Главная       Дисклуб     Наверх   

 

Половой перевес

 

Наш восточный сосед – Китай превращается в страну бобылей

 

Нам, россиянам, просто необходимо знать и иметь в виду: наш великий восточный сосед – 1,3-миллиардный Китай превращается в страну бобылей. Не исключено, что многим из них потребуются зарубежные невесты, хотя у нас, особенно на Дальнем Востоке, своих бобылей, по свидетельству статистики,  хватает.

Судя по всему, агентство «Рейтер» явно поторопилось, сообщив, что разница в Поднебесной между количеством мужчин и женщин составляет 300 миллионов. Китайское агентство «Синьхуа» тут же внесло поправку. По его данным, к 2020 году в КНР мужчин будет на 30 миллионов больше, чем женщин. Оба агентства сослались на один и тот же источник – доклад, обнародованный китайскими демографами.

«Переизбыток» объясняется политикой одного ребенка, проводимой в Поднебесной в последние четверть века. Она вылилась в то, что сейчас в Китае рождается 119 мальчиков на 100 девочек. Напомним, традиционно мальчики ценятся в китайской культуре больше, чем девочки.

Специалисты по вопросам народонаселения предупреждают, что диспропорция в количестве обоих полов может привести к дестабилизации в обществе, так как всё большее число мужчин оказываются одинокими. А это чревато антиобщественным поведением, характеризующимся зачастую проявлением насилия. Во-вторых, быстрое старение китайского общества становится всё большим бременем для системы услуг и социального обеспечения, что тоже отрицательно сказывается на отношениях между поколениями и общественной гармонии.

Старение общества в связи с политикой одного ребенка означает, что опека над двумя родителями и четырьмя дедушками и бабушками может стать – тем более при отсутствии совершенной пенсионной системы – огромным финансовым бременем для одного ребенка. По данным демографов, более половины людей пожилого возраста в Азии проживает в Китае. К 2020 году число тех, кому за 60, достигнет 234 миллионов.

Согласно докладу, в КНР сейчас 90 миллионов единственных сыновей. Однако большинство семей, как заявил заместитель председателя государственной комиссии по вопросам населения и планирования семьи Цжао Бай, хотело бы, если бы это было возможно, иметь двух детей. Власти, защищая существующий порядок, утверждают: если бы не политика одного ребенка, в истекшие 25 лет родилось бы около 400 миллионов человек – столько, сколько сейчас проживает их в США и Мексике вместе взятых. Поэтому правительство не планирует отказываться от лимитов рождения детей, понимая, что такая практика имеет как положительные, так и негативные последствия.

Критики считают, что политика одного ребенка привела к вынужденным абортам, стерилизации, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на равновесии между двумя полами. Многие китаянки решаются на аборт, если узнают, что родится девочка. Желанным является в стране только мальчик – так было веками и так есть сегодня.

С 2005 года практикуются пенсионные выплаты в размере 1200 юаней (148 долларов), которые выдаются пожилым парам, имеющим единственную дочь – как вознаграждение за соблюдение политики одного ребенка. Такая мера, по мнению властей, будет склонять семьи к рождению девочек.

В китайских деревнях по решению властей разрешается иметь двух детей, а в семьях нацменьшинств – даже трех. В последние годы правительство позволило семьям, в которых муж и жена – единственный сын и единственная дочь, иметь двух детей, чтобы в будущем бремя опеки над родителями, дедушками и бабушками распределялось на большее число людей.

Демографические изменения, безусловно, отражаются также на рынке труда, где ключевое значение для конкурентоспособности экономики Китая имеют низкие издержки. Пик на этом рынке намечен на 2016 год, однако по-прежнему будет давать о себе знать «структурный дефицит работы», считают специалисты.

Не упускается из вида и главный аспект демографической проблемы: сможет ли Китай прокормить 1,3 миллиона человек. Задача не из простых, но она планомерно и целеустремленно решается. В 1985 году китайские хлеборобы впервые в истории досыта накормили страну, собрав 400 миллионов тонн зерна на миллиард жителей – по 400 килограммов на душу населения. Сейчас, при 1,3 миллиона китайцев, требуется урожай в 520 миллионов тонн. Прошлый год немного не дотянул до этого – со 105 миллионов гектаров пашни собрали 490 миллионов тонн. Средняя урожайность – 46 центнеров с гектара (впереди Китая по этому показателю только Испания). Примечательно, что за последние 20 лет рекордные урожаи возрастают третий год подряд. Причем сборы растут не за счет расширения площадей, а за счет повышения урожайности, использования отборных семян и минеральных удобрений. Немаловажно и то, что больше стало уделяться внимания производству мяса, молока. Короче говоря, власти обещают накормить свой народ и в 2050 г., когда население возрастет до 1,5 миллиарда человек. Согласитесь, это пример, достойный пристального изучения, особенно если учесть, что КНР располагает лишь 7 процентами мировой пашни, с которой кормятся 22 процента жителей планеты.

 

Анатолий Петрович Шаповалов