КОНЦЕПЦИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ«E PLURIBUS HARMONIA»
Глобализация «E Pluribus Unum» «E Pluribus Unum» – «Из разного – одно». Этот девиз размещен на гербе США. Когда-то тринадцать североамериканских штатов соединились в единое государство – Соединенные Штаты Америки. Потом иммигранты из разных стран мира, прибывшие в США, соединились в единую политическую нацию. История США, их опыт были положены в основу концепции глобализации в парадигме «E Pluribus Unum». Если смешать несколько цветов, характеризующих разные культуры и расы, то получается один новый цвет: «Сolorest e pluribus unus» (Вергилий). Образ будущего «E Pluribus Unum» – одноцветный мир: Unum-sex, Unum-nation, Unum-law. В результате реализации этой парадигмы всё в мире должно подчиняться одному закону, границы открыты для свободного перемещения товаров, людей и идей. Национальные отличия останутся в виде этническо-культурных особенностей. Государства постепенно отомрут. Люди будущего – это новые кочевники, номады, перемещающиеся по миру в поисках работы (Ж. Аттали). «Всё в человеке, всё для человека…» (М. Горький). Человек и его права в открытом обществе – главное, народ и его государство – вторичны. Центром управления миром должен стать «Град на холме» – США, явившие миру образец демократии, соблюдения прав человека, успешной экономики и соединения усилий людей разных национальностей на общее благо. «Град на холме» – и есть то место, откуда выйдет единый закон человечеству. «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4). США с непревзойденной настойчивостью распространяют свое национальное законодательство на весь мир, подчиняя его единым стандартам. Это и есть концепция «E Pluribus Unum» в действии. В национальной политике «E Pluribus Unum» – это или плавильный котел (Meltingpot), или мультикультурализм. Его суть – сохранение культурных особенностей в условиях толерантного отношения к людям другой национальности и культуры, живущим рядом. Причем «рядом» – это буквально, то есть в диаспоре. Этой стратегии в национальной политике придерживаются страны Европейского союза. Толерантное сосуществование национальных культур в условиях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры – путь к единой всемирной политической нации-государству Соединенные Штаты Земли. Теоретически смешанные браки, ставшие возможными при высокой толерантности, открытых границах и быстрых коммуникациях, могут привести к появлению генетически однотипного человека. Но если грядущее биологическое однообразие – это всё же сомнительная гипотеза, то ценностное однообразие – обязательное условие построения мира «E Pluribus Unum». Стремление к ценностному однообразию в условиях взрывного развития науки и техники создаст условия для нового шага эволюции человека как вида. Человечество, соответствующее стандарту «E Pluribus Unum», сделает эволюционный шаг, а люди, не соответствующие стандарту, останутся на низшей стадии эволюции. Изменение человеческой природы, появление сверхчеловека – это трансгуманизм в завершении своего действия. Толерантность, однополые браки, ювенальная юстиция, подавление природной агрессивности людей всеми доступными средствами – это подготовка к новому шагу эволюции. Нужен ли этот шаг? Священные тексты всех религий считают человека «венцом творения» или даже тождественным творцу, и ни о каком сверхчеловеке после человека нигде не говорится. Не свидетельствуют ли эти пророчества, а точнее, и они тоже, что ставка на технический прогресс, способный решить все проблемы человечества, – это путь в тупик? У этого тупика в авраамической мифологии есть имя – «Царство антихриста». В последнее время образ будущего, явленный миру США, изрядно поблек. Оказалось, что люди почему-то не хотят расплавляться в плавильном котле и не хотят никакого мультикультурализма, а предпочитают жить так, как жили их отцы и деды, да и демократия, отстроенная по западным стандартам, далеко не везде работает. Люди находят в сохранении своего языка, культуры, религии и традиционных ценностей чуть ли не главный смысл существования, да и свое будущее представляют иначе. Миграционный кризис в Европе – очередное подтверждение серьезности проблемы образа будущего. Есть опасение: вдруг плавильный котел с эмигрантами не справится и мультикультурализм не поможет? Очевидно, что борьба за единообразную для всех цивилизаций и стран демократию в рамках парадигмы «E Pluribus Unum» уже привела к угрозе тотальной гибридной войны всех против всех. События в Украине и Сирии, спад мировой экономки и угроза финансового кризиса, массовая миграция, угрожающие разрушить сложившийся после Второй мировой войны порядок, – всё это реакция на ошибки планирования хода глобализации. Парадигма глобализации должна быть изменена! Может быть, кто-то думает: пусть всё кипит и пенится, бушуют волны кризисов и войн, Град на холме как-нибудь устоит. Так было в Первую мировую, Вторую, так будет и в Третью… Но такая перспектива вряд ли устроит большинство человечества. Поэтому поиск альтернативного пути глобализации и образа будущего необходим.
Иная трактовка «E Pluribus Unum» Надо ли из разного создавать одно? Надо ли стремиться к одноцветному миру и появлению сверхчеловека? В этом ли смысл и цель эволюции? Если говорить о биологическом родстве, все люди братья. Все произошли от одного праотца, обитавшего где-то в Восточной Африке. Так говорит современная наука. Генетика – не западная и не восточная наука, как и физика. Эта истина записана в геноме человека. Ей можно не доверять, но можно раз за разом проверять. Хотя кому-то гораздо приятнее считать, что люди прилетели из космоса в готовом виде, да еще и с разных планет, но генетика – всё же наука, и опровергать ее доводы надо научными методами. Может быть, человек и не произошел от человекообразной обезьяны, а был сотворен путем чудесного вмешательства свыше, но геном у него, тем не менее, общий. Чтобы доказывать генетическое родство народов, надо просто опускаться ниже в историю, находя их общего предка. Древо человечества выстроено и выверено генетиками. При изначальной генетической общности народы и цивилизации разошлись генетически. Это не случайно, а закономерно. Изменчивость – в природе всего живого. Живое, развивающееся, должно быть РАЗНЫМ! Различия способствуют выживанию всех. Поэтому у кого-то кожа черная, у кого-то белая, у одного человека склонность к абстрактному мышлению, а у другого – к физическим упражнениям. Пока есть различия, есть и развитие, причем в нужном эволюции направлении, не зависящем от человеческой воли. Всё как бы получается само собой. Кроме биологических различий, существуют еще и духовные различия между людьми и народами: религиозные, культурные, ценностные. Эти различия проявляются в возникновении и существовании разных цивилизаций: западной, китайской, исламской и других. Существует ли какой-то ген, определяющий характер духовности, или религиозные и ценностные предпочтения не зависят от генетики? Это предстоит выяснить науке. Но можно утверждать, и картина мироздания, частью которой является духовная эволюция человечества, свидетельствует, что существует не биологическая причина духовного многообразия человечества, или, во всяком случае, биологическая причина просто «оформляет» в геноме необходимое природе духовное многообразие. Этот вывод можно сделать на основании того, что Единое Небо люди видят по-разному. Различия представлений о Небе в христианстве, исламе, буддизме фундаментальны, их догматы несовместимы. Является ли это достаточным доказательством гипотезы о небесной обусловленности человеческого духовного разнообразия? Всё великое многоцветие мира может быть выражено при помощи трех цветов, и всё многообразие духовности может быть определено тремя источниками единой духовности, воспринимаемыми человеком по-разному. Человек – это: тело, душа, дух. Вот и на Небе, вверху, должно быть три «разноцветных» духовных составляющих: материя, душа, дух. Буддизм – это религия преимущественного видения «небесной материи», ислам – «небесного духа», христианство – «небесной души», есть и варианты-совмещения видений. Эта гипотеза детально проработана в «цветодинамике души» (социо-гуманитарная технология, основанная на модельном «расцвечивании» человеческой духовности, выраженной в генотипе и архетипе, базирующаяся на концепции троичности сущего и исходящая из существования предустановленной субстанциональной гармонии мира). Если Небо многоцветно, то его многоцветность должна повторяться в многоцветности человеческой духовности. И тогда становится понятно, почему именно радуга, согласно Библии, – символ завета между Богом и его творением-мирозданием (Быт.9:9-14). На земле, как на небе! Гармония – это единство, как минимум, трех начал. Составляющих небесной духовности-гармонии три, значит, из многого надо создавать на земле многоцветную гармонию, а не однотонное единство. Центров силы, имеющих концептуально-культурный и экономический суверенитет, на Земле должно быть не меньше трех. Тогда можно строить гармонию. Больше – можно. Множественность проявлений генотипа необходима для выживания человечества. Так и множественность проявлений духовности и взглядов человека на себя самого необходима для недопущения духовной деградации. Не должна повториться история, подобная изложенной в мифе о вавилонском столпотворении. Создать из разного одно – одноцветное, может, и получится, но исход будет печальным: коричневый мир. Коричневая чума придет, откуда не ждали… Девиз «E Pluribus Unum» в излечивающей драматическое разделение человечества трактовке означает: несколько разных духовных составляющих складываются в одно, но они лишь складываются, а не сливаются, как и три разноцветных источника белого цвета, дающие начало всей палитре цветов. На земле носителем независимой, обособленной духовности является цивилизация. Значит, человечество должно состоять из нескольких цивилизаций, и эти цивилизации не сливаются в одну, а находятся в единстве, но не борьбы противоположностей, а взаимных влияний и перемен. Такому состоянию различных начал в одном соответствует понятие ГАРМОНИЯ (гармония (др.-греч.) в философии – согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике – слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке – консонанса и диссонанса)). Многоцветность духовности должна проявляться на каждом этапе развития человечества. Такое представление о будущем и цели развития человечества можно выразить девизом: «ИЗ РАЗНОГО – ГАРМОНИЯ» (о субстанциональности гармонии и гармоничном мире – в авторской статье «Либерализм. Что дальше». http://www.peremeny.ru/books/osminog/10711).
Мир «E PLURIBUS Harmonia» Причина ущербности плана «E Pluribus Unum» в том, что духовные различия между людьми предопределены их фундаментальными цивилизационными кодами по закону мироздания и должны находить выражение во всех проявлениях жизни. Человеческое единство будущего – это гармоничное целое, соединенное в единый духовный организм, а не гомогенная коричневая смесь, сваренная в meltingpot. Минула эпоха доминирования религиозных мировоззрений, но это не значит, что теперь не будет отличий во взглядах на мир и человека. Религиозные отличия трансформируются в ценностные отличия. В странах исламской культуры, православной культуры, протестантской культуры взгляды на человека могут и должны отличаться. А вместе с этим должны отличаться ценностные, политические и даже экономические системы. Будущее – это не одноцветный мир, управляемый из одного центра, а принципиально многоцветный мир, повторяющий в своем устройстве многоцветность неба. В мире «E Pluribus Unum» предстоит изжить религиозность, национальную самоидентификацию и всем людям жить по единым общечеловеческим законам. В мире «E Pluribus Harmonia» необходимо сознательно сохранять цивилизационные и ценностные различия, потому что только единство разного является правильным вектором для развития. Первый вариант глобализации – однополярный мир – концепция США и Запада. Второй вариант – многоцветный-многоцивилизационный мир. Эту идею поддерживают Россия, Китай и другие страны ШОС и БРИКС. Какой путь выбрать: «Из разного – Одно» или «Из разного – Гармония»? Первый путь предполагает постепенное стирание различий между культурами, народами, расами, полами. Цель – исключить появление противоречий, а значит, и конфликтов. Второй путь – сознательно сохранить эти отличия и искать иной путь мирного взаимодействия народов и культур. Его не удалось найти до сих пор потому, что не было твердого видения необходимости сохранения культурных и ценностных различий между людьми и цивилизациями. Но была уверенность в том, что технический прогресс решит все проблемы. Эта уверенность еще крепка, но всё больше поводов в ней усомниться. Прогресс подвел людей к черте, когда становится возможным решение всех проблем через изменение человеческой природы. Или всё же попытаться достичь гармонии со своим ближним и природой, не меняя человеческой сущности? Людям предстоит выбор, по какому пути идти: свободы или самоограничения. Опыт человечества показывает, что счастье возможно и на пути самоограничения, а разрушение и деградация – и на пути свободы. Самоограничение не предполагает несвободу. Оно предполагает сознательное сдерживание инстинктов и выражается в свободной и осмысленной приверженности традиции, семье, народной культуре, своему природному образу, наконец… Универсализация системы национальных государств, формирование глобального рынка, делегитимация войн должны достигаться в парадигме сохранения цивилизационных особенностей, а не унификации. Это, как минимум, означает примат национальных законодательств над международными, мультивалютную глобальную финансовую систему, предотвращение несанкционированной миграции. В будущем не должно быть лукавого противопоставления-разделения ИЛИ-ИЛИ: - права человека – это не отрицание прав народа; - защита меньшинств – это не отрицание прав большинства; - частная собственность на СМИ – это не исключительное право капитала на формирование общественного мнения; - защита женщин и гомосексуальных отношений – это не ликвидация традиционной семьи; - антирасизм – это не отрицание предпочтительных прав коренного населения; - пропаганда экономической самостоятельности – это не запрет на социальную взаимопомощь; - отделение церкви от государства – это не полная свобода антирелигиозной пропаганды и не запрет традиционной религиозной миссии в общественной сфере. Диалог цивилизаций предстоит вести в новом дискурсе: не «из многого – одно», а «из многого – гармония». Глобализация будет исходить из принципиальной необходимости сохранения полифонического и многоцветного многоценностного мира. Это возможно только при развитии стран и народов на своей исторической территории как семьи народов. Народ должен развиваться и процветать на той земле, где народился и живет теперь. Дело соединенного в гармонии человечества – давать народам такую возможность. Люди не должны становиться новыми номадами без роду и племени. Каждый живет на своей земле и на ней создает свое счастье или несчастье. Идея воплощения троичной гармонии неба в устройстве жизни на земле может получить воплощение в построении Большой Евразии под эгидой ШОС и новой концепции глобализации под эгидой БРИКС. Предлагается назвать эту концепцию глобализации НЕБОГЛОБАЛИЗМ. Интернационализм нового типа должен основываться на этике гармоничного сочетания прав народов и прав личности, соединенной стремлением каждого человека к сотрудничеству с людьми другой культуры на основе этики «небо общее, земля своя». Эта этика должна быть проявлением многоцветного Духа доброй воли в каждом человеке при построении семьи народов. Стремление к гармонии призвано манифестировать понятие священного долга сохранения жизни и человечности, соединяющего людей в семью народов и неразрывное многоцветное кольцо человеческого братства. В процессе глобальной культурной революции небоглобализма предстоит в первую очередь создать гармоничное взаимодействие восточнохристианской, индо-буддистской, конфуцианско-буддистской и мусульманской традиций, на уровне эпохи пострелигиозного развития. Это позволит создать международные отношения нового типа, которые будут основываться на идее взаимного сотрудничества и общего выигрыша, а не стремления к доминированию. Сама жизнь и уже начинающаяся гибридная война будут толкать людей к разрешению противоречий между собой и природой. Предстоит направить эти усилия в новом направлении. Тогда народы, осознав себя как часть вечной небесной духовности, станут как реки и сами найдут оптимальные русла дальнейшего течения. Для формирования мягкой силы (концептуальной власти) сторонникам небоглобализма надо начать пропаганду нового образа глобализации на всех международных форумах. Предстоит создавать по всему миру исследовательские центры разных уровней, от академий до экодеревень, с целью отработки когнитивных новаций, способствующих совместной деятельности представителей разных культур на общее благо в рамках парадигмы «E PLURIBUS HARMONIA».
Александр Викторович Кашанский, небополиик
Источник – http://www.peremeny.ru/books/osminog/10922
|