Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 Влияние марксистско-ленинского учения

на борьбу с царизмом

 От победы к поражению

 

Прошло сто лет после свержения царизма, а в последующем – победы Великой Октябрьской социалистической революции в России. Угнетенный народ сверг жестокий режим зла, бесправия, унижения и эксплуатации. Борьба с царизмом была тяжелой, длительной, кровопролитной. Взятие власти явилось финалом нелегкой борьбы революционных масс рабочих и крестьян, начало которой уходит во времена крепостничества. Ведущую роль в этой праведной, освободительной борьбе играл рабочий класс, созревший и оформившийся еще в пореформенную эпоху. Первые выступления за право на достойное существование отдельных рабочих и групп против царизма начались в допетровский период. Борьба оказалась длительной, тяжелой, кровопролитной, велась не на жизнь, а на смерть. С победой Февральской буржуазной, а потом Октябрьской социалистической революции 1917 года, казалось, навсегда уничтожен жестокий класс помещиков и капиталистов, но жизнь подтвердила: эксплуататоры свои позиции сдавать не собирались. Они вели активную целенаправленную борьбу за возвращение утраченных привилегий, и в итоге через 74 года после победы Октябрьской революции эксплуататорским классам удалось взять реванш. Путем интриг и обмана внутренние и внешние враги разрушили, казалось бы, нерушимый, могучий и стабильный Советский Союз. Хищный эксплуататорский класс, снова оказавшись у власти, стал безжалостно обирать, эксплуатировать и душить народ.

Многие столетия в России правят господа – эксплуататоры, страдает большинство населения, появилась кучка миллиардеров и миллионы нищих и бесправных россиян. Многие граждане находятся на положении рабов или крепостных. Среди бедствующих разные слои населения – рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция, старики, женщины и дети. Люди за гроши гнут спину на жадных, бездушных эксплуататоров, которые наживаются на низкооплачиваемом труде народа. Как писал Адам Смит: «Щедрость оплаты труда является как неизбежным следствием, так и единственным симптомом роста национального богатства… Скудное существование бедняков… служит естественным симптомом того, что страна переживает застой… и что она быстро идет к упадку» [1]. Поэтому от сплоченности и активизации трудового народа зависит результат борьбы за право на достойную жизнь, длительность нахождения у власти мироедов-эксплуататоров. Ныне как никогда следует вдумчиво изучать наследие марксизма-ленинизма, углубится в его теорию и осмыслить практику, сделав глубокие выводы из допущенных ошибок, дабы вернуть утраченное. В сплоченности сила, которая подымет народ на борьбу за свои права, сметет режим эксплуататоров, даст возможность добиться цивилизованного, нормального человеческого существования.

Анализ исторических фактов свидетельствует, что ведущую роль в длительной освободительной борьбе народов за свою свободу и независимое существование играл русский рабочий класс и крестьянство. Первые самоотверженные выступления рабочих и групп против угнетателей начались еще в ХVII веке. Уже на первых мануфактурах (в 1678 году), затем при Петре I и в последующем были недовольства, выступления и волнения рабочих, притом в разной форме. Это – жалобы, неповиновение, побеги и вооруженные бунты горнозаводских рабочих на Урале в Крестьянской войне ХVIII века под предводительством Е. Пугачева. С каждым годом жестокой эксплуатации и угнетения недовольство народа нарастало, усиливалось и, в конечном итоге привело к победе Октября 1917 года, в чем неоценимая заслуга просветительского марксистско-ленинского учения.

Теоретические обоснования, данные в научных трудах классиков, разъясняли причины бедственного положения рабочих и крестьян, указывали конкретные пути их борьбы за свое освобождение от крепостной и капиталистической эксплуатации.

Угнетенный класс России на протяжении длительного времени борьбы показал образцы упорства, последовательности, стойкости и напористости в достижении победы над эксплуататорами. Следует отметить, что дореволюционные идеологи дворянско-помещичьего класса долгое время пытались отрицать существование рабочего класса в России, они не отделяли его от крестьянства. Примерно так происходит и в наше постсоветское время, когда часть идеологов доказывает, что рабочий класс потерял свою сплоченность и боевитость, перестал отстаивать свои права. Безусловно, прежняя боевитость снизилась, но рабочие и крестьяне борются против бандитского капитализма в постсоветской России. Успех мироедов, захвативших власть, – это временное явление. Рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция новой формации еще скажут свое слово в борьбе с угнетателями и эксплуататорами народа. Недовольство народов бывшего СССР и россиян с каждым днем нарастает и принимает формы организованной борьбы за право на достойную жизнь.

Борьба рабочих крепостной Российской империи в ХIХ веке развивалась в специфических условиях эпохи разложения и кризиса феодально-крепостнической системы, зарождения и развития капиталистического способа производства в недрах феодализма. В одной из своих ранних работ «По поводу так называемого вопроса о рынках» В.И. Ленин дал глубокую характеристику условий исторического развития капитализма, подчеркивая, что при капитализме товаром становится рабочая сила. Он, в частности, писал: «В историческом развитии капитализма важны два момента: 1) превращение натурального хозяйства непосредственных производителей в товарное; 2) превращение товарного хозяйства в капиталистическое» [2].

Процесс превращения товарного хозяйства в капиталистическое происходил в России начиная с конца ХVIII века. Развитие всероссийского рынка, увеличение роли купеческого капитала, рост имущественного и социального расслоения крестьянства (выделение из него богатых купцов, владельцев мануфактур, малоземельных, живущих продажей своей рабочей силы), рост крестьянской промышленности и увеличение количества мануфактур свидетельствуют о том, что разложение феодально-крепостной системы происходило в течение всего ХIХ столетия.

Затрудненность ввоза товаров из-за рубежа повысила спрос на изделия собственной промышленности, особенно текстильной. Уже в 1808 году в Москве фабрикант Пантелеев основал первую в России частную бумажную фабрику. К 1812 году уже было 11 бумагопрядилен с 780 прядильными машинами. Однако война с Наполеоном и захват Москвы французами нанесли тяжелый удар по развитию промышленности, многие мануфактуры, фабрики и заводы были уничтожены, а владельцы понесли большие убытки. С упадком промышленной роли Москвы быстрое развитие получила ивановская промышленность. Но после освобождения города от французов, уже в 1813 году, часть московских предприятий была восстановлена. Так, если до наполеоновского нашествия в Москве было 277 предприятий, то в 1814 г. – 513, а к концу первой четверти ХIХ века число предприятий Московской губернии достигло 748, а число занятых на них рабочих – 44 968 человек [3].

Разоблачая попытки народников противопоставить «кустарную» форму производства «капиталистической», Ленин писал: «Там, где господствует товарное производство и наемный труд употребляется не случайно, а систематически, налицо есть все признаки капитализма. Можно говорить о его неразвитости, зачаточности, об особых формах его, но полагать «основное развитие» между тем, что на деле обнаруживает основное сходство, значит извращать действительность» [4]. Такой неразвитой, зачаточной ступенью в развитии капитализма в первой половине ХIХ века была крестьянская текстильная промышленность в Московской и других промышленных губерниях центральной части России. В середине и особенно в конце ХVIII века крестьянская промышленность в этих губерниях приобретает капиталистические черты: крестьянские ткачи и набойщики в это время ткали полотна и набивали холст уже не на местный, а на более широкий рынок, пользуясь наемным трудом. Возможность заниматься промыслами давал крепостным крестьянам перевод их с барщины на оброк, получивший в начале ХIХ века большое распространение особенно в нечерноземных губерниях [5].

Возникновение мелких крестьянских промыслов в начале ХIХ века было основой их дальнейшей кооперации при помощи торгового капитала в лице скупщиков. Постепенно создавалась новая капиталистическая организация производства, использующая наемных рабочих из разоренных крестьян и кустарей, производящая свои изделия на рынок. Так, на территории Московской губернии появились крестьянские мануфактуры, выросшие из мелких промыслов богатых крестьян, многочисленные хлопчатобумажные и шелкоткацкие предприятия бывших крепостных – Мосоловых, Ермаковых, Кондрашовых, Урусовых и других [6].

Ленин в работе «Развитие капитализма в России» отмечал крестьянское происхождение большинства русских текстильных фабрикантов. Так, крупнейшее текстильное предприятие в Москве – Трехгорная мануфактура основана в 1799 году В.И. Прохоровым, отец которого был монастырским крестьянином. Типичным был путь крепостного крестьянина Саввы Морозова, ткача, разносчика красного товара, превратившегося в крупнейшего текстильного фабриканта. Схожая биография у текстильных фабрикантов: Коноваловых, Зубковых, Бобровых, Кукушкиных и др.

Базой для развития капитализма в Российской империи, как и во многих других странах являлось развитие мелкого товарного производства, разложение крестьянского хозяйства, развитие крестьянских промыслов и мануфактуры купцов и крестьян. От мануфактуры промышленность начала переходить к фабрично-машинной индустрии. Отсюда следует, что первая половина ХIХ столетия явилась периодом формирования капиталистической мануфактуры. Ростки этого можно отнести и к более раннему периоду.

Следует отметить, что развитие крупного производства в России отличалось от развития его в Западной Европе, где капиталистическая мануфактура завершалась в условиях буржуазного строя, при наличии сложившихся кадров наемных рабочих среди цеховых ремесленников. В России ее развитие протекало в условиях господства крепостного права, применялся принудительный труд крестьян. Промышленному перевороту в Западной Европе предшествовала буржуазная революция, уничтожившая феодализм и крепостные отношения. В России промышленный переворот длился с 40-х по 80-е годы ХIХ столетия и протекал в условиях диктатуры крепостников-помещиков, хотя крепостные пережитки продолжались вплоть до Октябрьской революции.

В предисловии к третьему тому «Капитала» Энгельс указывал, что Марс долго и тщательно изучал в подлинниках экономику пореформенной России. Он предполагал на примере России конкретизировать и развивать дальше свое учение об эволюции капитализма в сельском хозяйстве. Россия, с ее разнообразием форм земледелия и эксплуатации сельскохозяйственных производителей, должна была играть такую же роль, какую играла Англия при исследовании промышленного капитала. Но Марксу не удалось осуществить этот план, отмечает Энгельс (7).

Это обоснование осуществил В.И. Ленин в своей книге «Развитие капитализма в России», обогатив новыми положениями и другие разделы политической экономии капитализма, внес крупный вклад в марксистскую экономическую теорию. Ленин подчеркивал, что капитализм не может существовать и развиваться без противоречий, которые свидетельствуют о его исторически преходящем характере, объясняют условия и причины его разложения, гибели и революционной замены новым прогрессивным строем – социализмом. Ленинская работа явилась замечательным образцом соединения научного социализма с рабочим движением, использования теории в качестве оружия революционной практики.

Царящие в России крепостные порядки в экономике и надстройке были главным тормозом технического и экономического прогресса. Восстание декабристов 14 октября 1825 года оказалось первым открытым революционным выступлением против царизма и крепостничества. После его разгрома Николай I образовал в составе «Собственной его величества канцелярии» особое, III отделение в качестве высшего органа государственной политики. Это учреждение располагало вооруженной силой корпуса жандармов, организовало повсеместный политический сыск. По малейшему подозрению людей гнали сквозь строй солдат, ссылали на каторжные работы. Жандармы вмешивались во все стороны жизни общества. Однако народ не хотел мириться с нищетой и голодом, массовыми репрессиями и крепостной жизнью. Так, если в 1826 году волнения происходили в 26 губерниях, то в 40-е годы – в среднем в 35-ти.

Цитаделью принудительного труда явилась горная промышленность. В начале ХIХ века из 110 горных заводов 72% принадлежали дворянским фамилиям. Из них Демидовым – 17 заводов, Яковлевым – 23, Строгановым – 6, Белосельским-Белозерским – 4 завода. Почти столько же имели Голицыны, Лазаревы, Всеволожские и другие. Наиболее крупными заводовладельцами из купцов были: Губины – 8 заводов, Расторгуевы – 5, Кнауф – 6 [8]. Тяжелые условия труда, низкая заработная плата, бесправие вызывали недовольство среди заводских рабочих, приводили к отказу от работы и бунтам.

Переход к крупной капиталистической машинной индустрии в России, как и в других капиталистических странах, приводил к оформлению основных классов капиталистического общества – буржуазии и промышленного пролетариата. Базируясь на городском ремесле или сельской промышленности, на мелком товарном производстве, мануфактура подготовила переход к фабрике, то есть к крупному капиталистическому производству. Согласно учению К. Маркса, «основу капиталистического производства составляет то, что деньги как самостоятельная форма стоимости противостоят товару; другими словами, меновая стоимость должна получить самостоятельную форму в деньгах, а это возможно лишь благодаря тому, что определенный товар становится материалом» [9].

К. Маркс и Ф. Энгельс процесс формирования пролетариата считали со времен промышленного переворота, то есть с ХVIII века, хотя его «предысторию» отмечали значительно раньше. С этого времени начинается борьба пролетариата против буржуазии. Маркс в пролетариате видел могильщика буржуазии. Энгельс писал, что «пролетариат, или класс пролетариев, есть рабочий класс ХIХ столетия» [10]. Идеи марксизма – это закономерное порождение экономических и социальных отношений в обществе, ибо от производства любое общество избавиться не в состоянии. Могут меняться только отношения масс в осуществлении производства товаров.

Рынок, породивший ранее капитал и превративший труд в товар, особенно в наши дни, создаёт капитал фиктивный, возникли и торжествуют фальшивые идеи финансовых мошенников, банкиров, шулеров, наживающихся на трудовом народе. Задача заключается в том, чтобы поставить государство на службу трудовому народу, истинному, реальному производству предметов потребления и средств производства. Вопрос сводится к тому, чтобы создавать блага для всего населения, трудового народа, а не кучки грабителей-кровососов. Ныне национализм и религия зачастую используются в арсенале фальшивых идей, которыми прикрываются политические оппоненты – противники социализма. В этой обстановке политическая инертность левых сил смерти подобна.

По заключению Маркса и Энгельса, борьба пролетариата против буржуазии проходит разные стадии. Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует… Но с развитием промышленности пролетариат не только возрастает численно; он скопляется в большие массы, сила его растет, и он все более её ощущает» [11]. Стихийное рабочее движение, начинавшееся еще в недрах феодализма, превращается в сознательную революционную борьбу пролетариата против всего класса буржуазии. Плохие условия труда, низкая заработная плата, большая продолжительность рабочего дня вызывали справедливые нарекания и недовольство, вели к сплоченности в борьбе с эксплуататорами за свои права.

Давая общее определение понятия «пролетариат» Ленин, как и Маркс, вскрывает диалектику его развития, показывает процесс его становления как класса. Маркс писал, что для того, чтобы пролетариат освободил себя, он должен разгромить класс капиталистов, отобрать у капиталистов орудия и средства производства и уничтожить те условия производства, которые порождают пролетариат. И.В. Сталин в докладе «О проекте Конституции Союза ССР» говорил: «Пролетариат СССР превратился в совершенно иной класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма. Как видите, рабочий класс СССР – это совершенно новый, освобожденный от эксплуатации рабочий класс, подобного которому не знала еще история человечества» [12].

В конце ХХI столетия перед русскими марксистами встала важная задача глубокого и содержательного изучения экономического развития страны. Основная причина заключалась в идейном разгроме народничества и необходимости определения перспектив активизации революционной борьбы рабочего класса и задач русской социал-демократии. По выражению В.И. Ленина, теоретическая работа русских марксистов должна быть направлена на изучение всех форм экономического антагонизма в России, раскрытие цельной картины действительности, доказательство необходимости эксплуатации трудящихся при капиталистической системе.

По мнению Ленина, программа марксистской рабочей партии должна содержать характеристику основных черт экономического строя Российской империи, оценку основных классовых сил, а также определение основных целей и текущих задач революционной борьбы пролетариата. В содержательном труде «Развитие капитализма в России» вместе с другими произведениями раскрыта теоретическая основа для выработки программы, стратегии и тактики борьбы революционеров-большевиков. Суть в том, что вопрос развития капитализма в России был важнейшим в теории и практике революционной борьбы.

При капитализме основой производственных отношений становится капиталистическая собственность на средства производства при отсутствии собственности работников производства – наемных рабочих, которых капиталист не может ни убрать, ни продать, ибо они свободны от личной зависимости. Они лишены средств производства и, чтобы не умереть с голоду, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталисту и нести на шее ярмо эксплуатации. К. Маркс указывал, что «свободные рабочие» лишены средств производства и единственным источником их существования является продажа рабочей силы. Условия зарождения капитализма в России при господстве феодально-крепостных отношений определили и его ранние стихийные выступления против крепостного гнета и капиталистической эксплуатации.

Царское крепостное правительство, зарождающаяся буржуазия и их идеологи –  Веретинников, Тенгоборский и другие считали, что в России не может быть пролетариата. Однако пролетариат зарождался, крепчал, давал о себе знать в ходе волнений крестьян и рабочих с требованием прежде всего экономического характера – повышения заработной платы и улучшения условий труда. Так происходит и в наши дни, когда рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция за свой тяжелый и продолжительный труд получают гроши, при этом обложены непосильными налогами и поборами со стороны власти.

Основные мотивы волнений рабочих и крестьян в царской России в ХIХ веке: 1) незаконное закрепощение и борьба за свободу; 2) притеснение и жестокое обращение владельцев и администрации, отдача в рекруты; 3) низкая заработная плата, задержка ее выплаты, штрафы и вычеты, требование новых штатов; 4) длительный рабочий день, тяжелые условия труда, работа в праздничные дни; 5) невыдача продовольствия, продовольственные затруднения; 6) требование возвращения в крепостничество, представления пашни и покосов, отпуска на полевые работы; 7) нарушение контрактов и договоров найма; 8) использование не по назначению, переброски и переселения [13]. Прошло два столетия, а формы, методы, причины эксплуатации остаются неизменными – это прибыль и нажива богатеев. Значит, согласно марксистско-ленинскому учению борьба – единственный способ освобождения от эксплуататорских классов – неизбежна.

Анализируя положение крепостных и рабочих середины ХIХ столетия, приходим к выводу, что оно мало чем отличается от состояния нынешнего обездоленного трудового народа. Люди лишены прав на достойную жизнь. Наиболее распространенной и простейшей формой выступления рабочих ХIХ века являлась коллективная жалоба на имя местных и высших властей. Один факт жалобы считался преступлением в крепостническом государстве и расценивался как уголовно наказуемое деяние. Коллективные жалобы разрешалось подписывать «от имени всего общества» только одному или двум поверенным. Если подача прошения не имела результата, рабочие прибегали к другой форме протеста – прекращению работы. Эта форма борьбы использовалась рабочими как средство воздействия на заводскую администрацию. При отказе в реагировании на жалобу в губернии обращались с прошениями в Министерство финансов, Сенат или к царю. В принципе, с того времени мало что изменилось. Хотя в наше время не воспрещается подача жалоб и заявлений, но реакция на жалобы со стороны властей крайне пассивная и, как правило, не в пользу заявителя.

Многовековое угнетение россиян привело к тому, что народ потерял способность к сопротивлению, борьба за свои права сведена к минимуму. Отдельные более настойчивые граждане попадают в поле зрения правоохранителей, с негативными последствиями для себя. Людей охватило безразличие, соглашательство, приспособленчество, рабское послушание, боязнь наказания, отсутствие своего «я», что поощряется властями, но крайне опасно для любой нации. Россияне теряют способность отстаивать свои права в борьбе за выживание. Настало время поднять дух и знамя справедливой борьбы народа за свои законные права и достойное существование. Эта борьба должна проходить системно, последовательно, настойчиво в рамках международного права.

Характерно, что в ходе волнений крестьяне и рабочие были солидарны друг с другом. В соответствии с идеологией крепостного времени солидарность и дисциплина выражались в форме присяги или клятвы в церкви и перед иконами, которые давались рабочими, обещавшими не выдавать друг друга, стоять за одно, бороться до конца. В начале ХХI века такая солидарность среди рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции отсутствует.

Среди множества бунтов и волнений России можно назвать: волнение крестьян-углепоставщиков  Ревдинского медеплавильного, железоделательного и чугуноплавильного завода, требовавших выплаты зарплаты деньгами, а не изделиями завода в 1826 году (500 человек); волнения крестьян в 1826 году (512 чел.) бумажной фабрики в Ярославской губернии вследствие притеснения их владельцами в связи с распространением слухов об освобождении от крепостной зависимости; волнение крестьян в 1830 году (796 чел.) Унженского чугуноплавильного и железоделательного завода в Тамбовской губернии вследствие притеснения их управляющим, невыплаты заработной платы и продовольствия; волнение рабочих в 1834 году (600 чел.) Купавинской шелковой фабрики Московской губернии в связи с низкой заработной платой; Волнения вольно-наемных рабочих в 1837 году (около 1500 чел.) на частных золотых приисках в Томской и Енисейской губерниях, требовавших увеличения платы за работу и улучшение условий труда; побег рабочих в 1841 году (350 чел.) с частных золотых приисков Енисейского, Каннского и Нижнеудинского округов – вследствие тяжелых условий труда; Волнение рабочих в 1857 году (около 400 чел.) на Ижорском адмиралтейском железодеятельном, чугунолитейном и меделитейном заводе вследствие принуждения к работе в праздничные дни; волнения и уход рабочих в 1860 году (около 900 чел.) со строительства Волжско-Донской железной дороги в связи с тяжелыми условиями труда и жестоким обращением подрядчика и десятников; уход с работы в 1860 году (300 чел.) со строительства Нижегородской железной дороги вследствие неуплаты заработной платы и тяжелых условий труда; подача прошений рабочими в 1860 году (1000 чел.) Серговского солеваренного завода, принадлежащего Беломорской компании, Александру II – с жалобой на низкую заработную плату и другие [14].

Подобных выступлений, бунтов, коллективных уходов с производства, прошений (за которые могли привлечь к суду) только в первой половине ХIХ века были многие сотни. Чаша терпения от беззакония наполнялась недовольными. Жестокость царского режима, преследование, аресты, тюрьмы уже не пугали крестьян и рабочих. Их стойкая, героическая и мужественная борьба против угнетателей была конкретной и целенаправленной. Путем просвещения людей труда готовилась почва к более активной борьбе революционного пролетариата с эксплуататорами в капиталистическую эпоху. Когда пролетариат окреп, обогатил свои знания учением марксизма-ленинизма, стал во главе революционной борьбы трудящихся под руководством большевиков, победа оказалась очевидной.

Ленин в труде «Развитие капитализма в России» детально рассматривал три главные стадии развития капитализма в русской промышленности: мелкое товарное производство (мелкие, преимущественно крестьянские промыслы), капиталистическая мануфактура (предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники), фабрики (крупная машинная индустрия) – в их неразрывной связи, показывал закономерное превращение мелкого товарного производства в капиталистическое, в мануфактуру, и перерастание последней в фабрику, в крупную машинную индустрию. Он впервые дал марксистскую характеристику целого ряда кустарных промыслов как мануфактурной стадии русского капитализма. Мануфактура, указывал Ленин, является промежуточным звеном между ремеслом и мелким товарным производством с примитивными формами капитала и крупной машинной индустрией (фабрикой).

Обосновывая пути борьбы с царизмом, Владимир Ильич считал, что программа марксистской партии должна содержать характеристику основных черт экономического строя России, оценку основных классовых сил, определение основной цели и текущих задач революционной борьбы пролетариата. Ленинский труд «Развитие капитализма в России» вместе с другими произведениями создали теоретическую основу для выработки программы, стратегии и тактики большевизма. Вопрос развития капитализма в России был важнейшей проблемой теории и практики революционной борьбы. Неопровержимо доказано, что общественно-экономические отношения в русской деревне после реформы 1861 года характеризовались наличием и развитием тех противоречий, которые свойственны товарному хозяйству и капитализму. Эти противоречия показали, что «строй экономических отношений в «общинной» деревне отнюдь не представляет из себя особый уклад («народного производства» и т.п.), как утверждали народники, а представляет «обыкновенный мелкобуржуазный уклад».

В 1894 году В.И. Ленин писал, что для русских социалистов «после появления «Капитала» главным теоретическим вопросом сделался вопрос о «судьбе капитализма в России»; около этого вопроса сосредоточились самые жгучие прения, в зависимости от него решались самые важные программные положения. Правильное его решение давало возможность определить, какой класс призван и может осуществить коренное переустройство общества, на какой класс должны ориентироваться революционеры. Речь шла о перспективах развития России, о судьбах революции и условиях победы в нашей стране.

В существовавшем помещичьем хозяйстве России сочетались отработанная и капиталистическая системы хозяйства – прямой пережиток барщинного хозяйства, которое господствовало при крепостном строе. С развитием товарного хозяйства и разложением крестьянства отработочная система постепенно вытеснялась капиталистической системой помещичьего хозяйства. Разоблачая идеализацию либеральными народниками отработочной системы и других пережитков крепостничества, Ленин доказал, что остатки крепостничества (отработка и барщина в пользу помещика за различные «отрезки» земли, круговая порука, высокие подати, отсутствие свободы распоряжения крестьянской землей, свободы передвижения и переселения крестьянства, гражданская неполноправность и т.д.) тяжелым гнетом ложатся на крестьянство России. Так оно и сейчас, когда человек превращен в раба существующего режима, дабы прокормить себя и семью, в противном случае окажется за воротами предприятия.

В своем труде Ленин дал ответ на вопрос о характере грядущей революции и ее движущих силах, о роли в ней различных классов. Ведущая роль принадлежит рабочему классу как самому сплоченному и организованному, его сила в историческом движении неизмеримо более, чем его доля в общей массе населения. Марксистами-ленинцами нанесен сокрушительный удар по догме оппортунистов в международном рабочем движении, согласно которой пролетариат не может и не должен бороться за власть и социализм, пока он не составляет большинства населения в стране. Правильность ленинской мысли подтвердила в дальнейшем история трех революций в России.

Ленинские идеи гегемонии пролетариата, союза рабочих и крестьян явились руководящим началом борьбы народов за демократию, национальное освобождение, за социализм. Ленин убедительно доказал, что при господстве капитала народные массы обречены на эксплуатацию и нищету, что единственный путь освобождения от ярма помещиков и цепей империализма – это путь революции, путь социализма.

Прогрессивную историческую роль капитализма можно резюмировать двумя положениями: повышение производственных сил общественного труда и обобществление его. Оба эти факта проявляются в разнообразных процессах и в разных областях народного хозяйства. Развитие производственных сил общественного труда наблюдается в эпоху крупной машинной индустрии. До этой стадии капитализма сохранялось ручное производство и первобытная техника. Другая особенность – развитие капитализмом общественных производительных сил состоит в том, что рост средств производства (производственного потребления) далеко обгоняет рост личного потребления.

К. Маркс в третьем томе «Капитала» отмечал, что степень эксплуатации труда, присвоения прибавочного труда и прибавочной стоимости повышается посредством удлинения рабочего дня и интенсификации труда. Масса прибавочной стоимости, произведенная капиталом, зависит от двух факторов – от нормы прибавочной стоимости и от числа рабочих, занятых при данной норме [15].

Обобществление труда капитализмом проявляется в следующих процессах: во-первых, рост товарного производства разрушает свойственную натуральному хозяйству раздробленность мелких хозяйств и стягивает местные мелкие рынки в национальный рынок (затем в мировой); во-вторых, капитализм создает вместо прежней раздробленности производства концентрацию его в земледелии и промышленности; в-третьих, капитализм вытесняет формы личной зависимости предшествующих систем хозяйства; в-четвертых, капитализм создает подвижность населения, которая не требовалась прежними системами хозяйства; в-пятых, капитализм постоянно уменьшает долю населения, увеличивает долю крупных индустриальных центров; в-шестых, капиталистическое общество увеличивает потребность населения в союзе, в объединении, придает им особый характер, разрушает узы, местные сословия, создает ожесточенную конкуренцию, раскалывает общество на крупные группы лиц, занимающих различное положение в производстве; в-седьмых, все изменения приводят к изменению духовного облика населения [16].

В работе «Некритическая критика» В.И. Ленин пишет, что разногласия между теми марксистами, которые стоят за так называемую «новую критическую струю», и теми, которые стоят за так называемую «ортодоксию», состоят в том, что и те и другие хотят претворить и развить марксизм в различных направлениях: одни хотят оставаться последовательными марксистами, развивая основные положения марксизма сообразно с изменившимися условиями и с местными особенностями разных стран и разрабатывая дальше теорию диалектического материализма и политико-экономического развития Маркса; другие отвергают некоторые более или менее существенные стороны учения Маркса, становятся в философии не на сторону диалектического материализма, а на сторону неокантианства, в политической экономии – на сторону тех, кто приписывает некоторым учениям Маркса «тенденциозность» и т.п. [17].

К началу ХХ столетия капитализм вступил в высшую стадию своего развития – империализм, социальные и политические противоречия достигли крайнего обострения из-за обнищания крестьян и жестких форм эксплуатации рабочего класса. Промышленный и аграрный кризис, усугубленный поражением в русско-японской войне, вызвал крайнее недовольство во всех слоях общества, ускорил революционный взрыв. В.И. Ленин писал: «Война проиграна бесповоротно… Перед нами не только военное поражение, а полный военный крах самодержавия» [18]. В России назревала первая буржуазно-демократическая революция эпохи империализма.

Сложившееся тяжелое положение в стране в наши дни напоминает обстановку начала ХХ века, которая закончилась революционным выступлением недовольных масс, армии и флота. Пролилась кровь, выступления народа царский режим жестоко подавил. Но эта репетиция боем не прошла бесследно.

В феврале 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция, которая свергла царский режим. 24 октября 1917 года свершилась Октябрьская социалистическая революция, которая смела с престола министров-капиталистов, в стране восторжествовала власть трудового народа – рабочих и крестьян. Народная власть просуществовала до декабря 1991 года, когда Горбачёв окончательно отрекся от поста главы советского государства – СССР.

Горбачёв, манипулируя мнением народа, ловко обманывал его, даже после референдума от 17 марта 1991 года, когда более 76% населения проголосовало за сохранение Советского Союз, и не скрывает, что его преступные планы по развалу Родины были задуманы давно. В выступлении на семинаре в Американском университете в Турции он сказал: «Целью моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал все более высокие посты в стране. Когда я лично познакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. А для ее достижения я должен был заменить все руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах. Моим идеалом в то время был путь социал-демократических стран. Плановая экономика не позволила реализовать потенциал, которым обладали народы социалистического лагеря. Только переход на рыночную экономику мог дать возможность нашим странам динамично развиваться.

Мне удалось найти сподвижников в реализации этих целей. Среди них особое место занимают А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы. Мы без коммунизма будем выглядеть лучше. После 2000 года наступит эпоха мира и всеобщего процветания. Но в мире еще сохраняется сила, которая будет тормозить наше движение к миру и созиданию. Я имею в виду Китай.

Я посетил Китай во время больших студенческих демонстраций, когда казалось, что коммунизм в Китае падет. Я собирался выступить перед демонстрантами на той огромной площади, выразить им свою симпатию и поддержать и убедить их в том, что они должны продолжить свою борьбу, чтобы и в их стране началась перестройка. Китайское руководство не поддержало студенческое движение, жестоко подавило демонстрацию и… совершило величайшую ошибку. Если бы настал конец коммунизму в Китае, миру бы легче двигаться по пути согласия и справедливости.

Я намеревался сохранить СССР в существующих тогда границах, но под новым названием, отражающим суть произошедших демократических преобразований. Это мне не удалось. Ельцин страшно рвался к власти, не имея ни малейшего представления о том, что представляет из себя демократическое государство. Именно он развалил СССР, что привело к политическому хаосу и всем последовавшим за этим трудностям, которые переживают сегодня народы всех бывших республик Советского Союза.

Россия не может быть великой державой без Украины, Казахстана, Кавказских республик. Но они уже пошли по собственному пути, и их механическое объединение не имеет смысла, поскольку оно привело бы к конституционному хаосу. Независимые государства могут объединяться только на базе общей политической идеи, рыночной экономики, демократии, равных прав всех народов.

Когда Ельцин разрушил СССР, я покинул Кремль, и некоторые журналисты высказывали предположение, что я буду при этом плакать. Но я не плакал, ибо я покончил с коммунизмом в Европе. Но с ним нужно также покончить и в Азии, ибо он является основным препятствием на пути достижения человечеством идеалов всеобщего мира и согласия.

Распад СССР не приносит какой-либо выгоды США. Они теперь не имеют соответствующего партнера в мире, каким мог бы быть только демократический СССР (а чтобы сохранилась прежняя аббревиатура «СССР», под ней можно было бы понимать Союз Свободных Суверенных Республик – СССР). Но этого мне не удалось сделать. При отсутствии равноправного партнера у США, естественно, возникает искушение присвоить себе роль единственного мирового лидера, который может не считаться с интересами других (и особенно малых государств). Это ошибка чревата многими опасностями, как для самих США, так и для всего мира. Путь народов к действительной свободе труден и долог, но он обязательно будет успешным. Только для этого весь мир должен освободиться от коммунизма» (газета USVIT/«Заря».1999. № 24, Словакия) [19].

Задача, которая была возложена врагами СССР, Горбачёвым выполнена блестяще. Он вместе с единомышленниками в лице Яковлева, Шеварднадзе, Ельцина, Кравчука, Шушкевича иже с ними, которые поставил крест на Советском Союзе, сумел одурманить народ и завести в болото демократических реформ. Одним из главенствующих провокаторов был себялюбивый Б. Ельцин, которому способствовал в переводе в Москву Е. Лигачев, старый знакомый и соратник М. Горбачева. Ельцин немало наломал дров в должности 1-го секретаря Московского горкома КПСС. И всё же в 1990 году его избрали Председателем Верховный Совет РСФСР. Он сразу же инициировал принятие заготовленной еще в 1974 году декларации о независимости, что вынудило республики принять подобные документы. Вспомните его заявление «берите суверенитета столько, сколько желаете». Чтобы добить советскую систему, Ельцин издает указ «о департизации», запрещающей деятельность парткомов на предприятиях.

В апреле 1991 года, нарушая Конституцию и процедуры выхода из Союза (по Закону СССР от 03.04.1990 № 1409-1), в Ново-Огарево был инициирован процесс между республиками Советского Союза по принятию нового договора в виде конфедерации Союза Суверенных Государств (ССГ), подписание которого намечалось на 20 августа 1991 года. Фактически это означало уничтожение единого государства с тысячелетней историей, отказ от собственного пути развития, завоеваний и идеалов социализма. Подготовка провокации с ГКЧП (19.08.1991) велась Горбачёвым и его единомышленниками задолго до случившегося. ГКЧП было введено в Москве в соответствии со статьей 127-3 Конституции СССР и статьей 2 закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения».

В интервью газете «Бульвар Гордона» маршал Советского Союза Д.Т. Язов вспоминал, что Горбачёв собрал в Ново-Огареве всех первых секретарей, руководство республик и договорился до того, что СССР себя изжил: мол, давайте Союз Суверенных Государств создадим. Ещё не будучи генеральным, Горбачёв ездил к Маргарет Тэтчер в Англию, встречался в Канаде с советским послом Яковлевым, который каждого члена делегации в отдельности обрабатывал, по одному вызывал и «втирал»: «Хватит с нас Советского Союза, смотрите, как в Канаде живут…».

Противозаконные действия президента СССР М.С. Горбачёва и других руководителей Союза ССР нанесли ущерб суверенитету, территориальной целостности, неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности страны и привели к прекращению существования Советского Союза как единого государства. Эти преступные деяния являются особо опасными и должны быть квалифицированы по пункту «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР «измена Родине», то есть деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР».

Развал Союза поломал жизнь миллионам добросовестных, законопослушных граждан. Преступление совершили те, кто в советское время жил в свое удовольствие, пользовался всеми благами, которые создал им народ, считали себя коммунистами-атеистами, а потом вдруг стали «боговерующими», демократами. На самом деле коммунистами они никогда не были – являлись носителями партийных билетов. Куда подевалась вера во всевышнего, десять божьих заповедей тех, кто призывал расстреливать патриотов, вставших на защиту Конституции России в 1993 году? Навеки убийцами стали те, кто призывал и участвовал в этом преступлении. Среди защитников «Белого дома» было много детей, женщин и стариков.

В результате преступных действий высшего руководства Союза ССР гражданам страны причинен имущественный и моральный вред. Около 25 млн русских оказались изгоями в собственной стране. Начались вооруженные конфликты, унижения, гонения, избиения, лишения нажитого имущества и даже гражданства. Люди оказались в тяжелой жизненной ситуации без средств к существованию, совершали суицид (самоубийство), гибли от межнациональных конфликтов, пуль, поножовщины, инфарктов, инсультов и других болезней, ибо не имели средств на лечение.

Прошло 25 лет после государственного переворота, который совершили сторонники капитализма под руководством Горбачёва и Ельцина. Столько же лет на просторах бывшего СССР льется кровь, гибнут люди, страна потеряла в экономике и людских ресурсах больше, чем за годы борьбы с фашизмом. Все созданное и построенное усилиями трудового народа отобрано, приватизировано, разграблено. К примеру, к средине 2016 года более 2/3 (62%) благосостояния в РФ находится в руках долларовых миллионеров и 26% долларовых миллиардеров, то есть народу, создававшему эти богатства, оставили около 12%. Для сравнения: в Японии «богачам» принадлежит 22%. Анализ происходящего показывает, что в ходе так называемых реформ страну преследуют неудачи по всем направлениям развития, люди потеряли уверенность в завтрашнем дне, много россиян покинули нажитые места в поисках лучшей доли.

В настоящее время положение в стране напоминает революционную ситуацию начала ХХ века, когда верхи не могли править по-новому, а низы не хотели жить по-старому. Такое состояние общества взрывоопасно и непредсказуемо. Хочется верить, что власти осознают происходящие процессы в обществе и сделают правильные выводы, в противном случае беды не миновать.

 

Василий Андреевич Попович,

член Правления Антинацистского

международного комитета

«За Мир, Правду и Благополучие»,

 профессор,

 писатель

 

Литература:

1. Попов А., Бадов В. Адам Смит и «медведи». «СР» № 100/2016, 13 сентября.

2. Ленин В.И. Соч., т. 1, изд. 4, с. 77.

3. Панкратова А.М. Рабочее движение в России в ХIХ в. М., 1951. Т. 1, с. 13.

4. Ленин В.И. Соч., т. 2, изд. 4, с. 340.

5. Панкратова А.М. Рабочее движение в России в ХIХ в. М., 1951. Т. 1, с. 14.

6. Там же, с. 15.

7. К. Маркс. Капитал. Т. 3, М., 1978. С. 10-11.

8. Панкратова А.М. Рабочее движение в России в ХIХ в. М., 1951. Т. 1, с. 72.

9. К. Маркс. Капитал. М., 1978. Т. 3, ч. 2, с. 567.

10. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. V, с. 465.

11. К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест компартии. М., 1948. С. 58.

12. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 11, с. 510-511.

13. Панкратова А.М. Рабочее движение в России в ХIХ в. М., 1951. Т. 1, с. 104.

14. Там же, с. 903-922.

15. Карл Маркс. Капитал.  М., 1978. Т. 3, ч. 1, с. 255-256.

16. Ленин В.И. ИМЛ. Соч., М., 1984. Т. 2, с. 315-317.

17. Ленин В.И. ИМЛ. Соч., М., 1984. Т. 2, с. 416.

18. Ленин В.И. ПСС, М., 1986. Т. 10, с. 252.

19. «Советская Россия», № 15, 19 августа 2010 г.

20. Общественно-деловая газета – 2020, № 2/2016, 16-18 июня.