ВОЗМОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ КНДР и Республики Корея?
Проблема объединения КНДР и Республики Корея – типичный геополитический проект, социокультурные последствия принятия которого должны быть осознаны основными участниками этого проекта. Обозначить штрихи тех или иных последствий – основная задача настоящей статьи. В целях доступности и адекватности изложения обозначим некоторые исходные понятия. 1. Я придерживаюсь классического определения культуры. Культура есть способ организации развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Субстанцией культуры являются культурные образцы, которые в конечном итоге и выделяют те или иные цивилизации. Под культурными образцами понимаются объекты произвольной природы, с которыми человек, семья, этносы, народы, классы, религия, общество, государство и цивилизация сообразуют элементы своего сознания, поведения, политики и другие действия. Такими образцами могут быть реальные люди, герои, поступки, ситуации из литературы, искусства и религии, законы, методы, моральные принципы... Типы культурных образцов дифференцируются по использованию: шаблоны, ограничения, способы, символы, ценности... Система образцов, передающаяся от поколения к поколению, и есть адекватный образ того, что мы понимаем под культурой. Культурные образцы выстраиваются согласно иерархии взаимодействий между собой. Те, которые фундируют другие образцы, называются культурными ядерными образцами, фундируемые – периферийными образцами. Среди фундирующих образцов есть взаимно фундирующие образцы, устойчивые комплексы которых составляют то, что называется культурными ядрами рассматриваемой культуры. Этих культурных ядер может быть неединичное множество. Иногда понятие культурного ядра используется в широком смысле, как вся совокупность культурных ядер. В качестве примера важности этих понятий можно привести сравнение системы культурных образцов, принципиально отличных друг от друга, Западноевропейской и Конфуцианской цивилизаций. С одной стороны – личность, индивидуализм и развитие, с другой – государство, общность и стабильность. С одной стороны – свобода, равенство, братство, с другой – мир, порядок, традиции. С одной стороны – рынок, обмен, собственность, право, с другой – иерархия, ритуал, прошлый опыт, мораль. Совершенно иные ценности и миропонимание. 2. Национальный феномен культуры выражается в народном искусстве и творчестве, для которых любые рациональные, модельные, схематические и другие теоретические методы познания не играют определяющей роли. Здесь на передний план выдвигается символическое содержание, глубина образного воздействия которого и характеризует мастерство художника. Однако процессы познания культуры, то есть процессы формирования, использования, распространения, развития и преемственности культурных образцов, являются предметом изучения вполне определенных теоретических дисциплин – гуманитарной и социальной культурологии. В гуманитарной социологии изучаются тексты в широком смысле: картины, музыка, театральные постановки, фильмы, гулянья, карнавалы, народные обряды и ритуалы. Прояснение смысла этих текстов, откуда и формируется образ культуры, и есть основная задача гуманитарной социологии. Аспекты социального мира, связанные с преемственностью системы культурных образцов в историческом развитии и с воспроизведением структур культуры и механизмов ее функционирования от поколения к поколению, являются предметом социальной культурологии. Объектами социальной культурологии являются социальные категории: мораль, право, власть, идеология, хозяйство, семья... 3. Большинство глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке, лежат в социокультурной плоскости. Так, например, тотальное применение лекарств, с одной стороны, защищает человечество от эпидемий, резко уменьшает детскую смертность и увеличивает среднюю продолжительность жизни, а с другой стороны, вмешиваясь в естественный отбор, неуклонно ослабляет генетический фонд будущих поколений, снижает их интегральный иммунитет. Это переплетается с вопросами перенаселения земного шара, недостаточности продовольствия и ресурсов, эрозией сельскохозяйственных земель, со многими другими проблемами. Здесь и вопросы права, и вопросы власти, и вопросы семьи и морали, и многие другие. Именно в социокультурном направлении политологи ожидают основные угрозы человечеству. Сценариев "когда и как человечество столкнется с угрозами своему существованию?" – более чем достаточно, и не все они благоприятны для человечества. Многие предсказывают, что, скорее всего, проблемы актуализируются внезапно и в неожиданном направлении. На приведенном примере видно, что вопрос об ответственности за последствия социальных решений и действий всегда имеет крайне серьезный характер. Даже зондирование общественного мнения, предваряющее принимаемое социальное решение, не может гарантировать его правильность. А поскольку социокультурные объекты отличаются тем, что они полипредметны, системно-целостны, концептуально сложны, неоднозначны в отношении эмпирических откликов, постольку вопрос об адекватности того или иного принимаемого социального решения крайне не определен в отношении последствий принимаемых решений. 4. Проблема объединения Корейской народно-демократической республики – КНДР и Республики Корея не есть вопрос об объединении асимметричных экономик, финансов, промышленности, демографического и военного потенциалов. Сложить 22 млн. человек с ВНП в 950 долларов на человека, 120538 кв. км территории с 9 тыс. км железнодорожных и 23 тыс. км автомобильных путей КНДР с 46 млн. жителей, с ВНП 13500 долларов на человека, 6,5 тыс. км железнодорожных и 50 тыс. км автомобильных путей Южной Кореи в единый промышленно-финансовый комплекс непросто, но принципиальных трудностей на этом пути нет. По меньшей мере, это не главный момент. Подобная асимметрия на примере объединения Восточной и Западной Германий, как видится сегодня, совсем не основная проблема. Не только свое объединение немцы встретили прохладно, в экономической, финансовой, промышленной жизни восточных и западных регионов современной Германии сохраняется непонимание и настороженность друг к другу. Это следствие социокультурного различия, появившегося между ними за последние 45 лет. Как отражение этого различия, может служить гимн современной Германии, который очень часто исполняют без слов либо с исключенными строфами из Песни Германии. Реальный символ объединения некогда разделенной страны не удовлетворяет не только восточных немцев, но и население Западной Германии. В гимне Германии запад и восток так и не слились в счастливом единении. 5. Еще в большей степени, чем для Германии, социокультурные проблемы, возможно, затронут Корею. Корейцы как этнос сформировались к XIV веку. Свою линию они ведут от палеоазиатской, протоалтайской и австронезийской групп племен. В 1910 году Корея была завоевана японцами. Это способствовало тому, что с момента ее разделения по предложению Госдепартамента США на две оккупационные зоны по 38-й параллели на севере и юге от 38 параллели, по существу, стали формироваться различные культурные феномены. С началом «холодной войны» Корейский полуостров превратился в полигон открытой вооруженной борьбы между Западом и Востоком. Конфликт и соперничество между КНДР и РК сопровождали все время их существования. Заявления об объединении государств были лишь лозунгом и символом в политической борьбе, но никогда не принимали реальных очертаний. Сегодня сложить две асимметричные половинки разбитой «холодной войной» Кореи просто не представляется возможным. Эпоха второй половины XX столетия принципиально выделяется в истории человечества количественно и качественно иным потоком циркулирующей информации. Те изменения, которые накапливались в прошлом за десятки поколений, в настоящее время с помощью СМИ могут быть сформированы за одно поколение. Третье поколение корейцев живет в принципиально различных идеологических координатах и моральных установках. КНДР ориентируется на цивилизационные культуры России и Китая, Южная Корея – на Европу и США. Российская цивилизация, определяющая устойчивость мира в течение тысячи лет, переживает тяжелейшие времена, но в отношении предмета обсуждения можно констатировать, что ни один из многочисленных народов России не потерял своей культуры, своего языка, своей самобытности. Можно привести как раз обратные примеры. Некоторые народы России приобрели свою письменность в Российской империи. Традиционные восточная патриархальность и почитание правителя сохранились в Китае не только в сельской, но и в городской культуре. И принципиально противоположенный пример – французы, немцы, англичане, испанцы, африканцы и многие другие народности, приехавшие в США за последние триста лет, практически полностью потеряли свою историческую культуру, язык и память предков. Сохранились лишь отдельные землячества. Все сгорело в американском плавильном котле. Не лучше ситуация в Европе. Так, в некогда многообразной диалектами Франции, сегодня уже не услышишь гасконское, бретонское, нормандское, пикардийское или какое-либо другое наречие не только Новой, но и Новейшей истории. Как следствие этих ориентаций, с одной стороны культ личности (генерального секретаря), свойственный восточным цивилизациям, с другой – навязанная Южной Кореи псевдоевропейская парламентская республика. С одной – культ предков, с другой – подражание европейской исторической мысли. С одной стороны – самопожертвование и удовлетворенность малым, с другой – европейский практицизм и стремление к богатству. С одной стороны – близость к преемственному социальному развитию, с другой – явно искусственное образование по европейскому образу и подобию. Сегодня социокультурные различия КНДР и Республики Корея много более значительны, чем в вышеприведенном примере Германии. 6. Простейшее сравнение двух стран по уровню жизни явно не в пользу КНДР. Финансы, экономика, промышленность – все в пользу республики Корея, разве что в протяженности железных дорог и в более мощном военном потенциале. И в рамках традиционных взглядов на прогресс: образование, техническое знание, цивильность, западность – преимущество у Южной Кореи. И следовательно, объединение должно проходить под ее эгидой. Но вот какой аспект показывает, "где голова, а где ноги". Если с помощью СМИ меня можно будет убедить: история западноевропейской цивилизации – это основная нить человеческого развития, а история России – тупиковая ветвь; вся осознанная жизнь человечества проходила в Европе, а на "периферии" мира, в России, жили дикари; европейская культура – это идеал подражания, а народное творчество России есть угроза российской европейской культуре; современная Европа – образец права, и Россия должна иметь это право своим эталоном; европейская демократия – единственно правильное мироустройство, и Россия должна построить именно такое устройство; европейская природа многообразна и богата, а российская – скудна, и ее не за что любить, мне не нужна будет эта Россия! Тем более что недра России, ее земля принадлежат на правах собственности не мне, а другим людям. У меня ничего не останется. Изменив социокультурную систему взглядов, свое миропонимание, я перестану быть русским. Я буду европеец. Как и другой европеец – представитель будущей объединенной Кореи. Это и есть основные угрозы как для будущей Часон, так и для современной России. Никто никогда не будет защищать их земли, идентифицируя себя европейцем. Так есть ли в этой ситуации альтернатива корейскому объединению? Есть, столь же простая и естественная, как всё истинное в этом мире. Объединение Кореи! Объединение с пониманием того, что патриархальное и традиционное начала в КНДР много богаче своего южного соседа, национальный элемент колоритнее и естественнее. И огромный потенциал на будущее. Взаимное объединение, а не подчинение, как в Германии. С перераспределением административных, политических, экономических и финансовых центров между Пхеньяном и Сеулом. Только сосредоточение политического и административного центров в Пхеньяне, а финансового и экономического – в Сеуле позволит устранить критическое непонимание между ними. Это наиболее гармоническое слияние, выдвигающее национальные особенности и экономический потенциал Страны утренней свежести на передний план и представляющее интерес как Северной, так и Южной Кореи. Всё остальное: понимание, знание, техника и мастерство исполнителей – лишь капля в этом социокультурном геополитическом проекте. Главное – осознанная система проводимых мероприятий, в которую все начальные и граничные условия вписываются естественным образом.
В.К. Потехин, советник Российской Федерации
|