http://optimalizm.narod.ru/priiodastoimosti.mht), где предложен подход более адекватный, чем дает классическая теория прибавочной стоимости.
2. Право коллективно-долевой собственности
Недостатком советской общественной собственности была ее обезличенность, ничейность, что снижало мотивацию и провоцировало бесхозяйственность. Человек получал зарплату в личную собственность, а прибавочная стоимость отчуждалась в пользу государственной собственности. С учетом того, что госчиновники – это такие же люди, как и все, среди них есть особи левой и правой ориентации, естественным, ожидаемым и объяснимым результатом явилось образование нового эксплуататорского класса – партгосноменклатуры, который совершил буржуазную контрреволюцию в 1993 году. И капиталистическая, и советская крайности изъятия прибавочной стоимости ущербны и противоречат диалектике бытия. Предлагается не всю часть прибавочного продукта отчуждать от производителей, а распределять ее между личным пользованием, коллективным и общенациональным достоянием оптимальным образом, используя достигнутые экономические и социологические знания и механизмы. Именные счета, фиксирующие персональную долю каждого в коллективной собственности, могут быть таким средством, поскольку право только тогда имеет смысл, когда есть документ, закрепляющий собственность. Субъектом коллективной собственности, также как и общенациональной, может выступать соответствующий Совет, прообраз которого был апробирован Советской властью.
В частности, Совет трудового коллектива как субъект собственности решает две задачи: управление совокупной прибылью коллектива и выработка механизма распределения персональных долей. Совет высшего уровня определяет пропорции между той частью прибавочного продукта, которая остается в собственности предприятия, и той частью, что идет на уплату налогов. И т.д.
Послесловие
Вообще наша Конституция и Трудовой кодекс юридически некорректны и неоднозначны, они не защищают общество в целом от свобод недоброкачественных особей рода человеческого порабощать, воровать, грабить своих соотечественников. Сам Бог велел провести кардинальную реформу права трудовой собственности, чтобы привести в порядок и дела и мысли государевы. По существу, речь идет о секуляризации принципа «не укради», уж коли мы православные.
Таким образом, вместо уничтожения буржуазной частной собственности, которая ликвидировала собственников как класс в 1917 году, и в дополнение к обезличенной общественной собственности, которая не смогла уничтожить эксплуатацию человека человеком, следует установить такое право собственности, которое делает каждого гражданина собственником в четырех ее формах: частной (личной), семейной, коллективно-долевой, национальной. Это и будет законным запретом отчуждения результатов труда каждого гражданина в пользу «государственной» собственности, которая на деле оказывается собственностью паразитирующего части недобросовестных госчиновников как в советское время, так и в постсоветское.
Такая реформа ликвидирует классы в обществе, обеспечивает свободу совести левым быть «левыми», а правым быть «правыми». Здесь ключ отказа от двойной морали как нравственного порока существующей системы. Новый порядок будет и не капитализмом, и не социализмом в традиционном понимании. Здесь будет оптимальное сочетание личных и общественных интересов, левых и правых идеологий.
Кстати, таким образом вместо утопии коммунизма утверждается реальный социализм, где социалистические и коммунистические признаки находятся в преемственном развитии. Например, принцип «каждому по потребности» в плане здравоохранения и образования реализует общественная («ничейная», обезличенная) собственность, а принцип «каждому по труду» – коллективно-долевая плюс социалистическая частная. Свобода выбора рода деятельности обеспечивает право конвертизации долевой собственности в социалистическую частную (и обратно), так что предпринимательский талант не будет загнан в тень, а вот путь на чужом горбу в рай будет заказан запретом присваивать чужую прибавочную стоимость.
Валерий Иванович ПУНТУС,
кандидат технических наук