К 155-летию отмены крепостного права в России
«СЕЧЕНИЕ И УБИЙСТВО КРЕСТЬЯН В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ» Именно так назвал свою статью А.И. Герцен в мае 1861 года в своем журнале «Колокол», который он выпускал в Лондоне после эмиграции из России.
Правовое положение пермяцкого народа в начальный период пребывания его в Российском государстве определялось Уставной грамотой 1505 года московского великого князя Василия III, который военной силой отобрал престол у великого князя Перми Великой Матвея и сам стал великим князем этого государства. Пермь Великая к этому времени, после военной экспедиции Федора Пестрого в 1472 году, при Иване III, платила дань Московскому государству, но оставалась самостоятельным государством. Ввиду гибели во время пожара (или уничтожения) этой грамоты царем Руси Иваном IV в 1553 году была пожалована новая грамота, в сохранившемся тексте которой имеются подчистки и пробелы. Счет налогового обложения по этой грамоте велся по количеству луков (охота) и сох (земледелие). Уже в то время тиуны (название княжеского или боярского управляющего в Древнерусском государстве. – Прим. ред.) и доводчики старались брать больше – на прокорм себе и родни. Пермь Великая была превращена в вотчину царя и являлась, по современному определению, "субъектом федерации земель". Указами Петра I и Екатерины II "Пермская земля" была преобразована в Пермскую губернию, охватывающую и Западный Урал (Прикамье), и Зауралье, до Тобольской губернии. Еще Иваном Грозным в 1557 году (после завоевания Казани) земли по Каме на сто верст от берега (по рекам Иньва, Обва, Чусовая, Косьва и Лысьва) были отданы в аренду на 20 лет бывшим татарским мурзам Строгановым (рыжеволосым), с условием развития солеварения и защиты от набегов сибирских вогуличей и татар. В 1577 году они были возвращены в казну, но потом снова отданы им в посессионное пользование (аренда). Владение не было крепостным, так как Строгановы не были помещиками, и только Петр I за их заслуги: поставки денег, пушек и припасов в войне со Швецией – возвел одного из них в ранг барона (позднее они получили и титул графа) и отдал живших на их землях пермяков в крепостничество. Остальная масса пермяцкого населения, проживавшая вне их владений, осталась свободной (государственные крестьяне), за исключением пермяков-вотяков бассейнов Чепцы и Вотки с Сивой, отданных в 1558 году Иваном Грозным, в свою очередь, каринским мурзам. Крепостное право было отменено 19 февраля 1861 года, однако служащие Строгановых пытались скрыть его отмену, что привело к восстанию пермяков, длившемуся почти два года. Тяжелые условия жизни неоднократно вызывали крестьянские волнения. Часто они совпадали с крестьянскими восстаниями в России (Степан Разин, Емельян Пугачев и другие). Но вспыхивали и местные волнения крестьян, как, например, отказ крестьян Чердынского уезда в ХVIII веке повиноваться царскому указу о приписке к заводам и невыход на работу в течение четырех лет. Второе волнение среди крестьян, приписанных к походяшихинским заводам, произошло в 1767 году, за четыре года до проезда по этим местам академика РАН И.И. Лепихина, описавшего жизнь тех самых походяшихинских крестьян. В марте 1861 года, после объявления царского Манифеста об отмене крепостного права, вспыхнуло восстание крестьян Егвы (Йогвы), Верх-Иньвы (раньше писали Иньва – Йыв), Кудымкара (точнее, «Кудим-кар», от Куд-им или «земля (им) Куда» и кар – «центр», городище). Хотя оно было жестоко подавлено войсками (расстрел в Егве), волнения продолжались еще около двух лет. Об этих событиях журнал А.И. Герцена «Колокол» 22 мая 1862 года и напечатал статью «Сечение и убийство крестьян в Пермской губернии». Бунты против высоких налогов, обложения и принятия уставных грамот происходили в 1862 и в 1868 годах. Влились в единый поток революционного движения пролетариата и крестьянства России 1905–1907 годов и выступления пермяцких крестьян. Вместе с другими народами царской России, добивавшихся своего освобождения из этой «тюрьмы народов», пермяки боролись за свою свободу и лучшую долю в дни Февральской буржуазно-демократической революции и Великой Октябрьской социалистической революции. Вместе с другими угнетаемыми «инородцами» защищали завоевания Октября во время гражданской войны с русскими шовинистами из правящего класса, изгнав последних за пределы многонациональной страны. Но не только выступлениями и волнениями в защиту своих нарушенных прав и против тяжелых условий жизни известны сыны и дочери пермяцкого народа. Многие лучшие его представители из числа интеллигенции сеяли «разумное и вечное» в умах и сердцах молодого поколения. И многие их ученики, вступив на путь борьбы с существовавшим режимом, участвовали в революционных событиях, в гражданской войне и в борьбе с пермскими шовинистами за создание национальной автономии. Несмотря на отмену крепостного права, в Пермяцком крае всё так же правили русские чиновники царской администрации и господствовали в основном русские же служащие графских контор Строгановых, Шуваловых, Львовых, Всеволожских и других помещиков и владельцев заводов и соляных приисков. Вольготно жили только торговцы, прасолы и кулаки из числа обрусевших "инородцев". Пермяцкий язык был запрещен к употреблению в "присутственных местах", "дикий пермяк" или "дикарь" – привычные эпитеты для пермяков. Школ было мало, в основном церковно-приходские, под властью духовенства. Аналогичная картина наблюдалась во всей Российской империи до 1917 года, на территории которой проживало 145 наций и национальных меньшинств, составлявших 57 процентов населения страны. Справедливое решение национального вопроса всегда волновало умы передовых людей на протяжении нескольких столетий. Волновало оно и членов РСДРП(б), которые уже на втором съезде партии в 1903 году закрепили положение о праве наций и национальностей на самоопределение (пункт 9 Программы партии). Национальный вопрос обсуждался и в октябре 1913 года на совещании ЦК РСДРП(б) с партийными работниками, проходившем в деревне Поронино, недалеко от Кракова (Польша). Совещание приняло резолюцию о необходимости широкой областной автономии для национальных меньшинств и демократического местного самоуправления. Однако понятие "областная автономия" по-разному воспринималось большевиками, с одной стороны, и эсерами, бундовцами и различными мелкобуржуазными националистическими организациями – с другой. Если первые были сторонниками "территориальной автономии", то их противниками навязывалась теория "культурно-национальной автономии", например Коми-Пермяцкий округ в составе Пермского края в наши дни. В начале XX века по всей России происходит рост недовольства царским самодержавием, разразившегося в Первую революцию. Бурные события 1905 года происходили и в Пермяцком крае, население которого приняло активное участие в борьбе с угнетателями. Активно проявили себя пермяки, служившие в Волынском полку (более 60 процентов личного состава) Петроградского гарнизона, и в событиях февраля, когда было свергнуто царское самодержавие. Активно участвовали они и во время штурма Зимнего дворца в октябре 1917 года. Октябрьский переворот 1917 года в Петрограде стал началом Пролетарской революции. Именно "пролетарской", а не "Великой Октябрьской социалистической", как её стали именовать десятилетиями позднее, после смерти И.В. Сталина. Практическая реализация принятых государством рабочих и крестьян законов об автономии и самоуправлении народностей и национальных меньшинств весной 1918 года была прервана контрреволюционными действиями бывших эксплуататорских классов, развязавших гражданскую войну, а также иностранной военной интервенцией армий капиталистических стран. Российская Советская Республика приступила к образованию областных национальных автономий башкир, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и других народностей только после окончания гражданской войны, завершившейся разгромом армии генерала Врангеля в ноябре 1920 года, в котором большую роль сыграла 51-я дивизия пермяков под командованием В.К. Блюхера. Многострадальный пермяцкий народ, составляющий европейский тип населения Прикамья (белокурые и голубоглазые, а также русоволосые с голубыми глазами и рыжими бородами, как и саксы Германии и Англии; интересно, что именно такой тип людей составляют и старообрядцы на реке Вишера в Прикамье и на Алтае), веками испытывавший противозаконные действия со стороны Перми, тоже стал добиваться своей автономии. Пермь расположена на азиатской (до середины XVIII века) части левого берега Камы, населенной в основном татаро-башкирским населением, обрусевшие представители которого и осуществляют властные полномочия в регионе уже на протяжении пяти веков. Именно их поведение и привело пермяков к активному участию в революционных событиях 1905 и 1917 годов, а также к участию в гражданской войне 1918–1920 годов на стороне большевиков, программа которых, как было отмечено выше, предусматривала "территориальную автономию", в отличие от эсерской "национально-культурной автономии". Желание пермяков выйти из состава Пермской губернии и создать свою автономию вылилось в трагическую эпопею 20-х годов, завершившуюся в итоге фабрикацией уголовного дела и репрессиями осенью 1937 года против активных борцов за право новой жизни. Под репрессии попали в основном те самые пермяки, в составе 21-й Особой бригады громившие дивизии Колчака в Прикамье, а затем, уже в составе 51-й дивизии В.К. Блюхера, – в Сибири (переброшенные в Таврию, они остановили и разгромили дивизии Врангеля под Каховкой, штурмовали Перекоп и Юшуньские укрепления в Крыму, переходили Сиваш (их 451-й полк)). Около сотни их были расстреляны, а несколько сотен сосланы в лагеря ГУЛАГа. Да и образованный ими в феврале 1925 года Пермяцкий национальный округ (в апреле того же года назван Коми-Пермяцким, из-за желания пермяков объединиться с коми-зырянами в единую «Коми республику») так и остался бесправным административным образованием, в котором командовали в основном русские шовинисты, ранее в течение пяти лет активно сопротивлявшиеся образованию их национального округа. Трагическая борьба пермяков за свою автономию, о которой свидетельствуют сохранившиеся исторические документы, завершилась тем, что сотни тысяч пермяков, проживавших к 1925 году в Кировской (северная и восточная части) и Пермской (за исключением части левобережья Камы) областях, в северной (бассейн Чепцы) и восточной (бассейн Сивы с Воткой) частях Республики Удмуртии, в южной и восточной частях Республики Коми, остались за пределами образованного национального округа и за десятилетия советской власти утратили свою национальную принадлежность к пермяцкому народу. А ведь если бы не противодействие властей бывших губерний, на карте России существовал бы иной субъект федерации – "Пермяцкая автономная область (республика)". Образованный Коми-Пермяцкий национальный округ так и остался бесправным административным образованием, всё советское время являвшийся сырьевым придатком Пермской области и разоренным ею дотла, о чем её руководство открыто признало осенью 1990 года. Получив статус субъекта Российской Федерации, «коми-пермяки» попытались строить новую жизнь и десять лет жили независимо от Перми. Однако пермские чиновники, добившись объединения двух субъектов Прикамья, вновь лишили пермяцкий народ возможности управлять своей малой родиной. Автономия вновь стала сырьевым придатком уже нового Пермского края, а жизнь коми-пермяков как будто вернулась во времена царского самодержавия (до революции 1917 года). В заключение статьи необходимо сказать, что вооруженная борьба пермяков, вспыхнувшая в марте 1861 года после расстрела пермяков в селе Егва, длилась около двух лет. Восстание было прекращено только из-за того, что власти губернии и царской России разместили в селах и деревнях Пермяцкого края сотни казаков и солдат, которых местное население, и так жившее впроголодь, вынуждено было кормить и содержать. Это для нищего населения было тяжелой обузой и привело к повальному голоду.
Александр Иванович ЧЕТИН, историк-исследователь
Пермь |