Главная Дисклуб Наверх Международный Форум Статьи и выступления
«Материалы Международного форума «РОССИЙСКАЯ ТРАГЕДИЯ: причины, этапы и пути преодоления», 1–2 марта 2014 г., Москва
РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ НАУКИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ БОРЬБЫ РАБОЧЕГО КЛАССА
Какова роль науки в жизнедеятельности и развитии общества? Роль науки является основополагающей. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, человеческом обществе и мышлении. Наука призвана в первую очередь ориентироваться на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных условий для его духовного развития и его высокой ответственности перед обществом. Наука – это «луч света в темном царстве», это компас в безбрежном океане бурь и борьбы, это цель и смысл жизни. Первейшая задача науки – познание законов и условий развития общества, познание человека. Предмет изучения – жизнь. А.И. Герцен писал: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже спускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед». Ученые – это элита народа, это цвет нации. Но на них по их роли лежит и высочайшая ответственность за судьбу страны. К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». И далее: «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает истину, когда становится радикальной. Быть радикальным – значит понять вещь в ее корне. Но корнем является для человека сам человек. Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие». Об этом писал А.И. Герцен: «Все дело философии и гражданственности – раскрыть во всех головах один ум. На единении умов зиждется все здание человечества; только в низших, мелких и чисто животных желаниях люди распадаются. Вера без дела мертва. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга; фокус – точку пересечения и сосредоточенности между оконченными мирами природы и логики составляет личность человека. Природа, собираясь на каждой точке, углубляясь более и более, оканчивает человеческим я; в нем она достигла своей цели. Личность человека, противопоставляя себя природе, борясь с естественной непосредственностью, развертывает в себе родовое, вечное, всеобщее, разум. Совершение этого развития – цель науки. Где начинается сознание, там начинается нравственная свобода; каждая личность одействотворяет по-своему призвание, оставляя печать своей индивидуальности на событиях. Народы – это колоссальные действующие лица всемирной драмы – исполняют дело всего человечества, как свое дело, придавая тем художническую оконченность и жизненную полноту деяниями. Ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития».
Каково современное положение в России? Об этом очень хорошо написал С.Г. Кара-Мурза в своей книге «Угрозы России». Он пишет: «Первым шагом к общему кризису у нас стало отключение памяти и порча инструментов рефлексии. Это изменение в конце 80-х годов было массовым и поразительным по своей ментальности – как будто кто-то сверху щелкнул выключателем. Произошел сдвиг от реалистического мышления, которое дает правильные представления о реальности, к аутистическому – оно создает приятные представления. Информация об угрозах стала активно отвергаться на всех уровнях общества. Наш кризис порожден сменой общественного строя. Но почему она стала возможной? Еще Аристотель писал, что возможны два типа жизнеустройства: в одном исходят из принципа «сокращения страданий», а в другом – из принципа «увеличения наслаждений». Советский строй исходил из первого принципа, он был создан поколениями, пережившими несколько волн массовых бедствий. Он весь был нацелен на предотвращение угроз. В этом СССР достиг больших успехов и даже сделал ряд важных открытий в социальной и технической сфере. Но важен баланс принципов, и городское население 80-х годов, уже забыв о бедствиях, страдало от нехватки «наслаждений». Вместо осторожного сдвига в эту сторону активная часть общества соблазнилась радикально перейти ко второму принципу жизнеустройства. В чем же дефект сознания, который породил эти сбои? В том, что в основу индустриального разума была положена особая конструкция, особый комплекс идей – механистический детерминизм. Смысл его в том, что мироздание представляется машиной, причем простой. Считается, что всё в ней предопределено и поддается расчету. Эта машина представляется как равновесная, процессы в ней обратимы и предсказуемы, для их понимания достаточно законов Ньютона. Адам Смит описал рыночную экономику как такую ньютоновскую машину, даже взял у ньютонианцев метафору «невидимой руки» (у них метафора «невидимой руки» обозначала гравитацию). Эта же модель была положена в основание конституции США – разделение властей, сдержки и противовесы держат эту машину в равновесии. Такой машиной, наподобие часов (или насоса), представлялся и человек. Это мировоззрение породило безответственность, особое качество человека индустриального общества. Идея свободы затоптала ответственность, идея прогресса – память. Слепые вели слепых, и мир свалился в яму нынешнего кризиса. Угроза распада (демонтажа) народа и дезинтеграция общества – это разрыв связей, соединяющих людей в народ, а также порча механизмов, которые ткут эти связи, «ремонтируют» и обновляют их. Народы – продукт культуры, результат творческой работы многих поколений. Связи, стягивающие людей в народ, поддаются изучению, а значит, и воздействию с целью их ослабления, преобразования и разрыва. Современная антропология служит основой и для создания технологии таких воздействий. Демонтаж народа России в острой фазе проводился посредством экономической и информационно-психологической гражданских войн. Сейчас размонтированы верхние слои связей, основа цела, но угроза ее деградации нарастает». А вот что пишет политолог С.Е. Кургинян в статье «Аналитика судьбы» (газета «Завтра» № 34/2012): «Всем ясно, что мир катится к Третьей мировой войне. Всем ясно, что Россия накрывается «медным тазом». Страх правит бал – страх соприкоснуться с реальностью. Нам только кажется, что мы: иранцы, израильтяне, русские, американцы, индийцы, китайцы и так далее – боремся за жизнь, за место под солнцем. И потому конфликтуем. А на самом деле мы не конфликтуем вовсе, мы радостно в едином порыве уничтожаем себя и все человечество. Мы ликуем оттого, что обрели наконец то, что искали больше всего, – общий знаменатель в виде воли к смерти. Мы находимся уже не в начале смерти, а в ее третьей четверти. Откуда это исчерпание духа жизни? Оно связано с исчерпанием определенной модели развития и всего того, что эту модель питало. Вместе с нарастанием исчерпания нарастает и нежелание жить. Оно уже нарастало сходным, но не таким страшным образом в начале XX века. И обернулось Первой мировой войной, особенно ужасной по причине своего вопиющего бессмыслия. Убежден, что это бы и кончилось полным уничтожением человечества, если бы не коммунизм. Полноценный коммунизм и впрямь является другой моделью развития. То есть историческим проектом – живым словом, творящим живую жизнь. Россия выходила живой из сложнейших исторических переплетов только за счет альтернативной модели развития. Горбачев, декоммунизируя СССР, что делал? Он насильственно побуждал Россию отказаться от собственной – альтернативной и всемирно-исторически значимой – модели развития. То есть он по воле своих иноземных опекунов обеспечивал свертывание России. Говоря о том, что горбачевская декоммунизация, она же «перестройка», была насилием, я отвечаю за свои слова. Одновременно и согласованно эти методы еще никогда не применялись в истории. Россия начала сворачиваться и умирать. Остыли заводы, перестала рожать земля, началось массовое вымирание населения. Почему? Потому что исчезла необходимая России живая вода, она же – воля к альтернативному всемирно-исторически значимому развитию». Гибель Советского Союза и мирового социалистического лагеря – это глобальная катастрофа. Оказался сломлен вектор выживания всего человечества. Почему это смогло случиться? Горбачев, единственный из всех руководителей СССР, который не сделал ни единой ошибки. Он целенаправленно, открыто и методически разрушал СССР и коммунистическое учение с марта 1985 года. И открыто в этом признался. Почему ему никто не противопоставил никаких действий? Почему Коммунистическая партия Советского Союза на своем съезде приняла решение возвратиться в капитализм? Почему Советский народ так быстро и легко согласился с капиталистическим жизнеустройством? Почему Коммунистическая партия Российской Федерации на последних выборах мэра Москвы получила только 3% от списочного состава избирателей? И наконец, почему марксистcко-ленинское учение, которое является единственным вектором выживания всего человечества, не становится общественным сознанием и материальной силой? Эти вопросы поставлены жизнью. Если мы на них не ответим, России не будет так же, как не стало Римской империи, Византии и Советского Союза. Основной причиной такого положения является то, что в Советском Союзе не было и в современной России нет общественной науки, нет «света в темном царстве». Советские «ученые», прикрываясь авторитетом науки, только оправдывали практическую деятельность партии. Есть исследования мелких, частных вопросов, но нет целостного учения о законах общественного развития. Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин заложили очень прочный фундамент общественной науки, но они его не достроили до конца. Но даже из того, что они создали, человечеством была взята лишь небольшая часть их учения. В газетной статье нет возможности раскрыть полное содержание направлений развития общественной науки. Поэтому остановлюсь только на главных проблемах, имеющих решающее значение.
Каковы основные направления развития философии? Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия тесно связана с такими науками, как онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история. А.И. Герцен отмечал: «Философия как наука предполагает известную степень развития самомышления, без которого нельзя подняться в ее сферу. Истина жива, как все органически живое, только как целостность; при разъятии на части душа ее отлетает и остаются мертвые абстракции с запахом трупа». Сущность философии хорошо выразил Г. Гегель: «Понять то, что есть, – задача философии, ибо то, что есть, – разум. Как всякая личность – произведение своего времени, так философия есть в мыслях схваченная эпоха. Но человек призван не в одну логику, а еще в мир социально-исторический, нравственно-свободный и положительно-деятельный; у него не одна способность отрешающего понимания, но и воля, которую можно назвать разумом положительным, разумом творящим; человек не может отказаться от участия в человеческом деянии, совершающемся около него; он должен действовать в своем месте, в своем времени, – в этом его всемирное призвание. Человек не может примириться, пока все окружающее не приведено в согласие с ним». Каково главное условие жизнедеятельности природы и общества? Развитие! Отсутствие условий развития – полная гибель. Основной источник развития – единство и борьба противоположностей. Это объективный закон развития. Первоочередной задачей философии является познание закона о решающей роли субъекта управления. Современная история показала, что не производственно-экономические отношения создают надстройку, а, наоборот, политическая надстройка формирует производственно-экономические отношения между людьми. Государство, как главный субъект управления, никогда не отомрет, его роль только будет усиливаться. И в будущем наступит время Мирового правительства, так как наша планета едина для всех и все страны взаимосвязаны общими условиями выживания. В этом отношении опыт СССР, как единого Союза многих стран, практически бесценен. Безусловно, что любое государство будет защищать интересы только господствующего класса. И все законы будут закреплять юридическое право господствующего класса. Второй важной задачей является исследование строгого соответствия уровня общественного сознания уровню развития человеческого общества. И каждая общественно-экономическая формация человечества является очередным этапом общественного развития и соответствующего уровня общественного сознания. Третьей задачей является определение сущности коммунистической общественно-экономической формации. Только поняв ее сущность, можно сказать, был ли в СССР социализм. Сущность социализма формулировали Платон, Аристотель, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс. Но главное определение дал В.И. Ленин: «Мы должны втянуть в управление страной все наше работающее население. Абсурдно думать, что коммунизм может быть осуществлен каким-либо меньшинством, какой-либо политической партией. Он может быть осуществлен только миллионами и миллионами трудящихся, после того, как они научатся все делать самостоятельно. Больше доверия к силам рабочего класса. Мы должны добиться того, чтобы каждая работница могла управлять государством». Это значит, что каждый взрослый человек общества должен быть субъектом управления. И смысл жизни должен заключаться в духовно-нравственном развитии каждого человека, становлении творческой личности, когда свободное развитие всех является условием развития каждого. В-четвертых, необходимо глубоко раскрыть производственно-экономические связи между людьми и их морально-нравственные ценности. Безусловно, что частная собственность на средства производства является основным условием эксплуатации. Безусловно, что общественный характер труда должен соответствовать общественному способу распределения. В-пятых, необходимо разработать систему организации человеческого общества и управления им. Этим вопросом занимались все философы мира. Сегодня во всем мире установлено буржуазное управление через систему управляемой охлократии. Людей убивают руками самих людей. Сегодня царит вопиющая безответственность за свои поступки. Горбачев является основным исполнителем гибели Советского Союза, но не несет за это никакой ответственности. Все принципы организации общества необходимо выразить в Конституции социалистического государства, которая должна быть построена на принципах объединения всех людей. В целях минимизации ошибок следует полностью исключить прямое всенародное избрание главы государства. Все выборы должны быть многоступенчатыми. И должна быть уголовная ответственность лиц, избранных в органы государственного управления. Необходимо разработать систему объективных оценок работы правительства. И объективная информация о состоянии дел должна формироваться у независимых от государства структур. Необходима система общественного контроля за деятельностью правительства. В-шестых, необходимо раскрыть основные положения общественной жизни, и в первую очередь основу Человека. Ведь его Право – это только одна его сторона, а другая его сторона – его Ответственность. Права без Ответственности не бывает. Так об этом надо сказать во весь голос. И что из этого вытекает? Во-первых, его личная ответственность за выбор людей в органы государственного управления. А для этого необходимо, чтобы все выборы в органы государственного управления проводились гласно, открыто, поименно. Также должны быть гласными и поименными все важные решения государственных органов управления, чтобы давать им соответствующую оценку. В-седьмых, должна быть разработана научная основа формирования общественного сознания. Наука должна жестко определять сущность и форму воспитания детей. Политическое просвещение должно быть определяющим. Все средства массовой информации и все издательства должны быть в руках государства. Без этого невозможно сформировать единый народ, способный к своему развитию. В-восьмых, важнейшая роль принадлежит методологии развития мышления, этого основного качества человека.
Каковы основные направления развития политэкономии? Основная проблема заключается в том, что забыто главное определение политической экономии как экономии управляемой. Управляемой не «невидимой» рукой рынка, а в интересах господствующего класса. Основой основ является то, частная собственность на средства производства является основным условием эксплуатации. Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс записали в Манифесте Коммунистической партии: «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Об этом же писал В.И. Ленин: «…свергнуть капиталистов, разбить железной рукой вооруженных рабочих этих эксплуататоров, сломать бюрократическую машину современного государства – и перед нами … высоко технически оборудованный механизм, который вполне могут пустить в ход сами рабочие, нанимая техников, надсмотрщиков, бухгалтеров, оплачивая всех их, как и всех вообще государственных чиновников, заработной платой рабочего». (ПСС, т. 33, с. 50) Важнейшая часть – соединить трудящихся со средствами производства, чтобы каждый действительно был собственником средств производства, чтобы каждый человек был капиталистом. Делить собственность «по Чубайсу» или ее «персонифицировать» – это прямой антикоммунизм. Все средства производства должны быть в собственности государства, в собственности всего народа. Но каждый человек должен получать равную долю прибыли от ее использования. Поэтому общественные фонды потребления действительно должны быть персонифицированы. Вот тогда никто и никогда не допустит никакой приватизации. Личная заинтересованность всегда будет основным стимулом напряженного труда. Поэтому объективно необходимо передать все средства производства в управление (аренду) трудовым коллективам. Это будет действительно школой коммунизма, действительным воплощением социализма. Для повышения эффективности производства необходимо установление двух основных налогов: на стоимость основных фондов и стоимость рабочей силы. А для гарантии социальной справедливости государство должно устанавливать норму стоимости и затрат труда. Большое значение для экономического развития имеют климатические и географические условия страны. Исходя из этого, в России должна быть установлена автаркия, изолированное экономическое пространство. Условия для развития полноценной экономики у нас есть, Россия – самодостаточная страна. Важнейшей задачей науки является изучение повышающей роли финансов как товара и роли деривативов, а также роли мировой валюты.
Каковы основные направления развития научного коммунизма? Во-первых, нужно раскрыть сущность коммунистического общества как единственного условия выживания всего человечества, как единственного условия гармонического развития личности. Коммунизм – это вечное движение вперед, это вечное ускоренное развитие, это вечная борьба. Первая коммуна – это семья. Земной шар – это наш общий дом, с общими для всех условиями жизни. Во-вторых, необходимо научно обосновать последовательность этапов борьбы за коммунизм. Этим занимались К. Маркс и Ф. Энгельс. Должна быть разработана своего рода дорожная карта. Исходным условием является то, что социализм и коммунизм – это закономерные этапы развития человеческого общества. В-третьих, решающую роль в их достижении играют повышение уровня общественного сознания и организующая роль политической партии трудящихся. Поэтому необходимо разработать положение о политической, марксистско-ленинской партии трудящихся. Основой для этого являются работы В. И. Ленина и история Коммунистической партии Советского Союза. Итак, первоочередные задачи общественной науки: - очистить марксистско-ленинское учение от ревизионизма и раскрыть его научную и практическую сущность; - исследовать и сформулировать основные законы общественного развития с учетом уроков современной истории; - раскрыть сущность коммунистической общественно-экономической формации, ее переходного периода и разработать основные положения Конституции социалистического государства; - разработать структуру, строительство и основные принципы деятельности политической, марксистско-ленинской партии трудящихся; - разработать конкретную программу борьбы за построение социалистического государства; - создать толковый политический словарь.
Виктор Иванович КАТКОВ, Заслуженный работник Минтопэнерго России
|