Главная       Дисклуб     Наверх   

СТРОКИ РАЗМЫШЛЕНИЙ ЧАВЕСА

 

Недавно в свет на испанском и русском языках вышла книга «Строки размышлений Чавеса» (издательство «Глобус», М., 2010), которую написал президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Рафаэль Чавес Фриас.

Автор книги размышляет в ней над большим комплексом сложнейших социально-экономических, общественно-политических и прочих проблем, угрожающих существованию человечества на Земле, причем размышляет над этими проблемами действительно «построчно».

Уго Чавес не диктует читателям каких-либо правил сомыслия, но четко формирует свое пожелание относительно того, в чем ему читательское сомыслие необходимо более всего.

 

«Я всегда утверждал: мы присутствуем при родах, когда наша Боливарианская Революция, всё новое, никак не родится, а старое, капитализм, основанный на порочной по своей сущности системе неравенства, никак не отомрет. Таким образом, рассуждая далее и наблюдая за международной панорамой, можно сказать, что мы находимся на пороге органического кризиса, там, где гегемония капитализма начинает также ощущать последствия своего реального и все более явного бессилия для осуществления своего тотального господства, что делает его обычным бумажным тигром. И в этом кроется его опасность. Но в этом также состоит огромная возможность для народа Венесуэлы – развиваться на фоне этого превосходного кризиса, осознавая, что мы – Народ трудностей.

я хочу вновь повторить: чем более превосходным является кризис, от которого страдает капитализм, тем более уверенным и ясным будет путь венесуэльского социализма к независимости и величию родины. Птицы оппозиции, которые питаются падалью, всегда предвещающие зло, плетут свои интриги в безнадежной вере в то, что наши усилия будут направлены на то, чтобы благоприятствовать привилегированным группам, которые всегда торговали судьбами всех венесуэльцев, мужчин и женщин. В этой связи решение сохранить государственные расходы на миссии, образование, здравоохранение, зарплаты, пособия и семейный доход, выплаты пенсий и пособий по социальному страхованию с учетом того значения, которое имеют эти переменные величины для поддержания уровня покупательной способности потребления семей, подтверждает наше неуклонное убеждение, что наше правительство является народным, оно избрано народом и для народа» (Чавес У. «Строки размышлений Чавеса», с. 349).

Одной из главных смысловых точек книги являются мысли президента Венесуэлы о социализме.

 «Мы знаем, что социализм нельзя навязать посредством декрета, он должен быть построен и создан коллективными усилиями. Именно критическая и креативная, созидательная и освободительная способность народа дает жизнь новому обществу.

Эта характеристика социализма великой Розы является вполне действующей и сегодня:

«Новая территория. Тысячи проблем. Только опыт может исправить и открыть новые пути. Только бурлящая жизнь без препятствий приводит к новым формам и импровизациям, вытягивает на свет божий созидательную силу, сама исправляет все ошибочные попытки».

Мы в Венесуэле проходим по новой территории: территории социализма. У нас накопились тысячи проблем, которые нужно решать: это пагубное наследие капиталистической модели. И если, как говорит Роза Люксембург, именно опыт может исправить и открыть новые пути, такой опыт в основном является критическим.

Социализм не лишен ошибочных попыток и промахов. Но если бы социализм устанавливался с помощью декрета, т.е. если бы он стал догмой, рецептом или формулой, ошибочные попытки не были бы исправлены по-настоящему и продолжали бы умножаться.

Поэтому добро пожаловать всем в критическое пространство по поводу нашего социалистического опыта.

Добро пожаловать тысячам и тысячам тех, кто именно и составляет это критическое пространство, которое представляет собой и должна представлять наша молодежь, которая признала бы свою революционную ответственность, максимальную ступень, к которой может стремиться любой человек, присоединяясь к словам Че. Какая огромная радость осознавать, что после мероприятий, организованных Социалистической Единой Партией Венесуэлы (СЕПВ), которые заканчиваются в это воскресенье, у нас есть точные сведения о том, что более миллиона молодых людей вступили в нашу партию. Новая кровь, живительный огонь, социалистическое призвание на святой земле Родины.

Вам, юноши и девушки, я направляю мои добрые пожелания удачи и обязательств перед будущим. Знаю, что с помощью вашего несгибаемого духа партия выигрывает и радостно идет к победам, которые нас ожидают. Нас всех облагораживает ваша решимость. Знайте, что здесь у вас есть пространство для того, чтобы как в теории, так и на практике укрепить основы социализма. От вас мы ожидаем свежего ветра и упорства, которое поможет нам продолжать повышать моральный дух страны. Речь идет, в конечном итоге, о том, чтобы быть по-человечески благородными и достойными осознания нашего суверенитета. А для этого вы должны в качестве компаса иметь в виду этическую гласность, которая должна воодушевлять любого революционера. Уже сейчас вместе с венесуэльским народом вы должны создавать такой разум и мораль, которые откроют нам дорогу в будущее. Так давайте же вместе, как говорила испанка – философ Мария Самбрано, «воплощать разум и мораль, которые поднялись бы с непобедимой силой и привели бы с активному, победному и мощному разуму: созидательной чистоте, полной силы, которая не побоялась бы вступить в борьбу с действительностью, которая не избегала бы каждодневной битвы». Добро пожаловать в великий дом социализма.

После стольких провалившихся попыток в истории человечества теперь настойчиво говорят о том, что лелеять мечты о социализме означает делать ставку на утопию. Однако следует предупредить, что за этим заявлением прячется нечто более опасное: уныние, которое кончается бездуховным конформизмом, с одной стороны, а с другой стороны, разрушительным ударом против революционного энтузиазма, который должен ежедневно воодушевлять нас. Десять лет назад мы подняли здесь паруса по направлению к берегу всеобщего счастья. Многое уже сделано, и еще больше предстоит сделать, но мы должны убедиться в том, в чем мы уверены: мы сотрем здесь букву «у» у слова утопия.

Но чтобы лишить утопию этого «у» и позволить нам укоренить социализм как наш жизненный опыт, мы должны реально осознавать те обстоятельства, которые определяют этот проект.

Чтобы предложить несколько элементов для размышлений, я хочу взять за основу мысли, изложенные мексиканским философом Адольфо Санчесом Васкесом в его книге «Между реальностью и утопией».

Мысли и попытки создания социализма неизбежно приводят к необходимости дать ответ на конкретные неотложные вопросы: кто, где, как и на какой основе. До настоящего времени я настойчиво спрашивал, где находится социализм, но в свете этого мыслителя необходимо расширить поле интерпретации.

Жизненно важным является в первую очередь вопрос о том, какой должна быть характеристика людей, которые осуществят строительство социализма. Каков их моральный облик, культурная и духовная составляющая мужчин и женщин, которые встречают вызов истории каждодневно превращать в реальность суверенное осуществление народной власти. Это имеет ключевое значение, поскольку для нас человек – это альфа и омега наших усилий. В этом смысле у нас есть огромное преимущество: освободительное наследие наших отцов-основателей, в котором мы можем черпать характер и этику не только как основы венесуэльской идентичности, но и дух преобразования истории.

Вместе с тем, во-вторых, следует точно определить, где, в каких условиях мы призваны срочно создавать социализм. И здесь никакое пространство не должно быть чужим для нас. Любая обстановка, в которой мы можем провозгласить социалистические принципы, должна превратиться в реальное воплощение социализма. Нужно овеять духом и практикой справедливости фабрики, поля, рыболовецкие хозяйства, промышленные предприятия, университеты и лицеи, улицы, кварталы, тротуары, чтобы не оставалось ни одного уголка, где бы не применялись социалистические инициативы. Все мы, мужчины и женщины, все те, кто телом и душой разделяет неотложную историческую необходимость оставить нашим наследникам настоящую социалистическую Родину, должны превратиться в неутомимых борцов этой битвы за жизнь.

В-третьих, не менее важно продолжать настаивать на формах, на том, как мы продвинулись в этом направлении с укреплением советов коммун и рождением социалистических коммун. Мы должны сконцентрироваться на этой организационной стратегии, пока не сделаем ее руслом изменений в области культуры, которые понемногу приблизят нас к социалистическому горизонту.

Здесь заключается сердце углубления огромной части усилий: все более решительная и определяющая каждодневная работа для того, чтобы создать и открыть двери власти в руках народа. Только передав власть народу, можно будет добиться справедливости.

И наконец, в-четвертых, всегда следует помнить о том, что следует изменить при переходе к социализму, над чем следует работать. Без сомнения, мы должны двигаться к окончательному уничтожению всех форм угнетения, которые так укоренились в наследии и продолжают существовать в капиталистическом порядке, который нас окружает, независимо от того, присутствуют ли они во владении средствами производства или в преступном управлении методами и отношениями на работе, которые составляют сущность преобладающей схемы производства. В этом смысле мы должны исправить как материальные, так и духовные и культурные формы угнетения. Продвижение по пути к социализму предполагает освобождение от подавления всех видов человеческой деятельности с тем, чтобы в них господствовала полная автономия и реальная независимость.

Наконец, считаю необходимым подумать об одном аспекте, который не рассматривает Санчес Васкес, но над которым я уже задумывался раньше. Сколько времени займет у нас создание условий социалистической жизни? И отвечаю без всяких сомнений: на решение этой великой задачи у нас уйдет вся жизнь. Тем не менее считаю неотложной необходимостью сочетание действий с горизонтами, ограниченными временем, отведенным человеку – тем временем, которое дано нам для жизни. Отличать срочное от необходимого с тем, чтобы придать смысл социалистической цели. Мы не можем позволить себе отсрочки на этом пути, мы вместе должны поторопить перемены и всегда осознавать, что те победы, которые наш народ требует в качестве священной потребности, не терпят более отлагательств» (там же, с. 408–412).

Каждой проблеме Чавес посвящает отдельную «строку», вставляя в нее дословно высказывания других мыслителей, заслуживающие внимания читателей с точки зрения достижения ими благополучного существования путем рационального решения кризисогенных проблем, и приглашает читателей к совместным размышлениям над этими проблемами.

И каждую «строку» он начинает с кратких, общепонятных заявлений известных людям исторических персонажей о социалистических преобразованиях общества в различных странах, внесших в это дело полезный вклад, ставший достоянием общественного самосознания народных масс. Затем он заполняет эту «строку» «пунктирными знаками» многозначительного молчания и завершает восклицанием воодушевленного духа: «Победа будет за нами!», «Мы победим!».

Духовная энергия восклицания может незримо передаваться читателю, и если это случается, то данная энергия, так сказать, «поднимает» его сознание над «строкой» как над линией горизонта…

 

П.А. Недотко,

В.П. Недотко

(отрывок из книги-созвучия «Проблемы социальных преобразований Боливарианской Республики Венесуэла. Размышления над книгой «Строки размышлений Чавеса»)