (когда он водил по моим ногам горелкой, напоминающей паяльную лампу, я вспоминал картину, виденную мною в детстве, на которой было изображено, как только что зарезанного кабана смолили паяльной лампой). «Вот завод по изготовлению ракет С300, далее – заводы по изготовлению якорей и подводных лодок» – и т.д. Высказывался негативно о губернаторстве Немцова: «Немцов вывел из центра города два военных училища, а землю передал под строительство жилых домов и развлекательных центров...» – и положительно – о правлении Шанцева. Немало было рассказано и анекдотов... Проезжая по городу мимо множества храмов, я, как всегда, крестился. Обратил внимание, что мой водитель-врач всегда делал это трижды. Игумен Кирилл (Сахаров) |