«НЕ БОЙСЯ ВОЙТИ В ДЖУНГЛИ» Кавказская дилемма Хлопонина
ДЖУНГЛИ У НАС ВЕЗДЕ – ОТ МОСКВЫ ДО ВЛАДИВОСТОКА, ОНИ В МОТИВАЦИИ ДЕЙСТВИЙ У БОЛЬШИНСТВА СОВРЕМЕННОГО ЛЮДА.
Похоже, 2010 год «испарил» последние надежды на молодого красивого полпреда по Северному Кавказу и его ребят. Обещанного еще к середине июня «ХлопНЭПа» «по турецкому образцу» так и не появилось. И вряд ли причина задержки – одни только жуткие лесные пожары. Приехавшим в «столицу федерального округа» Пятигорск из Москвы и Красноярска молодым самоуверенным менеджерам едва ли не впервые в жизни пришлось всерьез задуматься, к какому народу они принадлежат. Ведь какой образец для своего «НЭПа» ни выбирай, привязывая экономику вверенного твоему попечению региона к турецкой, персидской или китайской экономике, первична «национальная составляющая плана». Ибо все мы прежде всего нация, а уже потом «субъекты экономики». Но ребята в университетах и бизнес-школах «этого не проходили». Бизнес-подход к политическим проблемам на Северном Кавказе не выдержит даже Россия. Они, может быть, и рады бы попробовать воспроизвести на Кавказе опыт легендарного «Треста по строительству на Дальнем Севере» со столицей в поселке Магадан, по образцу которого потом кроились все закрытые районы Советского Союза. Но в «Дальстрое», директор которого был Бог и Царь от правого берега Лены до Чукотки, действовал принцип «персональной ответственности» руководителя. А этого у нас нынче боятся, как чумы! И слабо им повторить то, что устроил у себя в Грузии Эдуард Шеварднадзе, неплохо почистивший руководящие кадры республики, едва стал первым секретарем ЦК Компартии Грузии. Всех проворовавшихся судили открытым судом, на которые мог прийти любой гражданин, взять слово и, не выбирая выражений, высказать всё, что он думает о подсудимом и всей его родне. А республиканское телевидение вело прямую трансляцию с каждого судебного процесса. Новый глава грузинской церкви, сменивший гомосексуалиста-предшественника, разворовавшего хранилище древних рукописей, на проповеди в главном храме в Мцхета говорил: «Все мы кровно заинтересованы в том, чтобы честь и честность воцарились бы наконец на грузинской земле. И поэтому должны поддержать главного труженика на ниве чести и честности – товарища Шеварднадзе!» Но у хлопонинцев нет ни опыта команды тогдашнего Шеварднадзе (кстати, типичного для аппаратчиков Советского Союза!), ни достаточного запаса времени, чтобы подобный опыт обрести. В 30-е годы 19 века Александр Грибоедов проталкивал через императорскую канцелярию проект превращения Кавказа в некое подобие Ост-Индской компании, совмещавшей функции территориальной власти, подотчетной Лондону, и крупнейшего в мире концерна. Англичанам это очень не понравилось и Грибоедова зарезали в Тегеране. Его недруги полагали, что он способен найти в Российской империи достаточно толковых менеджеров, чтобы раскрутить свой проект. Но что же делать Хлопонину и хлопонинцам?! Они очень одиноки в своем Пятигорске среди аборигенов, в последние годы чаще стреляющих и взрывающих, чем занятых нормальным трудом. Чего стоит одно лишь убийство кизлярского атамана, бандитский «салют» полпреду перед его встречей с казаками! В Ставрополе, где перед самым приездом полпреда демонстративно взорвали Дворец культуры, ширится и крепнет движение в поддержку создания в СКФО Русской республики, равноправной с остальными республиками, где даже «самые приличные» люди называют русских некоренной нацией, права которой вроде бы вторичны. И хлопонинцам, по сути, не остается ничего другого, кроме попыток хотя бы затормозить стремительную дерусификацию региона, по поводу которой бил тревогу в специальном докладе еще Дмитрий Козак, предшественник Хлопонина в роли куратора Северного Кавказа. В Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии имеются программы по возвращению и сохранению русского населения, но они реально не работают. Перед тем как вернуться в Москву, бывший полпред Козак создал в Карачаево-Черкесии два новых национальных района – Абазинский и Ногайский, дав понять местным жителям, пребывающим в состоянии перманентной войны друг с другом, что власть может быть вменяемой и умело гасить первопричины конфликтов. Продолжится эта линия – сохранятся хотя бы хорошие надежды на будущее. Не продолжится – не останется даже надежд. О чем тут еще спорить, если президент Д. Медведев был вынужден признать ситуацию северокавказского региона главной угрозой безопасности страны?! А 19 мая 2010 года на встрече с правозащитниками Дмитрий Анатольевич официально назвал сохранение русского населения в республиках региона главной гарантией безопасности России. Едва Ставропольский край, не спросив мнения его жителей, включили в состав СКФО, в газете «Северный Кавказ» было опубликовано Обращение славянских и казачьих организаций с призывом создать Русскую республику, где русские были бы «титульным народом». Сейчас это Обращение обсуждается на 350 сайтах на Ставрополье, в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже и других городах России. Идет сбор подписей под Обращением. Рано или поздно перед президентом страны, его полпредом в СКФО и законодательными органами будет поставлен вопрос: являются ли русские равноправным народом в Северо-Кавказском федеральном округе с собственным правовым статусом и каковы гарантии государственной поддержки «северокавказских» русских, в которой они на сегодняшний день нуждаются (как и другие народы Северного Кавказа)? При положительном ответе на поставленный вопрос появляется надежда, что русское население Ставропольского края будет равноправным участником экономических программ, а не резервной территорией, страдающей от различных политических, экономических и военных экспериментов в ходе их реализации в соседних республиках. В 1998 году при разработке Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе под руководством тогдашнего вице-премьера федерального правительства Рамзана Абдулатипова русское население в ее тексте было искусственно разделено с казачеством. При этом ни казаки, ни русские не получили в концепции полноправного статуса народов Северного Кавказа. Дагестанец Абдулатипов (ныне посол России в Душанбе) всю свою «концепцию» построил на призыве проблемы «бедных гор» решать за счет «богатой равнины», которая, по его мнению, начинается с территории Ставрополья. Экспертное заключение ставропольских ученых, опубликованное в одном из сборников, издающихся в Администрации президента, решило судьбу концепции. Она не получила статус государственного документа. Но не имеющая статуса, она, тем не менее, оказалась мощным «руководством к действию» для аппаратчиков разных уровней. Что не может не провоцировать всё новые и новые межэтнические конфликты. Русские на Кавказе – как прожилки у зеленого листа: места занимают немного, но если эти прожилки перерезать, то лист погибнет.
НАШЕ МНЕНИЕ О САМОМ НЕОБХОДИМОМ Образованием Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) центральная власть показала свою озабоченность положением дел в республиках Северного Кавказа. Этот регион не без оснований считается самым взрывоопасным в Российской Федерации, и особое отношение к нему центра абсолютно оправданно. В задачи полпреда президента России А.Г. Хлопонина входит политическая стабилизация в республиках, повышение уровня жизни до среднего по России, борьба с коррупцией, придание динамики модернизационным процессам, без которых страна обречена оставаться сырьевым придатком ведущих держав мира. Мы, безусловно, поддерживаем эту инициативу президента и правительства. Но в отношении методов реализации поставленных целей, приоритетов в деятельности СКФО у нас есть серьезные замечания. В качестве основного направления в работе А.Г. Хлопонина выделено социально-экономическое: привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие туристического бизнеса и т.д. Для всего этого необходимо создавать соответствующие политические и правовые условия. Пока их нет. При наличии национально-административных границ, засилье местных кланов, социальной нестабильности и отсутствии правовых гарантий невозможны никакие серьезные инвестирования, а значит, и ускоренное развитие региона. «На Кавказе не действует российское законодательство», – такой вывод сделал А.Г. Хлопонин после нескольких месяцев пребывания в должности. На преодоление отчужденности кавказских республик от России, на восстановление единого российского правового, культурного, ментального пространства и должны быть направлены наши усилия. Основная проблема Северного Кавказа – не экономическая, а политическая. Неисполнение российских законов в республиках, в отличие от остальной России, носит системный характер и подпитывается наличным политико-административным делением, доставшимся от советской власти. Северокавказские республики – это своеобразные «государства в государстве», проводящие внутри РФ политику защиты интересов «титульных» наций при игнорировании остальных. Кадыров отстаивает права чеченцев, Мамсуров – осетин, Эбзеев – карачаевцев и т.д. Федеральные структуры, призванные защищать права всех россиян, вне зависимости от их национальности и происхождения, в республиках практически не действуют. Именно фактическое неравноправие этнических групп, дискриминация со стороны «титульных», и приводит к многочисленным конфликтам, из-за которых Кавказ снискал себе недобрую славу постоянной «горячей точки» Евразии. Напрашиваются шаги по изменению имеющегося административного деления. Страна Советов во главе с партаппаратом КПСС строила коммунизм, и искала союзников в этом отношении среди национальных элит, предоставляя им особые привилегии. Новая Россия строит демократию, а она немыслима с этнократией, царящей в кавказских республиках. Демократия опирается на закон, основным законом является Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 5 Конституции РФ все ее субъекты равноправны. Статья 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Статьей 19, п. 2, провозглашено: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Эти статьи реально не работают в условиях Северного Кавказа. Субъекты в статусе республик (в отличие от краев, областей, городов федерального значения, и т.д.) именуются государствами и обладают дополнительными правами – на собственную конституцию, гимн, флаг, свой государственный язык, используя их как ресурсы для создания преференций одной из национальных групп в ущерб всем другим. Эта не только создает почву для межнациональных конфликтов, но и формирует крайне неконкурентоспособный тип экономики, основанный на этноклановой солидарности и противоположный профессионализму. Итог: все северокавказские республики высокодотационны и висят тяжелым бременем на российском бюджете. Такова действительность. Необходимость изменения сложившегося положения осознается не только в центре, но и на местах. Имею в виду не местную власть, а самих граждан, их объединения. Некоторые предложения национальных сообществ Северного Кавказа обсуждались на форуме… и получили отражение в его резолюции. Сегодня мы представляем их на суд общественности. Кумыкское (народное движение «ТЕНГЛИК»), Ногайское (общественная организация «БИРЛИК») национальные сообщества ставят вопрос о преобразовании Республики Дагестан в Западно-каспийский край и придании нового статуса районам Ногайский, Тарумовский, Кизлярский, Бабаюртовский; Балкарское (общественная организация) – о придании нового статуса Зольскому, Эльбрусскому, Чегемскому, Черкесскому районам; русское, славянское, казачье сообщества – о придании статуса новой области Кизлярскому, Наурскому, Щелковскому, Прохладненскому, Майскому, Нефтекумскому, Курскому районам. Таким образом, остро стоит вопрос о судьбе, как минимум, 14 районов СКФО. Если обобщить мнения ряда национальных сообществ СКФО, формируется следующее предложение, по структуре округа. Округ состоит из 4 краев – Западно-каспийского, Северно-кавказского, Восточно-кавказского, Ставропольского и 4 областей – Горной, Степной, Терской, Центрально-кавказской. В состав Степной области предлагается включить Ногайский, Тарумовский, Бабаюртовский районы; Центрально-кавказской области – Зольский, Эльбрусский, Чегемский, Черкесский; Терской области – Наурский, Щелковской, Кизлярский, Бабаюртовский, Прохладненский, Майский, Нефтекумский, Курской районы. Республику Карачаево-Черкесия предлагается переименовать в Горную область. Предлагается включить в состав: - Западно-каспийского края – районы нынешней Республики Дагестан без четырех северных районов, - Северно-кавказского края – районы Северной Осетии без Моздокского и КБР без четырех западных районов, Прохладненского и Майского. - Восточно-кавказского края – районы Республики Чечни без Наурского и Щелковского и районы Р.Ингушетия. Из состава Ставропольского края вывести Нефтекумский и Курской районы. Таково обобщенное мнение участников нынешнего форума. С точки зрения участников форума, данные предложения имеют смысл и такое административное деление округа: 1) нарушит сложившееся клановое разделение сфер влияния, уменьшит их влияние на принятие решений в экономической, социальной области; 2) сгладит ряд принявших антагонистический характер противоречий, раздирающих округ; 3) выведет из понятийного оборота населения привязку административно-территориального деления к национального признаку; 4) введение новых конструктивных сил на поле окружной политики позволит более успешно противостоять влиянию экстремистских кругов кавказского подполья; 5) позволит упорядочить и унифицировать отношения практически со всеми национальными сообществами СКФО и в конечном счете обеспечить действительное равенство граждан, независимо от национальной принадлежности, на всей территории России. Конечно, данное предложение нуждается в обсуждении специалистов, заинтересованных сторон и детальной прорисовке сценариев развития событий. Задача общественных сил – поставить вопрос, показать его злободневность и принять активное участие в его проработке.
Сергей КУЧЕРОВ, сопредседатель «Собора Русского Народа»
Комментарий «ЭФГ»: Редакция не согласна с латентной авторской оценкой национальной политики времен СССР, которая (оценка) очень односторонняя. Безусловно, выращивались национальные кадры. Это отнюдь не тождественно поощрению этнократий, которые, к примеру, поддерживались в период империи на Кавказе или в Средней Азии (сохранялась сложившаяся иерархическая структура местного полуфеодального управления вместе с ее кадрами). Однако одновременно проводилась и разумная «русификация» национальных окраин, которая осуществлялась путем строительства разнообразных производственных объектов, путем партийного строительства и всякими иными способами. Для нынешней России неофициальный, но де-факто обязательный принцип национального строительства советского периода: чтобы второе лицо в любой национальной республике было русским (не говоря уже о кадровой политике в правоохранительных структурах) – пока еще представляется весьма и весьма недостижимым идеалом. Советский принцип строительства предполагал общность в одной большой идее, которая снимала всю предысторию отношений с ее конфликтами и взаимными претензиями. Сама же идея покоилась на прочном материалистическом фундаменте, на единой, если угодно, соборной собственности. Рынок с его постоянным решением вопроса: «это мое, а это… тоже мое», с его постоянной «войной всех против всех» и на уровне индивида – занятие для любителей подраться, а не для тех, кто хочет строить, творить и исследовать. А уж когда центробежные рыночные процессы выскакивают на этнический уровень... Здесь-то как раз и начинается решение «конкретных вопросов»: чеченская ли это земля (нефть, газ, заводы, пароходы) или кумыкская, русская или татарская, украинская либо гагаузская. И в таком государстве, как наше, рынок катализировал чудовищное этническое противостояние. Дело ведь не только и не столько в наличии административного национально-территориального разграничения, а в том, что этносы на территории России исторически проживают компактно, а не как-то иначе, как, например, в США. Никаких латышских и эстонских государственных образований, равно как и узбекских или киргизских, до революции не было, а сепаратизм был: польский, финский, прибалтийский, кавказский. Так что будет у этносов, населяющих Россию, административно-территориальная структура, выстроенная по национальному принципу, или нет – этническое развитие от этого не прекратится, сепаратизм не закончится. Не исчезнет и демографическая экспансия более пассионарных на данный момент этносов. Просто и экспансия, и сепаратизм станут более скрытыми, более изощренными, использующими те способы, с помощью которых существуют и развиваются этнические криминальные группировки и у нас в стране, и по всему миру. А рынок будет вести свою незаметную для многих разрушительную работу. И как только баланс сил в очередной раз сложится не в пользу Центра… Разрушение советизма уже вызвало к жизни всех демонов истории. Абсолютно не удивлюсь, если мы еще услышим претензии татар по поводу того, что их заставляют праздновать победу Донского над Мамаем в Куликовской битве, а не только стенания чеченцев по поводу памятника генералу Ермолову или адыгов по поводу насильственного их выселения с территорий от Туапсе до Сочи. Православие не может стать объединяющей идеей для бурно развивающихся мусульманских народов, населяющих Россию, – надеюсь, хотя бы это понятно? Равно как и самодержавие, и прочий исторический хлам, однажды уже не выдержавший натиска многочисленных сепаратизмов. Что остается? Демократия… и опять-таки рынок? С другой стороны, СССР и социализма сейчас нет – это факт, и национально- территориальная структура, более или менее адекватная и сбалансированная в рамках одного строя, действительно, в рамках другого строя может выглядеть достаточно нелепой. Если же говорить об оценке нынешней ситуации, то мы полностью разделяем обеспокоенность автора опасными тенденциями, складывающимися на Северном Кавказе. Однако предлагаемые им лекарства нуждаются в очень и очень тщательном анализе. Первый простой вопрос: а силенок-то хватит? На новый территориальный передел? Со всеми его вполне предсказуемыми внутренними и международными последствиями? Если их не хватает просто на то, чтобы вернуть в Чечню русское население и обеспечить ему там нормальные условия проживания? Или на то, чтобы удерживать национально-освободительные (как они себя будут величать)/сепаратистские (как будут величать их в Кремле) силы в общегосударственном котле? Да, паллиатив возможен, даже и без реставрации социализма. Ну, к примеру, такой: максимальное дисперсное расселение представителей относительно небольших этносов по территории России. При этом система должна быть многосторонне сбалансированной: если в исконных русских областях проживает столько-то представителей той или иной национальности, де-факто в области исторического проживания соответствующей национальности должно быть расселено пропорциональное количество русских людей. Но позвольте, именно это и вызывает раздражение у многих вполне демократических жителей Москвы, Петербурга и прочих городов, далеких от СКФО. И вот странная возникает картина. Мы вроде бы хотим, чтобы народы, населяющие нашу страну, жили в нашей стране. Однако: а) мы против того, чтобы их было слишком много в наших городах; б) нам не нравится, когда они не восхищаются нашей высокой имперской культурой (другой на данный момент у нас культуры нет – нельзя же всерьез считать культурой то, что льется сейчас с телеэкранов) и в этой связи начинают вольничать насчет собственной культуры; в) нас в принципе раздражает, что они слишком быстро размножаются, и вместо того, чтобы работать с нашей собственной рождаемостью, нам хочется, чтобы они тоже рожали поменьше. Мы в ужасе от того, что они стали составлять подавляющее большинство в своих республиках (то бишь стали в каком-то смысле этнократиями), но одновременно нас пугает, когда они начинают расселяться на те или иные территории, ранее ими не заселенные. Нам слишком многое в них не нравится, и, к сожалению, у нас слишком мало интересных идей, которые мы могли бы предложить. Штыки и «бабло»… вот и весь нехитрый арсенал. Ведь ни для кого не секрет, что на данный момент основной способ удержания северокавказских автономий (помимо, естественно, силового) – это потакание автократическим слабостям северокавказских лидеров и огромные дотации. Примерно так же поздняя Византийская империя «работала» с варварами, терзавшими ее окраины. Чем это закончилось – все прекрасно знают. Не знаю, принесет ли что-то переформатирование Северного Кавказа в предложенном автором достаточно занятном варианте. Собственность уже в значительной степени приобрела этнический оттенок (есть немецкий капитал, есть еврейский, теперь, очевидно, уже появились русский, азербайджанский, армянский, грузинский, чеченский и пр. капиталы), и именно здесь, а не в сфере национально-административного устройства, скорее всего, будут формироваться наиболее разрушительные и конфликтные энергии ближайших десятилетий. Мы надеемся, что наших авторов и читателей данная проблема заинтересует всерьез – и в 2011 году мы сможем начать по ней полномасштабную дискуссию.
|