Главная       Дисклуб     Наверх      

 

                    «КНУТ» ДЛЯ БИЗНЕСА

МЕХАНИЗМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

 

В предыдущих статьях («ЭФГ» №№ 38, 39) были изложены основные черты хозяйственного механизма, необходимые для доведения отношения инвестиций к ВВП страны до 60 процентов, ибо без этого не перевести Россию на магистраль формирования системы с отрицательной обратной связью. Там же упоминалась необходимость регулирования активности бизнеса по принципу «кнута» со стороны муниципалов.

На первый взгляд всё это утопии в условиях разразившегося фондового и финансового кризиса. На самом деле этот кризис отражает приближение стран с либерально-рыночной (то есть с самой абсурдной) экономикой, превратившихся в системы с положительной обратной связью, к точке невозврата. Всё, что сегодня делается руководством этих стран, отражает непонимание кибернетической сущности исторически сложившейся ситуации. Взятый на вооружение порочный курс М. Тэтчер и Р. Рейгана обусловил снижение уровня структурной организации мировой цивилизации и закрепление ее в состоянии системы с положительной обратной связью. Поэтому меры, предлагаемые руководством стран с либерально-рыночной экономикой, лишь несколько снижают долю альтернативных связей в системе, что позволит отсрочить время прохождения точки невозврата. Но эти меры не меняют кибернетической сущности этих стран и сохраняют их в состоянии систем с положительной обратной связью. Поэтому сегодняшняя ситуация через несколько лет повторится снова.

При этом «под шумок» разговоров о кризисе руководством стран «золотого миллиарда» протаскивается тезис о недопустимости протекционизма, чтобы иметь возможность решать свои проблемы за счет третьих стран, но борьба с протекционизмом, конечно, преподносится как благо для развивающихся стран.

Излагаемые в моих статьях подходы отражают фундаментальные связи в территориальных социо-эколого-экономических общностях людей, каковыми являются страны, их регионы и муниципалитеты, и ориентированы на вывод России на магистраль ее превращения в систему с отрицательной обратной связью. А это уже дело власти и гражданского общества в Российской Федерации – переводить страну на такую магистраль сейчас, имея «подушку безопасности», чтобы обеспечить к 2020 году относительно человечную среду проживания населения, или ждать очередного кризиса, когда подушки безопасности не будет, усиливая с каждым годом бесчеловечность среды проживания основной массы населения России и усугубляя все социально-экономические проблемы страны и лишая ее какой бы то ни было позитивной перспективы.

 Применительно к проблеме «кнута» для бизнеса разразившийся кризис лишь подчеркивает необходимость его скорейшего тотального формирования, ибо без реализации предлагаемого принципа «кнута и пряника» для перевода страны в систему с отрицательной обратной связью такие кризисы будут повторяться всё чаще и с всё большей разрушительной силой. С системами с положительной обратной связью шутки плохи – за всякое кибернетически-экономико-географически-градостроительно невежественное решение следует неумолимая расплата. Только расплачивается не тот, кто оказался невеждой, а основная масса населения. Поэтому в последующем изложении этот кризис и не рассматривается.

Важнейшим компонентом регулирования «поведения» бизнеса со стороны муниципалов является упоминавшийся в предыдущей статье перечень наиболее эффективных производств для каждого муниципалитета, которым государство обеспечивает режим наибольшего благоприятствия. Но одного такого перечня еще недостаточно. Он должен быть дополнен системой разовых платежей за прирост потребления: а) ресурсов межрайонного значения (топливо, металл, цемент и др.); б) услуг местной инфраструктуры; в) муниципальной территории (с учетом санитарно-защитных зон создаваемого предприятия и потребности в селитебных территориях для расселения привлекаемых на это предприятие мигрантов и с учетом будущего размера семьи через 25 лет). В основе этих платежей должны лежать упоминавшиеся в первой статье оценки экономико-географических и экономико-градостроительных затрат.

Кроме того, необходимо в каждом городе и поселке в кратчайшие сроки обеспечить разработку оценок замыкающих затрат за: а) появление в каждом городе одного грузового и одного легкового автомобиля с учетом габаритов, нагрузки на асфальт и окружающую среду, а также рисков ДТП; б) стоянку автомобиля во дворе и на обочине дорог для разных типов градостроительной ситуации и с учетом рисков ДТП; в) каждую дополнительную тонну твердых и прочих отходов; г) каждые 1000 куб. м потребленного кислорода; д) повышение плотности населения свыше 350 человек на 1 га жилых кварталов, с учетом ущерба от стрессов, возрастания эпидемиологических и криминологических рисков. И эти все индивидуальные оценки замыкающих затрат должны быть пересчитаны в интегральные оценки замыкающих затрат в расчете на 1000 кв. м вводимого жилья, на 1000 куб. м зданий под офисами, на 1 мигранта (с учетом будущего размера семьи через 25 лет), на 1 рабочее место (с учетом систем коммунального, транспортного и социального жизнеобеспечения) как в тех видах деятельности, которые сегодня привлекательны здесь для бизнеса, так и в тех видах, которые включаются в перечень наиболее эффективных производств.

И именно на этих оценках должны базироваться имеющиеся платежи за подключение к сетям – по электро-тепло-газо-водоснабжению, которые сегодня в привлекательных для жилищно-строительного бизнеса городах многократно занижены, а не завышены, как принято считать сегодня, исходя из здравого смысла. Для справки: здравый смысл – это использование собственного опыта и опыта предшествующих поколений для оправдания собственных интересов, в большинстве случаев низменных.

Во избежание недоразумений подчеркну, что цивилизационное предназначение платежей за прирост потребления ресурсов и услуг инфраструктуры – не пополнение бюджета, а регулирование пространственного поведения бизнеса и сокращение социальной базы коррупции. Эти платежи должны вырабатывать у бизнеса и местной власти рефлекс ужаса от одной мысли нарушить закономерности географического разделения труда, размещения производительных сил, развития городов и систем расселения. Поэтому указанные платежи и должны базироваться не на приросте индивидуальных затрат конкретных служб в соответствующем городе, как сегодня, а на оценках замыкающих затрат, призванных учитывать суммарные общегосударственные последствия от появления данного потребителя в данном месте, с учетом дефицитности ресурсов и всех рисков.

В рекомендуемых муниципалитетам производствах эти суммарные платежи для бизнеса будут минимальными (иначе эти производства не могут быть здесь эффективными), а в не рекомендуемых – ужасающими.

Но для этого необходимо узаконить обязательность использования указанных оценок замыкающих затрат бизнесом при выборе места приложения своего капитала и местными властями при отнесении тех или иных производств к наиболее эффективным для данной местности. Все эти платежи могут устанавливаться в действующих на отчетный год ценах.

По каждому платежу за ресурс с бизнеса должны быть введены самостоятельные расчетные счета. Это сделает прозрачным процесс появления новых рабочих мест в каждом городе и сделает бессмысленным давать взятки при отведении земельного участка и при подключении к сетям (прирост потребления ресурсов за год известен; платежи за единицу ресурса и сумма поступивших средств за прирост потребления каждого ресурса известны).

Не будет введен предлагаемый порядок (оценки, платежи, платежеоблагаемый размер, общегородские счета, куда поступают платежи каждого нового и расширяющегося субъекта рынка за прирост потребления каждого ресурса) – не будет прозрачности, а социальная база коррупции будет только нарастать.

Вторым «кнутом» для бизнеса должна стать процедура защиты назначаемых и изменяемых цен на производимые товары и услуги на основе соответствующей математической модели финансовых потоков на рассматриваемом предприятии, как это практикуется в ФРГ для электроэнергетики.

Третий «кнут» – это фиксированный по согласованию бизнеса и власти уровень комплексной переработки заготовляемого сырья в текущем году и к концу трехлетнего периода.

Четвертый «кнут» – обязательность наличия одной резервной технологической линии для оперативного внедрения новых технологий, без чего не успеть к 2020 г. учетверить производительность труда и снизить примерно на столько же суммарную ресурсоемкость местной, региональной и общероссийской экономики и

Пятый «кнут» – штрафные платежи предприятия за выпуск низкокачественной продукции по оценкам замыкающих затрат и за снижение соотношения цены и качества, особенно если оно привело к переключению потребителей этого предприятия на импорт.

Но «кнута» только для бизнеса недостаточно. Должен быть «кнут» и для мэров и губернаторов, чтобы они не злоупотребляли удобством положения «своей» управляемой территории. Поэтому для каждого города и агломерации должны устанавливаться квоты на предельно допустимое потребление воды и кислорода, на допустимую численность населения в абсолютных величинах.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в силу градостроительной необразованности российского общества мэры и губернаторы (с подачи своих советников и консультантов) воспринимают пополнение бюджета с нового рабочего места как сокращение дефицита бюджета. На самом деле всякое пополнение бюджета с нового рабочего места обязательно сопровождается ростом расходной части этого бюджета. И хорошо, если на 1 рубль пополнения бюджета расходы последнего нарастают на 0,5 рубля, тогда дефицит сокращается на 0,5 рубля. А если прирост расходной части бюджета составляет 3–5 рублей на каждый рубль его пополнения, как это имеет место практически во всех ныне привлекательных для бизнеса городах России, то зачем городу такое пополнение? – Только во имя коррупционных интересов.

Так как повышение расходной части бюджета города из-за чрезмерной концентрации рабочих мест ведет к росту суммарной ресурсоемкости российской экономики, то должен быть налажен учет возникающего при этом общесистемного ущерба для Российской Федерации. И этот ущерб должен компенсироваться отчислениями из доходов соответствующего муниципального и регионального бюджета в федеральный бюджет.

Поскольку общесистемный ущерб всегда намного больше прямого пополнения местного бюджета, то внедрение оценок этого ущерба ликвидирует все проявления муниципального и регионального эгоизма.

Кроме того, должны быть введены квоты на предельно допустимое потребление воды и кислорода в размере ежегодно возобновляемого запаса в городах и субъектах РФ с отчислением в вышестоящий бюджет доходов «ретивой» территории в размере наносимого общесистемного ущерба.

Могут возразить, что указанные ограничения приведут к бегству капитала из России. Но для того и разработаны рассмотренные в предыдущей статье элементы «пряника», при которых прибыль бизнеса в России будет наивысшей в мире, ибо ни одна другая страна не может создать такой пряник (у нее для этого недостаточна территория и нет возможности получать такой общесистемный эффект, какой достигается у нас в случае преодоления кибернетической, экономико-географической и градостроительной безграмотности российского общества).

Конечно, рассмотренные составляющие «пряника» и «кнута» для бизнеса не исчерпывают всех мер, необходимых для превращения России в систему с отрицательной обратной связью. К тому же они должны быть уточнены по отраслям и районам. Но они являются минимально необходимыми, чтобы превратить Российскую Федерацию в самую инвестиционно-привлекательную страну миру и в кратчайшие сроки «запустить» процесс ее перехода на магистраль формирования системы с отрицательной обратной связью. А это позволит нам сегодня пролететь над точкой невозврата, чтобы «завтра» обеспечить достойный уровень жизни основной массы россиян, а «послезавтра» – стать России одной из самых процветающих стран мира с человечной средой жизнедеятельности населения.

Естественно, что подобные задачи так просто не решаются. Они потребуют колоссального интеллектуального, нравственного и физического перенапряжения сил всего российского общества, ибо нельзя обеспечить достойный образ жизни в стране без единства целей, единства воли и единства действий. А такое единство нельзя достичь без тотального охвата всех сторон общественной жизни принципом «кнута и пряника». Обсуждение этих вопросов является тем стержнем, который позволит сплотить все слои нашего общества и решить стоящие перед страной грандиозные задачи, показывая пример остальному миру.

 

Анатолий Семенович Эпштейн,

вице-президент Международной академии инновационных социальных технологий