Театр без сцены
В 1966 году в Москве прославленным балетмейстером Игорем Моисеевым был создан танцевальный ансамбль, на базе которого в 1974 году коллеги Моисеева – Н. Касаткина и В. Василёв основали театр классического балета, позиционирующий себя как большой передвижной театр. Экономическая составляющая хозяйственной деятельности учреждения находилась в ведении государства. Коллектив активно гастролировал по всему Советскому Союзу, а также выезжал за рубеж. Гастрольный тур состоял из концертов, число которых варьировалось от 92 до 120. Вплоть до начала 90-х годов театр являлся экономически рентабельным учреждением, а уровень творческого потенциала был настолько высок, что не уступал мировым балетным державам. Владимир Малахов, удостоенный почетного звания «Танцовщик столетия», а ныне возглавляющий три музыкальных театра Евразийского континента, долгие годы выступал в составе труппы театра под управлением Н. Касаткиной и В. Василёва. Перестройка в стране, распад Советского Союза и последующий раздел имущества пагубно отразились на деятельности театра в целом. Во-первых, театр был лишен всех производственных площадей, в частности репетиционных залов и необходимых средств к существованию. (Особо следует подчеркнуть, что до настоящего времени это единственный театр классического балета в ведении Министерства культуры РФ, который не наделен федеральным имуществом.) Во-вторых, руководству пришлось столкнуться с экономической миграцией танцовщиков за рубеж. Как известно, существуют две ведущие модели поддержки в области культуры. Это американская модель, при которой меценатам предоставляются некоторые льготы, и европейская, где основным источником финансирования является меценатство, а государство выступает в качестве дополнительного источника. Россия на сегодняшний день придерживается своеобразной тактики, частично напоминающей обе эти модели. Наиболее остро в последние годы встает вопрос о принадлежности целого ряда памятников архитектуры, расположенных в столичном регионе, к федеральному или московскому ведомству. Так, Театр классического балета, обладающий статусом федерального бюджетного учреждения, не раз подвергался гонениям с арендуемых им площадей, которые в какой-то момент времени признавались объектами Москвы. В 2007 году «по распоряжению сверху» охрана служебных помещений не пропустила сотрудников театра на их рабочие места. Дело имело громкий резонанс с привлечением выездной комиссии, публичным обращением в Министерство культуры и прочие ведомства, тем не менее театр был буквально «выкинут на улицу». Вынужденно сменив еще несколько адресов, в 2010 году коллектив арендовал помещение в доме на ул. Скаковой, приспособив ангар под репетиционные залы. С этого же года форма выдачи средств из федерального бюджета на аренду театральных площадей несколько изменилась. Если раньше существовала отдельная графа и определенный арендный лимит, то теперь деньги на нужды театра выделялись единой суммой. Распределение средств в пределах данной суммы стало осуществляться руководством по собственному усмотрению. За время существования программы «единой суммы» в театральных кругах сложились два прямо противоположных мнения. Одни признают, что арендный лимит – это весьма малая сумма, однако она была адекватна расценкам на съем помещений, находящихся в федеральном ведении. Другие отстаивают нововведение, мотивируя это тем, что появилась возможность эффективного перераспределения бюджетных средств. Театр классического балета по большей части придерживается второго мнения. Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться театру, – это процесс подачи документов, необходимых для представления к государственным наградам и почетным званиям Российской Федерации, а именно для присвоения звания народного или заслуженного артиста РФ танцовщикам труппы. Согласно положению от 22 декабря 2010 года (имеются более ранние редакции), помимо прочего, учреждение, выдвигающее кандидатуру, обязано предоставить следующие бумаги: - справку о своевременности выплаты работникам представляющей организации заработной платы за подписью главного бухгалтера; - справку налоговой инспекции об уплате представляющей организацией налогов в федеральный бюджет; - справку о финансово-экономическом состоянии хозяйствующего субъекта, динамике его основных финансово-экономических показателей за трехлетний период и др. Если выплату заработной платы своим работникам Театр классического балета осуществляет исправно, то на уплату налогов в полном объеме у учреждения не было средств практически никогда. А это означает, что целая плеяда талантливых, признанных артистов труппы лишена возможности получения почетного звания. Данное обстоятельство играет немаловажную роль в решении танцовщиков о переходе в другие труппы. Также следует отметить, что заработная плата артиста Театра классического балета на сегодняшний день составляет 16500 рублей в месяц, притом что средняя заработная плата по Москве оценивается в 42000 рублей. Согласно Положению об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов (в редакции от 2011 г.) Министерством культуры установлены количественные нормы проведенных представлений. Неоднократно в адрес Театра классического балета поступали претензии о несоблюдении данных норм. Однако, по словам директора театра Ивана Василёва, претензии являются необоснованными, так как не учитывают специфики театра, а именно наличия только балетной труппы (отсутствия оперной) и малого количества артистов труппы, вследствие чего танцовщик вынужден за один спектакль совмещать сольные партии и партии кордебалета – такая физическая нагрузка предполагает более длительный отдых. Кроме того, Министерство культуры не учитывает ряд спектаклей, показанных театром за рубежом, считая их «некачественной подработкой». В Москве для показов своих спектаклей Театр классического балета арендует залы стационарных театров: Новая опера, Кремлевский Дворец, Дворец на Яузе и др. В качестве примера можно привести расценки на аренду Кремлевской сцены – это 200 млн рублей за один день аренды. Отдельно оплачивается оркестр, поэтому Театру довольно часто приходится обходиться фонограммой. Погрузка и транспортировка декораций, реклама, услуги по тиражированию и распространению билетов также требуют немалых затрат. В том случае, если билеты на свой спектакль Театр классического балета распространяет самостоятельно, он освобождается от налога на добавленную стоимость. Если билеты распространяет театр-арендодатель, то, во-первых, аннулируется освобождение от НДС, во-вторых, театром-арендодателем взимается процент с продаж. В 2012–2013 гг. состоялся ряд судебных заседаний в Высшем Арбитражном Суде с участием правительства Москвы и Федерального бюджетного учреждения «Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва» по вопросу принадлежности дома на Скаковой, где театр арендует производственные площади, федеральному или московскому ведомству. В марте 2013 года театр проиграл дело, что привело к многократно возросшей арендной плате и необходимости срочного погашения задолженности по аренде. Вероятнее всего, Театр классического балета будет вынужден покинуть и это помещение ввиду того, что не располагает требуемыми денежными средствами...
Елена Петровна ЧАПЛЕНКО
|