Культурные ценности Земли серебра
В фольклоре существует такое изречение: «Если бы Создатель захотел жить на Земле, он поселился бы в Аргентине». И действительно, природа этой страны уникальна. Именно в Аргентине находится низшая точка мира – Салинас Чикас, она расположена на глубине 40 километров ниже уровня моря. Самый крупный в мире водопад Игуасу и самый высокий, семикилометровый, потухший вулкан Аконкагуа также находятся на ее территории. Когда речь заходит о достопримечательностях Аргентины, то принято говорить: «культурные ценности Земли серебра». Именно так европейцы окрестили эту страну еще несколько веков назад, якобы из-за обилия серебряных украшений, замеченных у аборигенов. 2015 год объявлен перекрестным Годом культуры России и Аргентины. Событие приурочено к 130-летию дипломатических отношений двух государств. Уже сейчас тщательно прорабатываются планы совместных мероприятий, которые должны охватить практически все сферы культуры. В частности, особо запоминающимся обещает быть февраль – карнавальный месяц в Аргентине. В 2015 году национальный праздник планируется провести с вкраплением русских народных обычаев. Например, с 16 по 22 февраля, когда в России будет масленичная неделя, в Аргентине станут печь блины, а в карнавальных шествиях примет участие ряженая Весна. Главное шествие обычно проходит по самой длинной улице не только в Аргентине, но и во всем мире. Улица Нивадья расположена в центральной части Бувсеэнос-Айреса и насчитывает порядка двадцати тысяч домов. Не менее пышный карнавал устраивают и на пешеходном мосту Puente de la Mujer – самой интересной архитектурной достопримечательности столицы. Мост был открыт 20 декабря 2001 года в деловом квартале Puerto Madero. По замыслу архитектора Сантьяго Калатрава, «силуэт моста символизирует пару, танцующую танго». Когда по реке идет корабль, центральная часть моста «делает шаг» и разворачивается под прямым углом, тем самым пропуская судно. Желающим ознакомиться с культурой Аргентины следует в первую очередь обратить внимание на те объекты и события, которыми гордятся сами аргентинцы. Особое место в истории этой страны занимает памятник Христу-Искупителю, воздвигнутый 13 марта 1904 года на границе Аргентины и Чили. Памятник был установлен как символ мирного урегулирования территориального конфликта. Автор семиметровой статуи – уроженец Буэнос-Айреса скульптор Матео Алонсо. Следует отметить, что, помимо нескольких тысяч мирных аргентинцев и чилийцев, на открытие памятника прибыли армии обеих стран. Солдатам было поручено произвести торжественный залп. На одной из памятных досок, открытой в 1937 году, выбита следующая фраза: «Скорее разрушатся эти горы, чем аргентинцы и чилийцы нарушат мир, которому присягнули у ног Христа-Искупителя». Центром классической музыки Южной Америки принято называть оперный театр «Колон» в Буэнос-Айресе. За время своего существования (с 1856 года) театр имел две сцены. В разные годы в «Колон» выступали звезды мировой оперы: Энрико Карузо, Лучано Паваротти, Федор Шаляпин и многие другие. Считается, что театр назван в честь великого первооткрывателя Христофора Колумба. Согласно проекту архитектора Жюля (Хулио) Дормаля, кресла в партере «Колон» располагались несколько асимметрично и на большом расстоянии друг от друга. Европейские архитекторы ошибочно полагали, что это было сделано для свободного размещения кофейных столиков. Однако Дормаль пояснил: ему «пришлось прибегнуть к неоклассическому решению, чтобы дамы в пышных вечерних платьях могли не беспокоиться за свой туалет». Еще одно новшество, принадлежащее Дормалю, – это стоячие места «для приличных». К «приличным» относились небогатые люди «достойных профессий» (репетиторы, доктора) и студенты высших курсов. Для них архитектор спроектировал удобные бордюры и вентиляторы воздуха. Многие в шутку отмечали, что «Дормаль им дал всё, кроме кресел». В настоящее время «Колон» входит в пятерку крупнейших театров мира, а его акустику признают эталоном оперных подмостков. Аргентина насчитывает несколько десятков музеев изобразительных искусств. Наиболее популярными из них являются музеи Sivaram (Буэнос-Айрес), Caraffa и Evita (Кордова). Sivaram был основан в 1938 году, и первые его коллекции состояли из произведений аргентинских художников, работавших в стиле авангард. На сегодняшний день в музее представлены картины различных стилей, авторами которых являются не только аргентинские, но и зарубежные мастера. Музей изобразительных искусств Caraffa, возведенный в 1916 году, среди прочих работ, имеет в своих запасниках произведения всемирно известных художников Франсиско Гойи и Пабло Пикассо. И наконец, музей Evita, расположенный в старинном дворце Феррейра (построен между 1912 и 1916 годами), – это самый масштабный архитектурный ансамбль в своем роде. В него входят 12 выставочных залов, сад монументальных скульптур, тематическая библиотека, а также концертный и зрительный залы. О музее виноградарства и виноделия (г. Кафаяте, провинция Сальта), открытом в 1982 году, аргентинцы говорят следующее: «Это место, которое передает ароматы, цвета и ощущения, связанные с нашей культурой, историей и производством вина». Музей расположился в стенах старинной винодельни, при этом интерьер помещений остался таким же, как он был в XIX веке. В залах музея можно ознакомиться с уникальными приспособлениями для изготовления и хранения вина, станком для оттиска «знак качества», специальными ложечками и рюмочками, которыми пользовались при дегустации. С 2011 года посетители также могут увидеть оборудование инновационных технологий в виноделии. Следует отметить, что провинция Сальта, где расположен музей виноградарства и виноделия, является регионом, производящим единственный оригинальный сорт винограда Аргентины Torrontes. В январе 2011 года в Буэнос-Айресе был открыт первый и единственный во всей Латинской Америке музей «Битлз». Его владелец – один из богатейших коллекционеров Аргентины Родольфо Васкес. Экспозиция музея представлена более чем восемью тысячами экспонатов, две из которых – это вещи, некогда принадлежащие самим музыкантам. По словам Васкеса, экспозиция будет постоянно обновляться, чтобы посетители каждый раз находили для себя что-то новое и интересное. Собрание артефактов о группе «Битлз», принадлежащее коллекционеру, занесено в Книгу рекордов Гиннесса как «самая большая частная коллекция в своем роде». На торжественном открытии музея Васкес сказал, что «настоящим коллекционером он стал в 1981 году, когда ему удалось приобрести очень ценный экспонат – автограф Джона Леннона». Приобретение обошлось в три тысячи американских долларов. Среди прочего, в коллекции представлены свидетельства о рождении музыкантов, финансовые чеки за подписями Джорджа Харрисона и Ринго Старра, личные письма. В непосредственной близости от музея расположился театральный зал имени Джона Леннона, также принадлежащий Родольфо Васкесу. В нынешнем сезоне на его сцене идет пьеса-иллюзия «Бриллианты в раю», написанная коллекционером и повествующая о «встрече Леннона и Харрисона на небесах». Васкес также стал учредителем Ежегодного латиноамериканского конкурса молодых исполнителей песен «Битлз». Главный приз конкурса – сольное выступление в Ливерпуле, в джаз-клубе «The Cavern», откуда начинала свой творческий путь легендарная группа. Первое, с чем ассоциируется аргентинская культура у европейцев, – это танго. На протяжении более чем ста лет законодателем в мире танго является Буэнос-Айрес, а символом танго – бандонеон, музыкальный инструмент (разновидность гармоники), благодаря которому танец обрел «пронзительно-щемящее звучание». Изначально танго исполняли только мужчины, тем самым они привлекали внимание дам. Ввиду того, что в Аргентине мужчин всегда было больше, чем женщин, общественность предложила им устраивать довольно необычные танцевальные соревнования. Победителем становился тот танцовщик, который «в ходе танго большее количество раз наступил на ноги своим конкурентам». В настоящее время, когда танец танго стал парным, он по-прежнему остается особенным, с правилами, не свойственными ни одному другому танцу. В момент исполнения танго запрещено улыбаться, недопустимо смотреть партнеру в глаза, а словесное приглашение на этот танец расценивается не иначе, как оскорбление. 30 сентября 2009 года танго объявили «нематериальным культурным наследием ассоциации ЮНЕСКО». Международный день танго празднуется 11 декабря, в день рождения его «короля» Карлоса Гарделя. В 1917 году, после исполнения песни «Mi noche triste», Гарделя признали первым официальным исполнителем танго. До этого времени музыка танго никогда не сопровождалась ни песенными стихами, ни любыми другими словами. В 20-е годы Гардель покорил «новым танго» Европу, а спустя несколько лет – и Северную Америку. Еще при жизни (1890–1935) Карлос Гардель был удостоен почетного звания «национальное достояние Аргентины». Сегодня самым значимым местом для поклонников танго является музей Карлоса Гарделя в Буэнос-Айресе. Круглый год здесь проводятся песенные конкурсы, танцевальные соревнования, экскурсии и лекции по истории танго. В музее также представлена экспозиция из личных вещей и профессионального реквизита маэстро.
Елена Петровна ЧАПЛЕНКО |