Главная       Дисклуб     Наверх   

                  

Выступление президента Республики Боливия Эво Моралеса Аймы на открытии Второго Латиноамериканского Гуманистического форума

Может быть, если всмотреться повнимательнее в некоторые почти случайные конъюнктурные фотографии разных стран в моменты переломов и потрясений – за ними, наверное, проступят черты истории.

 Пересылаемый мною текст – одна из таких фотографий, достоверная как раз своим несовершенством. Я ощутил его как крик, как надрыв полета или падения, живой кусочек жизни без ретуши и декораций.

 Этот документ – из Боливии, где в наступающем году горсть расистов и олигархов, опираясь на пропагандистскую и экономическую мощь США с одной стороны и забитость и невежество народа самой экономически отсталой страны Южной Америки с другой, попытается вернуть утраченную власть и привилегии. Как и в Венесуэле, троянским конем империи выступают традиционные политические партии, оставшиеся в сегодняшней Боливии не у дел. Пять веков грабежа и геноцида коренного населения вызывали у этих политиков меньше негодования, чем два неполных года мирных и демократических перемен. Как когда-то в Чили, пробужденный народными движениями от спячки креольский фашизм взял курс на подготовку государственного переворота. Для создания благоприятной для этого атмосферы усилились клеветнические кампании в прессе, обвиняющие президента Эво Моралеса во всех смертных грехах одновременно, оппозиция практически ежедневно провоцирует уличные беспорядки, чтобы создать атмосферу хаоса и неуправляемости и в случае решительных действий правительства по наведению порядка – обвинить его в попрании демократических свобод.

 

Принося два года назад президентскую присягу, Эво Моралес пообещал следовать сапатистскому принципу и «править подчиняясь». Он сдержал слово. Многие прочили этому первому индейскому президенту самой индейской страны Америки максимум несколько месяцев власти, ссылаясь на непрофессионализм и недостаток подготовки большинства министров и самого Эво. Белые расисты нередко просто говорили о неспособности индейцев править собственными странами. Еще раз разоблачая миф о «власти для избранных», даже политические противники президента признают, что его правительство оказалось самым экономически и политически успешным за последние десятилетия. Впервые в истории боливийское правительство ведет успешную борьбу не с бедными крестьянами, производителями коки, а с настоящим наркобизнесом, исторически являвшимся частью политической власти. Впервые боливийских школьников не учат с детства ненависти к соседям-чилийцам. Впервые сотни тысяч боливийских граждан получили гражданские документы и вместе с этим - доступ к образованию и здравоохранению. Восхищаясь личностью Че, Эво Моралес говорит о мирном и ненасильственном характере своей революции как о главном идеале собственной жизни.

 Поэтому боливийским министрам отказывают в визах в США. Поэтому лишенные безраздельной власти бывшие хозяева Боливии днем организовывают всяческие инициативные группы по спасению демократии, а по ночам стучат в казармы. Потому что сегодня этот процесс можно повернуть вспять, только залив страну кровью.

 Пусть публикация этого материала станет еще одним элементом в организации всемирной кампании солидарности с Боливией, боливийским народом и боливийской гуманистической революцией.   

 

Олег Ясинский

26 декабря 2007 г.

 

Большое спасибо сестрам и братьям гуманистам, участникам этого Второго Латиноамериканского гуманистического форума. Мои искренние поздравления организаторам этого выдающегося события.

Как важно, что здесь участвуют представители разных народов, разделяющие эту нашу общую борьбу за жизнь, за человечность. Когда я слушал выступления участвовавших товарищей, я думал и вспоминал, что значит для меня термин «гуманист». Как обычно, некоторые средства информации стараются тянуть нас за язык, чтобы мы допустили какую-нибудь ошибку, и потом использовать это против нас, особенно любят применять этот прием против меня.

Недавно один журналист спрашивал меня: ты – правый или левый? Я ответил: правый – ни в коем случае, а левый – может быть, говорю, просто проблема в том, что здесь, в Боливии, есть некоторые так называемые левые, которые стали лучшим инструментом североамериканского империализма. И конечный ответ вышел следующий: я не правый и не левый, я – гуманист.

Говоря о гуманизме, я думаю о товарище Фиделе (здесь мы часто вспоминаем его)... однажды я слушал его выступление, которое началось в 6 вечера и закончилось в 12 ночи, потом он пригласил меня ужинать, примерно в час ночи мы начали, и до 5 или 6 утра он говорил мне о человеке, о спасении жизни, о том, как важно спасти нашу среду обитания, окружающую среду, и когда он говорил мне о жизни, о человеке, о том, что род человеческий должен выжить, я понял, что самое главное в мире и жизни – это выживание человечества, и поэтому и благодаря этому учителю Фиделю Кастро я, товарищи, чувствую себя гуманистом.

И темы, объединяющие здесь собравшихся, наверняка – это вопросы, как защитить жизнь, как защитить человечность, потому что наш долг – конкретно назвать те инструменты, те нормы, ту политику и те программы, которые враждебны человечеству. Я только что с большой гордостью говорил вам, что вы находитесь в Боливии в очень важный исторический момент, момент, когда наши народы благодаря росту своего сознания объединяются для защиты жизни, в стремлении достичь равенства... Мы находимся здесь, в этом университете, и я хочу поблагодарить наших преподавателей и учителей, всех тех, к которым я чувствую огромное уважение и восхищение, к учителям, студентам и студенткам, которые находятся вместе со своим народом. И как обычно, люди бывают разные. И есть среди преподавателей и университетов совсем другие, которые, как все мы видим, продолжают давать уроки дискриминации индейского населения. И вы, боливийцы и боливийки, это хорошо знаете.

Я хорошо помню, когда наше индейское движение, народное движение, то, которое снизу, еще с 88, 89 и 90 годов предлагало созвать конституционную ассамблею, и в те годы некоторые журналисты, некоторые товарищи руководители, юристы объясняли мне, что речь велась о втором рождении, об основании Боливии заново.

Необходимо изменить нормы и законы, презирающие жизнь, нормы, ориентированные на приватизацию наших природных богатств, на приватизацию услуг первой необходимости, я хочу обратить на это наше внимание, как мы говорили только что с товарищем Томасом* о проблеме войны, о необходимости новых антивоенных инициатив, о политике США, и точно так же, как это, важно и то, чтобы такие услуги первой необходимости, как электроэнергия, вода, коммуникационные системы, телефонная связь и прочее, не были и не могли являться частным бизнесом, услуги первой необходимости должны быть объявлены неотъемлемыми правами человека.

Как могут быть частным бизнесом услуги первой необходимости? Как можно допустить, чтобы благодаря предоставлению этих услуг первой необходимости несколько капиталистов и транснациональных компаний, торгующих водой и энергией, пользуясь человеческой нуждой, зарабатывали миллионы? Это необходимо изменить, но изменить это мы сможем только тогда, когда сознание народов будет едино, когда люди сумеют мирно организоваться, чтобы требовать, убеждать и защищаться, чтобы некоторые из власть имущих пересмотрели свои взгляды, чтобы на самом деле начали думать и заботиться об обществе, о жизни, о человеке.

В эти последние дни, которые переживает Боливия, я не могу понять, как и почему некоторые наши братья студенты, некоторые преподаватели некоторых университетов выходят на улицы, чтобы оскорблять и плевать в лица своих братьев, крестьян-индейцев и членов их семей, тех, кто борется за такие мирные и демократические перемены, как конституционная ассамблея.

Я не могу понять, как некоторые региональные власти заказывают изготовление кукол Эво Моралеса, чтобы пинать их, оплевывать и потом сжигать. Не понимаю этого.

Я убежден в том, что пока есть расизм и дискриминация со стороны некоторых групп, желающих и пытающихся продолжать унижать народ, мы не можем всерьез говорить о защите жизни и человека.

Я хочу признаться вам, что однажды я тоже сжег один флаг. Знаете почему? В 80-е и частично в 90-е годы я видел здесь, в моей стране, североамериканских военных, в униформе, с оружием, они командовали нашими вооруженными силами, руководили нашей полицией, участвовали в подавлении крестьянского движения, стреляли по нашим соотечественникам и бросали их в тюрьмы. Когда я служил срочную службу в армии, мне говорили, что ни один иностранный военный не может находиться в нашей стране в своей униформе и стрелять в наших соотечественников… И я не мог понять, почему североамериканские военные ходили по Боливии в униформе, с оружием и стреляли в нас. У меня есть достаточно видеодокументов об этом на случай, если кто-то сомневается, я не вру и никого не обвиняю, мы все уже устали от обид и ссор, и вот единственный случай, когда я сжег флаг, это был флаг США, во время большой демонстрации, я не знаю, был ли я прав или ошибался… Но если речь идет о представителе властей, и особенно президенте… жечь его куклу за то, что он индеец, потому что он крестьянин – я не могу этого понять… и это происходит сейчас в Боливии. Это делают не все, и не большинство, только небольшая группа семей, я не обвиняю всех… Только что я читал стратегические планы председателей «Гражданского комитета», «Товарищей Ла-Паса»(различные прозападные оппозиционные движения в Боливии - ред. ), интересно, смогут ли они изменить свое сознание, – целый план того, как «завалить индейца», как говорят некоторые олигархи в Санта-Крусе, например, и вот некоторые пункты их плана: перекрытие кранов основных нефтепроводов, снабжающих главные города страны – Ла-Пас, Кочабамбу и другие, представьте себе этот эгоизм, эту мелочность некоторых гражданских руководителей Санта-Круса, некоторых демократически избранных властей. Я не могу понять этого эгоизма, этого индивидуализма, сектантства, этого регионализма… Этого невозможно понять, нам приходится переживать столько подобных ситуаций, чтобы научиться уважать и чувствовать ближнего, жизнь наших сестер и братьев, живущих вместе с нами на этой планете Земля, и поэтому один из врагов человечества – это расизм, это индивидуализм, и есть еще вещи враждебные человечеству – это капитализм, я не разделяю капиталистические идеи. Как можно, чтобы несколько семей, несколько транснациональных корпораций продолжали концентрацию капитала в своих руках. Они грабят природные богатства, эксплуатируют человека, и когда у них возникают проблемы, – я хочу, чтобы все это знали, – ими создаются инструменты для подавления, для подчинения, для повторной колонизации, инструменты всё большего грабежа, например МЦУИС ( Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - ред.), эти инструменты, которые в случае конфликтов транснациональных корпораций с государствами берут на себя функцию «международного арбитра», и при таком «международном арбитраже» всегда выигрывают только США, а государства остаются в проигрыше.

Наверняка наш кубинский посол, который сейчас здесь находится с нами, уже слышал, что после многочисленных мероприятий, в которых мы участвовали вместе с товарищем Уго Чавесом, мы решили выйти из МЦУИС, отказаться от МЦУИС. Когда некоторые частные фирмы не выполняют государственных законов и вступают в конфликт с государством, они обращаются ко МЦУИС, и государства всегда проигрывают эти споры. И государства обязывают выплачивать многомиллионные штрафы. Поэтому у нас есть эта проблема, и я хочу уважительно попросить вас от имени боливийского народа и его правительства поддержать нас в этой кампании по избавлению от зависимости от МЦУИС. Нам не нужны инструменты для постоянного грабежа наших природных ресурсов.

Может быть, завтра или послезавтра сюда может прийти какой-нибудь товарищ, руководитель, министр или замминистра, который сможет поподробнее объяснить эту тему, потому что об этом можно говорить часами, как МЦУИС стала лучшим инструментом по защите интересов транснациональных корпораций. Поэтому как можно допустить, чтобы это новое тысячелетие было превращено капитализмом в индустрию смерти, чтобы в нашем мире углублялось экономическое неравенство, и если есть это неравенство, между странами и целыми континентами нарастают противоречия и асимметрия, что делает невозможным мирное решение социальных проблем, которые, по сути, являются экономическими. И поэтому продолжатся все эти конфликты и борьба за изменения и за справедливость, и когда народы начинают побеждать в этой борьбе, против них развязывают войны, а кто обычно выигрывает в результате войн? Те же транснациональные корпорации, производители оружия... Кому выгодна гонка вооружений? Народам? Государствам? Нет, только транснациональным корпорациям.

Я анализировал войны, которые велись Боливией, и пришел к выводу, что не было никакой войны Боливии с Чили, эта Тихоокеанская война была войной транснациональных корпораций против Боливии и против Чили. И я хочу воспользоваться здесь случаем, чтобы поблагодарить чилийский народ за это чувство, за то, что многие чилийцы тоже хотят моря для Боливии. Война с Парагваем, неправильно называемая войной с Парагваем, война Чако, была другой войной транснациональных корпораций, еще одной войной тех, кто хочет сконцентрировать все богатства в руках немногих. Кому нужны войны? Ни государствам, ни тем более народам, потому что именно народы являются их единственной жертвой. Зачем нам войны? И поэтому позвольте повторить мои слова искреннего уважения и восхищения присутствующим здесь гуманистам. И я верю, что вместе мы сможем покончить с войнами, но для этого необходимо бороться и за то, чтобы закрыть гигантские предприятия по производству оружия, оружия, которое служит для унижения и подчинения народов, укрепления капитализма… ничто так не укрепляет и не защищает капиталистическую систему, как гонка вооружений.

Думаю, в этом отношении нам предстоит сделать очень многое, нужно ещё очень много работать, чтобы в наших странах у людей было больше сознания, понимания этих тем… я могу говорить только о нашем пока небольшом и скромном опыте по объединению, организации и осознанию того, как защищать жизнь, участвовать в спасении человеческих жизней. 

Ла-Пас, Боливия, 23 ноября 2007 г.