Главная       Дисклуб     Наверх  

 

УРОКИ «ВОЙКОВСКОЙ»

 

Читаю... Но буквы казались

мрачнее, чем худший бред:

 "Вчера на варшавском вокзале

 убит советский полпред".

…………………

Подняв площадями кипение гнева,

народ стомильонный от боли рычит.

 

     Владимир Маяковский         

 

В конце ноября прошлого года патриарх отечественной публицистики Владимир Сергеевич Бушин известил меня: «Сегодня в "Советской России" сообщается: "Войковскую" отстояли. 53% – 35%».

Несколькими днями ранее я писал ему: «Владимир Сергеевич, этим письмом я посылаю Вам статью из «ЛГ» с упоминанием Вашего имени. Считаю статью Вадима Попова недостойным произведением. Кажется, Ваше имя понадобилось ему для того, чтобы оправдать ту мерзость в виде голосования, которая развернулась сейчас вокруг уважаемых и геройских имен советского времени – Дзержинского, Войкова, в «НН» – Лядова».

Поясню: я имел в виду статью под названием «Почему голосуют за Войкова» в «Литературной газете» № 46 за прошлый год. В ней Вадим Попов вспоминает статью Бушина «Кому мешал Теплый переулок». Несколько раньше Попова я также в «ЛГ» № 38, в своей публикации «Кому мешает площадь Лядова», почтил 50-летний юбилей статьи Бушина, в которой он призывал относиться к именам городов и улиц с соответствующим уважением. В связи с этим юбилеем и состоялась переписка, фрагменты из которой я привел выше.

Ниже я попытаюсь довести до сознания читателей, что состоявшееся голосование лишь утвердило в нашем государстве «правомочность» лжи и клеветы даже в отношении людей, совершивших высочайший и общепринятый подвиг. Известные слова Бертольда Брехта: «несчастлива страна, у которой нет героев» – для этой ситуации, наверное, можно было бы продолжить: «преступна страна, свергающая своих героев».

Мои самые яркие детские воспоминания, относящиеся к послевоенной Костроме, связаны с улицей Войкова. Здесь, в семье Героя Труда Макарьева П.Ф., жила и воспитывалась моя мать, в свои три года оставшаяся сиротой. По адресу «Войкова, 16» я подолгу жил сам или писал письма своей приемной бабушке. Сейчас уже не помню, от кого я впервые узнал, что название свое улица получила по имени советского дипломата, героически погибшего в 1920-е годы, но имя его в моем близком окружении всегда произносилось с уважением.

В Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 год город Горький), где я живу больше 50 лет, тоже есть улица его имени. Поэтому коллективное письмо на имя Председателя Совета Федерации РФ Миронова Сергея Михайловича с просьбой о переименовании московской станции метро «Войковская», которое было обнародовано в отечественных СМИ и Интернете еще весной 2010 года, не могло тогда остаться без моего внимания. Первой в письме стояла подпись Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Илариона.

В названии указанной должности слитное написание предлога «за» и существительного «граница» – не опечатка. Таково предпочтение этой организации. Не шибко русские выражения употреблены и в тексте самого письма. Признаюсь, я не сразу понял первую же фразу в этом письме: «О трагических событиях февраля-октября 1917 года… было осуществлено переименование ряда городов, площадей, улиц и станций Московского метрополитена, многим из которых были возвращены их исторические названия». Сразу поясню, что далее речь в письме шла о станции метро «Войковская», которая со времени введения ее в эксплуатацию в декабре 1964 года другого названия не имела.

Это письмо подписали тогда и деятели, по всей видимости считавшие себя знатоками как русского языка, так и отечественной истории, в частности член-корреспондент Академии российской словесности В.Н. Осипов, глава Союза Русского Народа Д.Н. Меркулов, член Союза писателей России А.А. Трапезников и др. Самый первый из этого списка сопроводил коллективное письмо дополнительной «исторической» справкой о Войкове.

Чем же не угодили наш дипломат и одноименная станция забугорному и отечественным радетелям нашей истории? Оказывается, им стало «доподлинно» известно об участии (это участие они называют активным и непосредственным) П.Л. Войкова в убийстве Царской (я предлагаю употреблять здесь заглавную букву) семьи, которая в 2000 году была канонизирована Русской Православной Церковью (РПЦ). Знали наши подписанты и о том, что Царская семья была в 2008 году реабилитирована Верховным судом РФ. Выражаясь штилем указанного письма «об активном и непосредственном участии П.Л. Войкова» в расстреле Царской семьи, «весьма желательно… к 65-летнему юбилею Победы СССР в ВОВ» переименовать указанную станцию метро. В письме именно так – «ВОВ».

 Можно было бы, конечно, приветствовать заграничное церковное желание быть вместе с нами в день великой Победы, юбилейная дата которой регулярно отмечается в нашей стране на самом высоком уровне. Если бы не маленькая деталь. Дело в том, что в преддверии этой победы, а именно когда наша страна изнемогала под ударами фашистско-немецких захватчиков, РПЦЗ науськивала их, находясь по другую сторону фронта: «Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст он Вам, Вашей стране, Вашему правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета… Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевицких бойцов и даст им на врагов победу и одоление». Синод РПЦЗ благословил Русский корпус на Балканах, Русскую освободительную армию Власова и казачьи формирования.

Что касается РПЦ (без буковки «З»), то она еще в предвоенные годы встала на путь позитивного отношения к Советскому государству. Ее глава – митрополит Сергий в своем послании от 22 июня 1941 года призвал верующих стать на защиту Родины. Ряд представителей русского православного духовенства впоследствии были награждены орденами и медалями за их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Однако очевидно, что позиция РПЦЗ антипатриотически влияла на РПЦ, часть духовенства которой пошла на сотрудничество с врагом, а некоторые иерархи встали на путь прямого предательства. 150 млн рублей, к концу 1944 года добровольно собранные верующими РПЦ, были весомым вкладом в общую победу, но, к примеру, не в сравнении с около 1 млрд рублей деньгами и облигациями, внесенными в Фонд обороны трудящимися Таджикской ССР (население в 1939 году – 1485 тысяч человек), или со свыше 1 млрд рублей, внесенными из личных сбережений трудящимися Казахской ССР (население в 1939 году – 6082 тыс. человек).

Когда в мае 2007 года в московском Храме Христа Спасителя митрополиты Алексий Второй и Лавр подписали Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, забрезжила надежда, что стороны придут к единому мнению, в том числе и в отношении войны против фашистской Германии. Акт гласил, что «Русская Православная Церковь за границей… пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».

К великому сожалению, сразу после смерти митрополита Лавра, уже в 2009 году, фактически реабилитация изменника А.А. Власова на сентябрьских заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ показала, что этим надеждам в ближайшее время осуществиться не дано. «На вопрос: «Был ли генерал А.А. Власов и его сподвижники – предателями России?» – мы отвечаем: «Нет, нимало». Все, что было ими предпринято – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России». Надо ли напоминать, что в памяти нашего народа эти люди навсегда остались предателями, изменившими присяге...

В 1906 году на страницах «Русских ведомостей» подполковник Генерального штаба князь А.М. Волконский писал: «Мы же – люди присяги и «сегодняшнего закона». Оставьте нас! Ибо, если мы раз изменим присяге, то, конечно, никому из вас тоже верны не останемся… И тогда будет хаос, междоусобие и кровь». Изменив красноармейской присяге, Власов впоследствии изменил и присяге, которую давал Гитлеру. Такой человек по определению является изменником и предателем!

Нельзя не остановиться еще на одном обстоятельстве, формирующем наше отношение к РПЦЗ. Нас больше интересовало бы не отношение иноземного батюшки к советским названиям, а слова главы РПЦЗ Илариона, являющегося по совместительству митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским, коими окормлял он молодых американцев, не так давно благословляя их бомбить Югославию и Ирак. Какие слова будет он в качестве Первоиерарха РПЦЗ говорить, напутствуя воинов НАТО на очередные карательные операции? Ожидается ли реабилитация мирных жителей, в том числе славян, десятками и сотнями разорванных на куски бомбами, несущими им свободу и демократию? Мои вопросы, как и предсмертные стоны погибших, скорее всего, останутся без ответа. Остается только вспомнить библейские слова о соломинке и бревне.

В качестве обвинений против П.Л. Войкова и одноименной станции подписанты привели не так давно состоявшуюся реабилитацию Царской семьи. Официальный текст гласит: «Президиум Верховного суда постановил признать необоснованно репрессированными и реабилитировать» Царя и его семью. Здесь мы можем видеть ставшее традицией лукавство современной российской Фемиды. Как гласит, к примеру, «Словарь иностранных слов», изданный в 1964 году, реабилитация есть «восстановление доброго имени, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица», а также «восстановление… в прежних правах». «Репрессия» в этом же словаре трактуется как «карательная мера, наказание». На нашей недавней памяти немецкий генерал фон Паннвиц, обвиненный в свое время в военных преступлениях, по суду повешенный, был не так давно реабилитирован, а через некоторое время реабилитация была отменена. Надо ли говорить, что эти три факта трактуются современными комментаторами в прямой зависимости от их порядочности? Что касается Царя и его семьи, то о восстановлении каких прав может идти речь? 14-летний Царевич Алексей был Верховным атаманом всех казачьих войск. Были официальные посты и у остальных членов Царской семьи. Простое перечисление событий указывает на преступных вершителей судьбы последнего императора. 26 февраля 1917 года часть депутатов Государственной думы, отказавшись подчиниться царскому манифесту, сформировала первое революционное правительство. Начались аресты министров, аресты и убийства государственных служащих. 2 марта последовало отречение Николая Второго от престола. Надо ли говорить, насколько оно было добровольным? 8 марта – арест Царя и его жены по давно выдвинутому обвинению в измене. Специальным решением Временного правительства они лишены своего имущества.

В связи с Екатеринбургской трагедией 1918 года церковные иерархи по ту и по эту сторону границы не устают проливать крокодиловы слезы. «Свершилась воля Божия», – провозгласил Святейший Синод на следующий день после ареста Помазанника Божия с семьей в своем послании «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Проводимыми следственными мероприятиями измена подтверждения не нашла. В это время главные отрицательные фигуранты челобитных наших патриотов русской истории – Ленин, Свердлов, Войков отделены от происходящих событий тысячами километров, и о реабилитации вопрос как-то не стоит…

И кто же рядом с Царем-то? А, кроме стражников, никого и нет! Ни тех, кто в военных мундирах в свое время клялся «Всемогущим Богом, перед святым Его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, Самодержцу Всероссийскому и Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови…». Ни тех, кто повторял те же слова, находясь в церковном облачении. Впоследствии на допросе Колчак, к примеру, не без гордости заявил, что, будучи командующим Черноморским флотом, первым признал Временное правительство и первым из командующих добился принятия новой присяги. 6 марта трагического 1917 года Святейший синод повелел возглашать «многолетие Богохранимой Державе Российской и благоверному Временному Правительству ея». Быстро забыли они один из основных законов Российской империи: «Император яко Христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния… В сем смысле Император… именуется Главою Церкви».

 Восемь месяцев Временное правительство держало Царскую семью в своих лапах с клеймом изменников, время от времени ухудшая условия их содержания, загнав в конце концов в Тобольск безо всякой надежды на освобождение, так и не сформулировав официальное обвинение.

После Октябрьской революции положение Царской семьи стало еще более неопределенным. Власть Временного правительства над ней закончилась, а новая власть, будучи еще не совсем большевистской и очень слабой, лишь в апреле 1918 года, после установления в Тобольске Советской власти, смогла вынести конкретное решение: вывезти бывшего Царя для организации суда по обвинениям, выдвинутым предыдущим правительством.

19 июля 1918 года в центральных российских газетах было опубликовано официальное сообщение, которое у нас очень не любят цитировать: «…Президиум Центрального Исполнительного Комитета, обсудив все обстоятельства, заставившие (выделено мной – А.Е.) Уральский Областной Совет принять решение о расстреле Николая Романова… признает решение Уральского Областного Совета правильным». И из этого сообщения, и из других документов, касающихся Николая Второго, видно, что высшая Советская власть, не имея права без суда снять выдвинутые Временным правительством обвинения, своих обвинений никогда не выдвигала. Июльская трагедия 1918 года не была ни наказанием, ни репрессией, а была вызвана лишь военными условиями. Точно так же отступающая от сильного противника армия сжигает мосты, склады с имуществом при отсутствии возможности его вывезти, обрекая подчас местных жителей на голод.

Архиепископ Литовский Тихон, вместе с другими церковными иерархами подписавший процитированное выше обращение, удержавшийся таким образом во власти церковной и ставший уже после Октябрьской революции патриархом Московским и всея России (это позже переименовали на Русь), будто забыл, что является революционным преемником Царя! У него находилось время поучать грузинских епископов, анафематствовать безымянных «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной», обращаться с посланием к Константинопольскому Патриарху Герману Пятому… Недосуг только обратить взор свой к тому, кому присягал в свое время, надевая церковное облачение. Сдается, что невыгодно было ему, как и всем изменникам, если бы чудом каким вернулся Николай Второй к своим делам.

В 1905 году Николай Второй телеграфировал вице-адмиралу Чухнину: «Употребите все усилия, чтобы вразумить мятежников, напомните им от Моего имени, что, восставая против власти, они нарушают долг присяги и позорят честь России. Объявите им, что если они не образумятся немедленно, то я с ними поступлю как с клятвопреступниками и изменниками».

После отречения Николай Второй уверенной рукой записал: «Кругом измена…». Известный призыв «За Веру, Царя и Отечество» вожди Февраля заменили лозунгом «За Веру, Свободу, Отечество!». А уж после смерти Царя – свобода-то какая! В своем Слове при служении в Казанском соборе города Москвы по поводу расстрела бывшего императора Патриарх запустил маленькую, но изрядно ядовитую ложь, сказав, что Высшая Советская власть «одобрила» этот расстрел. Наверное, мог бы сказать и «приветствовала», но счел это чрезмерным. Яд этот надолго застрял в общественном мнении, просочился в официальные советские издания, придал отношениям Церкви с Советской властью и без того агрессивный характер. Как указано выше, опубликовано было: «признать правильным».

В июле 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в своем напутственном Слове на торжественной церемонии приведения к присяге первого Президента России поделился с Б.Н. Ельциным «своим человеческим и христианским убеждением: сегодня нет смысла искать неких воплощенных носителей зла в нашей стране». Откуда же эта, доходящая до нецензурщины, до грубой клеветы злоба у некоторых из нас, когда речь заходит хоть о бывших царях, хоть о недавних правителях? Ведь станция «Войковская» получила свое имя даже и не в прославление подвига дипломата (его достаточно прославили сразу же после героической гибели в 1927 году), а по законам топонимики, по значительным наземным ориентирам, коими были и завод имени Войкова, и одноименный административный район. Так же как станция метро «Проспект Маркса» в свое время была названа не в прославление основателя научного коммунизма, а по одноименной улице.

Как мы знаем, к разочарованию Первоиерарха РПЦЗ, желание его к 65-летию Великой Победы исполнено не было. Летом 2015 года он, уже единолично, пишет новую реляцию – С.С. Собянину, сообщая, что «представители РПЦ… одобрили эту инициативу». Похоже, следование забугорным циркулярам как раз и соответствует каноническому общению этих двух ветвей христианства. Новоявленный гуру уже одним названием не довольствуется: теперь ставится «вопрос об упразднении в Москве всех названий, связанных с именем… П.Л. Войкова». В своей заботе о названиях московских проулков Первоиерарх РПЦЗ доводит до сведения московского мэра «послужной список» Войкова, резюмирует его словами: «в его жизни мы не находим ни одного светлого деяния».

Заботясь о «правильном» названии, придумали ли в РПЦЗ, как поступить с памятником работникам завода имени Войкова, погибшим в Великую Отечественную войну? Он расположен недалеко от северного вестибюля станции и посвящен именно «войковцам»? На памятнике около сотни фамилий.

Впрочем, завод этот заботами нынешней власти уже не существует.

Похоже, можно считать, что «каноническое общение» РПЦ и РПЦЗ привело их к полному единомыслию. А нетерпимость заокеанских учителей к советским героям, судя по их отношению к Войкову, вполне может привести к новым голосованиям и переоценкам. Будет ли удивительным назначение нынешними властями голосования по Герою Советского Союза Александру Матросову, геройски погибшему во время Великой Отечественной войны? Ведь до войны он был беспризорником. Вполне могут появиться мутные воспоминания, что как-то на базаре юный Саша стащил у уличной торговки пару пирожков. А поскольку прославлять воровство негоже, следует срочно переименовать десятки улиц, школ, библиотек с его именем! Уж если даже министр культуры РФ способен на слова: «Вот Войков точно ничего хорошего для страны не сделал. Человек отметился в истории только одним – соляной кислотой поливал детские трупы. Понимаю, есть сложные фигуры в истории. Дзержинский, например. Но на каждый его минус можно найти какой-то плюс. А у Войкова – одни минусы. И в честь него пять улиц, станция метро, район!»

Дело даже не в том, что соляная кислота никакого отношения к Войкову не имеет. Выпускник, а позже и профессор Московского государственного института международных отношений, похоже, не знает о таких пособиях, как трехтомный «Дипломатический словарь» или регулярно переиздающаяся «История дипломатии», в которых достаточно подробно рассказывается о том, что «хорошего для страны» сделал Войков в отношениях с самой враждебной в тот момент страной.

Пролить свет на обстоятельства, при которых было совершено убийство П.Л. Войкова, мотивы и цели убийцы, особенности судебного процесса над последним позволяют материалы польского происхождения, вывезенные из Польши в конце Второй мировой войны. Покушение произошло 7 июня 1927 года на Главном вокзале Варшавы, где Войков должен был встретиться с проезжавшим через Варшаву бывшим поверенным в делах СССР в Лондоне Розенгольцем. Согласно протоколу допроса, в начале июня 1927 года Коверда находился в Варшаве для того, чтобы уладить формальности, связанные с выездом в Россию. Увидев Войкова в посольстве, он решил убить советского посла, «сам не зная зачем». Однако простое перечисление событий, сопутствующих варшавской трагедии, говорит о том, что оно не является случайным.

27 мая 1927 года министр иностранных дел Великобритании Чемберлен вручил советскому послу ноту о разрыве дипломатических отношений. 4 июня лондонский журнал «Экономист» писал: «Никто, конечно, не предполагает, что Великобритания сама нападет на Россию, но в Европе опасаются, что Великобритания будет подстрекать Польшу и других соседей России напасть на нее и поддержит их при нападении».

Незадолго перед убийством «Курьер Поранный» и «Курьер Червонный» писали о полпредстве СССР в Польше: «С этими бешеными собаками надо кончать».

После убийства Войкова его тело с величайшей торжественностью, в том числе с участием польской стороны, было переправлено из Варшавы в Москву. По СССР прошли массовые митинги в честь героя Войкова. Сотни производственных объектов и улиц получили его имя. Миллионы людей знали и восхищались его мужеством. Мало кого во всем мире можно поставить рядом с Войковым по тому месту, которое он занимает в истории международных отношений.

Принеся Москве положенные извинения, Варшава быстро провела процесс над Ковердой. Его судили 15 июня 1927 года, той же ночью приговорив к бессрочным каторжным работам. Одновременно суд просил президента Польши смягчить наказание до 15 лет. Президент смягчил. В 1937 году, отсидев 10 лет, Коверда вышел на свободу по амнистии. Умер в 1987 году.

Не прошло и трех месяцев, как произошел новый инцидент. 1 сентября 1927 года русский эмигрант П. Трайкович ворвался в здание полпредства СССР в Варшаве, пытаясь проникнуть к временному повренному в делах А.Ф. Ульянову. Задержанный швейцаром, он пустил в ход оружие. В завязавшейся перестрелке Трайкович был убит сотрудником посольства.

Как было сказано выше, московские власти после проведенного голосования имеют достаточно ясно выраженное мнение населения по станции. Одно обстоятельство не дает радоваться защитникам Войкова. Похоже, останутся без последствий тучи лжи и клеветы в адрес автора подвига.

Несколько десятков докторов и кандидатов исторических и прочих наук (Назаренко, Бобкова, Морозова и др.), обращаясь к Путину и Собянину причитают: «Нашему народу свойственно чувство исторической справедливости, и никогда в его пантеон вечной памяти не входили имена палачей». Интересно, слыхали ли они о том, что любимец нынешних либералов и государственных деятелей Пётр Первый в охотку рубил головы своим гражданам? Нужно ли перечислять памятники и другие значимые объекты, увековечивающие ныне сего деятеля?

Православные деятели, объявившие свержение и арест Царя «свершением воли Божией», ныне канонизированы в чине святых. Ни один, даже самый рьяный атеист не подвергал сомнению прославление апостола Павла, который в бытность свою в качестве Савла был рьяным гонителем христиан: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии… А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу… дыша угрозами и убийством на учеников Господа».

Несколько десятков писателей, художников и деятелей прочих видов искусств (Крупин, Ганичев, Сидоров и др.) уверенно называют Войкова «сокрушителем государственности», обещая «необходимую сумму на таблички и бумажки» для уничтожения памяти о Войкове собрать «всем народом»! Выше я уже говорил, что в феврале 1917 года Войков находился за сотни километров от Царского престола, а функции «сокрушителей государственности» выполнили персоны из ближайшего окружения российского императора.

9 ноября 2015 года к Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке с просьбой о проведении прокурорской проверки по факту клеветы и нарушения принципа презумпции невиновности в отношении Ленина и Войкова обратилась депутат Московской городской думы Е.А. Шувалова. Очень сомнительно, что этот сигнал получит должную оценку.

Надо сказать, что столь трагический результат выстрелов Коверды был обязан случаю. Войков мог противостоять нападению, так как был вооружен. Известно, что, получив смертельное ранение, он отстреливался. Выпущенные Войковым пули могли быть роковыми для нападающего. При этом допущении можно представить тон антивойковцев: «Матерый террорист, назначенный послом Советской России в Польскую Республику, убил юного гимназиста, геройски пытавшегося противостоять зверским преступлениям большевиков». Впрочем, наши предположения совершенно излишни. Культовый поэт-эмигрант Бальмонт отозвался тогда на это событие в своей манере:

И да запомнят все, в ком есть

Любовь к родимой, честь во взгляде,

Отмстили попранную честь

Бойцы Коверда и Конради.

Кое-кто из нынешних «защитников чести» сегодня предлагает станцию метро «Войковская» переименовать в «Ковердинскую». На всякий случай напомню читателю, что Конради «защитил попранную честь» убийством дипломата Вацлава Воровского несколькими годами раньше. Ну а прославлять убийц уже начали установкой в Сербии памятника Гавриле Принципу, выстрелы которого послужили поводом для начала Первой мировой войны.

Кстати, по топонимическим законам, безо всякой клеветы, наша станция, скорее всего потеряет свое историческое имя. Сплошная приватизация, обрушение заводов и фабрик, ликвидация детских садов и спортивных площадок, жалкая участь дворцов культуры и библиотек, «переориентирование» парков и скверов, исчезновение исторических памятников и изменение градостроительных традиций, смена политических ориентиров диктуют новые исходные данные для топонимического будущего наших городов, улиц, площадей…

Законы, ранее регулировавшие всю нашу жизнь, вырабатывавшиеся ранее с максимальным влиянием общественности (старшее поколение помнит реальное участие первичек КПСС, профсоюзов, ВЛКСМ), отданы на откуп временщикам. Глядишь, появится у нас улица «Октября 1993 года», станция метро «Приватизаторская», площадь «Рыночных отношений», Парк «Демократии», проспект «Либерального расстрела Белого Дома»… К тому же еще в метро совсем не освоена православная топонимика. Вон сколько сейчас этих храмов появилось! Только не хотелось бы, чтобы эти переименования сопровождались лживой клеветой на Великую историю Великого СССР, на героев нашей Родины. «Всякая неправда есть грех» [1Ин. 5.17], говорится в Библии. В ней же даются однозначные рекомендации: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» [Еф. 5.11]. «Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» [Ис. 35.8].

 

Александр Тимофеевич Ермошин

Нижний Новгород (с 1932 по 1990 год – город Горький)