Изобразительное искусство. Век ХХ Изобразительное искусство ушедшего в историю XX века настолько разнообразно, его многочисленные представители отличаются такими противоречивыми взглядами, вкусами, художественными стилями, что сделать полноценный образ на нескольких страницах практически невозможно. Разумеется, чтобы дать более или менее объективную оценку тому или иному искусству, необходимо охватить единым, но не поверхностным взором тот отрезок времени, когда это искусство существовало. Это вполне посильная задача, так как мы – современники этого искусства, оно создавалось «рядом с нами». Оригиналы, копии, репродукции, книги, альбомы, фильмы и Интернет позволяют нам познакомиться с любым (или почти любым) произведением изобразительного искусства и дать ему свою собственную оценку. При этом можно выделить самое существенное и характерное, то, что отличает изобразительное искусство ХХ века от искусства минувших эпох. Необходимо отметить, что и в современном искусстве существуют два непримиримых лагеря, два различных взгляда на цели и средства искусства. Представители одного считают, что искусство должно существовать по принципу «искусство ради искусства» и доставлять «чистое», эстетическое наслаждение оригинальными сочетаниями красок, линий, форм. Представители другого утверждают, то, кроме эстетического наслаждения, искусство должно предсказывать идеи, пробуждать благородные мысли и чувства, активизировать волю в борьбе против существующих недостатков современного общества. В начале прошлого столетия возник целый ряд сложных художественных направлений, которые явились основой модерного искусства. Одним из ярких направлений является фовизм, его представителями стали выдающиеся французские художники Дерен, Матисс, Вламинг, Марке. Название это происходит от французского слова «фов» – дикий, которым критики и противники старались уязвить художников, предпочитавших необузданные, яркие, вызывающие краски, пестрые тона. Датой рождения фовизма во Франции можно назвать 1905 год. В начале ХХ века в Германии возникает экспрессионизм (от французского слова «экспрессион» – выражение). Его представители отказались изображать окружающую действительность так, как это делали европейские художники со времен Ренессанса и почти до конца XIX века, они стремились с помощью лаконичных средств выразить собственные чувства, навеянные тем или иным явлением. Из среды представителей экспрессионизма, этого довольно сложного по своему составу направления, выделяется группа художников, которые ставят перед искусством прогрессивные социальные задачи – защищать высокое человеческое достоинство каждого живущего в нашем непростом мире. Этим требованиям отвечает творчество замечательных немецких художников – Отто Дикса, Георга Гроса, Кете Кольвица. В 1907 году во Франции появляется кубизм, представители которого (Пикассо, Гри, Брак) изображают окружающие нас предметы с помощью геометрических фигур – куба, цилиндра, сферы. Впоследствии от этого направления отошел знаменитый Пикассо, который, кроме картин, сделанных в духе кубизма, создает и картины, отличающиеся острой социальной направленностью. Фернан Леже, гениально использовавший живописную технику кубизма, создал целую серию картин, показывающую жизнь человека в огромном индустриальном городе. В связи с ростом технического прогресса в Италии, а потом и в других странах Европы появляется футуризм (от итальянского слова «футур» – будущее). Его представители стремились передать стремительные темпы современной жизни. Стремясь передать скорость, эти художники как бы разделяют движение на отдельные моменты (эффект рисованного фильма). В итоге их полотна часто состоят из пересекающихся линий, форм, динамичных красочных решений, воспринимаемых зрителем в качестве загадочного ребуса. В своих крайних проявлениях это художественное направление демонстрирует полный отрыв от классики. Вышеперечисленные направления в изобразительном искусстве, проповедующие явное пренебрежение к объективному изображению действительности, подготовили благодатную почву для возникновения в 1910 году так называемого беспредметного искусства – абстракционизма. Абстракционисты вообще не изображают предметы реальной действительности. Их работы напоминают декорации, составленные из абстрактных (то есть совсем оторванных от реального мира) сочетаний красок, линий, форм. Яркими представителями абстракционизма можно назвать П. Мондриана, раннего В. Кандинского, К. Малевича и многих других выдающихся художников своего времени. Интересна судьба Казимира Малевича, автора известного «Черного квадрата». В июне 1927 года в Берлине прошла его первая международная выставка. Художник праздновал неожиданный и невероятный успех. Искусствоведы, коллекционеры и поклонники провозгласили его «супрематическим королем». Ему предложили организовать свою персональную выставку в центре мирового изобразительного искусства – в рождественском Париже! После этого перед ним были бы открыты двери самых престижных музеев, галерей и выставочных залов всего мира, слава и баснословные цены на картины при закупочных акциях. Однако художник Казимир Малевич возвращается на родину, в Москву, – туда, где критики безжалостны, публика, часто непонимающая, агрессивна. В Москву, где разруха, голод и нищее существование, где невозможно найти приличный грунтованный холст, качественные краски и кисти… В противоположность этим художественным школам, которые сознательно отходят от жизни, существовало и другое искусство, которое ставило перед собой задачу правдиво отражать действительность, чтобы помочь широким народным массам не только познать эту действительность, но и преобразить ее в соответствии со своими идеалами. К такому искусству, например, относится творчество итальянского художника-коммуниста Ренато Гуттузо. Его крупные эпические полотна рассказывают о тяжелой жизни итальянских трудящихся в условиях буржуазного строя. Подобным задачам посвятил свое творчество и бельгийский художник Франс Мазерель. Его многочисленные живописные и графические работы являются настоящей галереей волнующих образов простых людей, борющихся за лучшую жизнь. Необходимо также подчеркнуть мировое значение известной Мексиканской школы (ее главные представители – Ороско, Ривера, Сикейрос). Обновляя новыми пластическими средствами национальную художественную традицию, они создают внушительное искусство, в центре которого стоит прошлая и настоящая история мексиканского народа. Чтобы быть как можно ближе к своему народу, мексиканские художники использовали возможности массового распространения графики и популярный язык декоративно-монументальных форм (стенописи, украшающие общественные здания, школы, институты, вокзалы и пр.). В духе реалистического искусства в Италии работали известные художники ХХ века – Пицината, Манцу, Мукки; в Швейцарии – Ходлер; в Финляндии – Калелла; в США – Беллоуз, Хоппер и Кент; в Японии – Фудзита и многие другие. Социалистический реализм, искусство, связанное с народом, процветал в Советском Союзе и странах социалистического лагеря. Борьба пролетариата за свободу и социальную справедливость в начале ХХ века не только зародила новое искусство, утвердив его принципы, но и создала все условия для его дальнейшего существования и развития.
Георгий Милованов
Источник – «Мир и личность»
|