Главная       Дисклуб     Наверх     

 

Жизнь в деревне

 

Год спустя после принятия закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" – глазами депутата сельского поселения

 

Этот закон, такое складывается впечатление, был принят под напором каких-то сил скоротечно, без изучения всех тонкостей и проблем на селе. Понятно, они мгновенно проявились и высветились. Стало очевидно: разработчики закона совершенно забыли про материально-финансовое, бытовое, автотехническое, инженерное и кадровое обеспечение органов местного самоуправления.

После настойчивых обращений депутатов начались частично устраняться некоторые проколы и пробелы. К примеру, по поставке компьютеров и мебели. Но это мелочи в сравнении с основным массивом проблем на местах.

Главнейшая из них – водораздел между государственной властью и местной. Для чего и с какой это целью внедряют на Руси неприемлемую форму управления? Необходимо вернуть органы местного самоуправления в систему государственной власти. Крепить вертикаль власти до самых низов.

Кто нас разделил и зачем? С сельских поселений берут налоги, хотя им определили жить самостоятельно. Причем налоги немалые. Но стоит обратиться в правительство страны по архиважной проблеме – сразу отлуп. Вся писанина с запросом возвращается в низы. Как это понимать? Народ платит налоги, нанял правительство на работу и ничего от него не получает в экстренных случаях. Органы местного самоуправления своими скудными бюджетами решать стратегические задачи (газификация, оперативное оборудование территории, в том числе и строительство дорог, освещение, связь, радио и т.д.) не способны. А где наша доля от проданного газа, нефти, леса и других природных ресурсов? Крестьянин живет на земле и ничего не имеет от ее богатств. Кормил и кормит страну, поставляет трудовые ресурсы в город, армию и флот, но по-прежнему живет на голодном пайке.

Иерархия власти и территориальная подчиненность главам муниципальных районов и сельских поселений должны быть закреплены законодательно по отношению к руководителям хозяйствующих объектов, организаций и структур всех министерств и ведомств, в том числе отделов внутренних дел и участковых милиционеров на территории муниципальных образований. Сегодня этого нет. Кому-то уж очень выгодна такая безвластная система власти на местах. Кому-то очень удобно жить и работать без контроля, без спроса, без проверок. Ведомственные начальники далеко, “на ковер” никто не вызывает, обстановку ежедневно докладывать и отчитываться за безобразия не требуют. Никто никому не подчинен и никто ни перед кем не отчитывается. Каждый варится в собственном суверенитетном соку ельцинского разлива. А потому сегодня разрешать проблемы житейские и бытовые по обеспечению села водой, теплом, электричеством, газом и содержанию всех объектов социально-культурного назначения, школ, детсадов, памятников погибшим в боях при защите Родины, местных кладбищ, дорог и мостов просто невозможно.

Бывшие совхозы и колхозы, прежде успешно решавшие на селе социальные вопросы, ныне развалены до основания. Вновь созданные ООО совершенно открестились от забот местных жителей, перекладывают весь социальный груз на хрупкие плечи местной власти, у которой отсутствуют финансовые средства, техника, кадры и специалисты.

Для того чтобы нормально функционировала жизнь на селе, необходимо создавать материально-техническую, тыловую, ремонтную, банно-прачечную и инженерную базу с соответствующей инфраструктурой помещений и хранилищ при администрациях сельских поселений. В корне менять оргштатную структуру самих администраций, ввести определенное количество заместителей глав сельских поселений по различным отраслям, направлениям. Необходимо иметь: бригаду водопроводчиков с техникой, электриков, слесарей-ремонтников, газосварщиков, токарей и плотников, оперативных дежурных, смотрителя-распорядителя на кладбище, пожарную команду и так далее. Но для этого требуются немалые финансовые и материальные затраты.

Сегодня, по-моему, надо законодательно возложить решение социальных и бытовых вопросов в сельских поселениях на хозяйствующие объекты – ООО, СПК, АО, АОЗТ.

Пока что забота о благе народа – очередная болтовня. Бросили клич о создании местных бюджетов – мол, теперь заживете. Но никто не задумался, из чего их создавать, если на территории всего один хозяйствующий объект, да и тот зачастую прозябает, а с физических лиц на селе много не возьмешь. В странах Западной Европы, где местное самоуправление имеет давние традиции, и то местные бюджеты на 40–70 процентов состоят из государственных дотаций.

Наш закон о местном самоуправлении посадил сельские поселения на голодный социально-финансовый паек. Более того, правительство хочет извлечь из села себе финансово-экономическую выгоду.

Налоговые сборы целесообразно перераспределить, восстановив соотношение 50 на 50 процентов. А также установить отчисления в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц с 10 до 50 процентов. Зачислять в бюджет сельских поселений до 50 процентов от суммы штрафов и госпошлин. Увеличить в 2 раза ставки на земельный налог и арендную плату. Только при таких условиях можно создать нормальный социально-ориентированный бюджет в органах местного самоуправления.

Нас, депутатов, не устраивает порядок введения самообложения граждан на селе путем проведения референдума. Решение о самообложении следует принимать только на собрании или конференции граждан, а не на референдуме, который является дорогостоящим мероприятием.

Необходима дополнительная штатная единица – специалист по организационно-мобилизационной работе (начальник штаба), по учету призывников, по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, прописке граждан и учету военнослужащих, прибывающих в отпуск и на каникулы. Нужен и секретарь-делопроизводитель с экономическим и юридическим образованием.

По уставу главы муниципальных образований являются руководителями и высшими должностными лицами своих территорий. Но пока они совершенно не участвуют в назначении сотрудников военизированных структур и присвоении им звания (или понижении на одну ступень), наказании и поощрении соответствующих должностных лиц, а также в подборе и расстановке руководителей организаций, учреждений, ведомств и хозяйствующих объектов различных форм собственности. Ну что это за власть, когда даже участковый не подчинен и назначается без согласия главы сельского поселения и начальника ОВД главы муниципального района! Только поэтому огромное количество безобразий в правоохранительных структурах. Офицерский состав и другие категории правоохранительных структур должны, на мой взгляд, поощряться и продвигаться по службе с согласия главы региона и муниципальных образований, а также председателей районной Думы и Совета депутатов сельских поселений. Вот тогда они будут служить народу верой и правдой, не жалея своего "живота".

Милицию надо укомплектовывать по направлению из трудовых и воинских коллективов, с характеристиками соответственно руководителей и командиров воинских частей.

Это неправильно, когда ведомственным структурам, в том числе ОВД и участковым милиционерам, предоставлена чрезмерная самостоятельность, когда они отдалены от руководителей муниципальных образований и региона. Эйфория суверенитетов привела к огромным безобразиям, к вседозволенности, плохой дисциплине и правонарушениям, к плохой организации безопасности и охраны граждан.

Если создали администрации, если определили всем жить самостоятельно, то необходимо восстанавливать соответствующую территориальную подчиненность – иерархию власти, укреплять ее. Судите сами. Органы управления есть и новые создаются; средства связи, управления, автоматизации есть и совершенствуются; а объекты управления из подчинения командующего командира – главы региона, муниципального района, сельского поселения умышленно убирают. Так же нельзя.

Есть же наука управления, принципы и методы управления. Но сегодня жизнь на селе построена по принципу "что хочу, то и ворочу". Решили “наверху” животноводство изжить – и изжили. Захотел частник-энергетик связь отключить в администрации сельского поселения или муниципального района – и отключил. Постоянно идет игра с огнем, пока не клюнет жареный петух, как говорят на Руси. Ведь потеря управления может привести к непоправимым деяниям. Подрывается боевая и мобилизационная готовность сельских поселений и муниципальных районов, которые являются основными поставщиками солдат в нашу армию.

Словом, необходим федеральный закон о запрещении отключения любой телефонной связи в органах управления исполнительной и законодательной власти.

Да что там говорить – нет даже спецконвертов и бланков депутатских запросов. Нужен механизм переписки депутатского корпуса, органов местного самоуправления – как у депутатов федеральных и региональных. Помещения не приспособлены к совместной работе депутатов представительного органа и органов местного самоуправления. Не установлены суточные дежурства силами штатных оперативных дежурных в администрации сельских поселений и муниципальных районов, что снижает боевую и мобилизационную готовность, а это важнейшая служба в общей системе обороны и безопасности страны. Система, которая должна работать от администрации президента до администрации сельских поселений.

Настоящей болью для органов местного самоуправления стало содержание братских захоронений, памятников погибшим солдатам и офицерам в годы Великой Отечественной войны. Целесообразно предусмотреть статью в бюджете страны на эти нужды.

Сельское поселение – самый пожароопасный объект на сегодня. Ведь все корма (сено, солома) хранятся при подворьях. Районная пожарная команда не успевает прибывать для тушения пожара, и финал, как правило, плачевный. Руководству Министерства по чрезвычайным ситуациям надо наконец-то заняться своими прямыми обязанностями. Хватит заниматься политработой, избирательными кампаниями и агитацией. Ведь деньги министр получает за прогнозирование и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, бедствий и организацию мер пожарной безопасности.

По закону № 131-ФЗ депутаты представительных органов сельских поселений работают бесплатно. Эта деятельность даже не входит в трудовой стаж. Рынок, называется. Многие уже не хотят баллотироваться в депутаты. Их работу надо оплачивать из федерального и регионального бюджетов.

Дороги. Без них на селе не жизнь, а каторга.

Забыли в государстве и про очистку рек типа Дон, Медведица, Хопер, Чир. Не делается лет 30 ничего.

По навязанным нам уставам главы сельских поселений и районов будут заниматься только публичными слушаниями, опросами, референдумами и выборами. Это не управление, а заигрывание с народом.

В масштабе страны проведение референдумов можно понять, но зачем это для жителей села? Дорогое удовольствие проводить по любому поводу опросы, никаких бюджетов не хватит. Дороги бы содержать в проезжем состоянии, осветить их.

Устав должен нести в себе понятную регламентацию, помогать специалистам администрации, всем должностным лицам успешно решать повседневные задачи, в том числе мобилизационные, чрезвычайные и внезапно возникающие в администрации и на территории муниципальных образований, региона и в стране. Он должен быть настольной книгой каждого сотрудника и руководителя хозяйствующих объектов всех форм собственности на территории муниципальных образований. Каждый кандидат при приеме на работу должен его изучать и сдавать зачеты.

Он также должен иметь на первой странице текст присяги, под которой ставит подпись избранный глава поселения или района. Сотрудники, специалисты – это штабные работники администрации. Их служебная деятельность проходит в любое время суток. Она в корне отличается от рабочего человека, который выполняет определенное задание.

 Сотрудники, специалисты администрации во всей своей деятельности должны проявлять разумную инициативу. В ее основе – глубокое понимание и творческое выполнение поставленных задач, знание обстановки и предвидение возможного развития различных процессов на селе, в стране и мире.

Обязанности начальника штаба по организации всех работ в администрации, как правило, должен исполнять заместитель главы сельского поселения. Только ему предоставляется право отдавать от имени главы поселения распоряжения (приказания), указания сотрудникам, специалистам и всем должностным лицам администрации, а также другим должностным лицам на территории сельского поселения. Обо всех отданных распоряжениях он должен докладывать главе сельского поселения.

Последние 15 лет на селе безработица. Это привело население к деградации, пьянству, воровству и разбою. Труженики села отстранены от управления делами в хозяйстве (без правления, профсоюзов). Резко сократилось число рабочих мест в связи с переходом на однобокое производство "от зерна до зерна" и из-за полного свертывания животноводства, и не только. Отмерли ряд сельских профессий и семейных традиций. Не востребованы выпускники вузов и техникумов. Почти нулевая рождаемость – молодежь боится создавать семью. Из-за ошибочной политики “Москвы” трудоспособный народ весь становится на биржу труда, в Центр занятости для получения пособия. На селе нынче работают единицы, и в основном летом. Семьи рушатся, молодые люди не женятся. Считаю, только крупное сельхозпроизводство жизнеспособно в России. Спасение – в крупных агрокомплексах, где рядом производство и переработка сельхозпродукции, где высокая механизация, образованные специалисты, где могут создаваться фонды для развития и внедрения научных достижений. Руководителем хозяйства на территории сельского поселения должен быть один руководитель, избранный народом на собрании схода сроком на 4 года. Пусть у него будет председатель и правление (Дума хозяйства).

 Руководитель хозяйства автоматически должен быть заместителем главы сельского поселения и прямо подчиняться главе сельского поселения. Другого пути нет. Основным инвестором (капитальные вложения) должно выступать государство в лице правительства. Государству нельзя бросать сельское хозяйство. Это же продовольственная безопасность. Это стратегические запасы страны. Это снабжение продовольствием Вооруженных сил, населения. Это связь с промышленностью и работа всего народнохозяйственного и оборонного комплекса страны. На селе следует использовать все формы собственности и обязательно – государственную. Это госхозы, совхозы или госпредприятия (к примеру, типа ГП "Распопинское"), а остальное – по желанию народа. А сегодня на селе действует легкое производство "от зерна до зерна". Без животноводства и птицеводства, а помещения для скота, сделанные на века, превращены в памятники бесхозяйственности.

Нужно строить дороги в селах, хуторах, станицах и между ними. А для этого выделять деньги в бюджет отдельной статьей для целевого назначения и создавать (восстанавливать) дорожные фонды в муниципальных районах и области. Необходимы срочные меры, нужно широкомасштабное наступление на бездорожье на селе. Хватит слушать басни про плохие дороги в государстве Российском.

 

Геннадий Тимофеевич

КОЧЕРГИН,
депутат Распопинского сельского поселения Клетского района, заместитель председателя совета, полковник Генерального штаба

ВОЛГОГРАДСКАЯ обл.