Главная       Дисклуб     Наверх     Все статьи автора

 

И ТОГДА ПОЗВАЛИ ШТРЕЙКБРЕХЕРОВ

Как капитал расправляется с помощью профсоюзов с забастовщиками

 

Минус прибавки

Собственным тощим кошельком ощущая несправедливость, когда постоянно растущая стоимость цемента, обеспечивая устойчивую прибыль хозяевам предприятия, никак не отражается на благосостоянии рабочих, трудящиеся «Михайловцемента» потребовали трёхкратного увеличения заработной платы. Именно во столько раз, по их подсчётам, за последние 3 года возросла цена на производимую ими продукцию и на столько же подскочили цены на товары первой необходимости и коммунальные платежи. Прибыль же предприятия, к примеру, за 2003–2004 годы увеличилась более чем в 6 раз. А зарплата лишь встраивалась в новую, постоянно меняющуюся схему начисления. Сначала тарифная ставка подкреплялась 60-процентной так называемой стимулирующей надбавкой, не зависящей от выполнения плана. Но с 2005 г. руководство завода пошло по пути поэтапного увеличения тарифной ставки и одновременного сокращения стимулирующей премии. При этом если тариф вырастал процентов на десять, то премиальная часть тут же съёживалась на двадцать. 

– Ещё одно такое «увеличение», – горько усмехались рабочие, – и зубы положим на полку.

К 2007 году стимулирующая премия упала до нуля. Остались надбавки за вредность, за сверхурочные и ночные работы, премия за перевыполнение плана. По голому тарифу рабочий четвёртого разряда на руки получил бы не больше пяти с половиной тысяч, а с накрутками выходит семь с половиной – восемь. Кто не знает, что такое цемзавод, скажет: «Для села неплохо. Провизия вся своя – на огороде да на подворье». Но переработка на пике человеческих возможностей, когда количество отработанных за месяц часов достигает порой аж 280 при норме 184, сил для домашних дел уже не оставляет. А на пенсию люди и вовсе уходят инвалидами: у одного позвоночник изуродован тяжестями (грузчик за смену 50 тонн цемента на своих плечах перетаскивает), у другого лёгкие забиты цементной пылью, нередко врачи ставят диагноз «рак лёгких». Но доказать, что получил профзаболевание, практически невозможно. Это и есть современное капиталистическое производство: при минимуме затрат снять максимум прибыли. 

– Года два с лишним назад, – рассказывает председатель забастовочного комитета Виталий Рунов, – обрушилась крыша в помольном цехе, завалив кран. Хорошо, что авария пришлась на пересменку и никто из людей не погиб.

Изношенное за десятки лет оборудование, как и люди, работает на пределе. Но чем тяжелее труд, тем сильнее обнажается паразитирующая суть капитала. В декабре сырьевой цех и цех помола не получили премию. Людям объяснили, что ремонтное управление из-за высокой переработки поглотило весь фонд заработной платы, а на вас, дескать, не хватило. Ремонтники, возмущённые такими упрёками и тем, что администрация пытается столкнуть их лбами с их же товарищами, отказались работать в выходные дни. 

Были и другие поцеховые протестные акции, предвестники будущей общезаводской стачки. В прошлом году на сутки встал механический цех. Представители холдинга, чтобы охолодить бунтовщиков, пообещали увеличить зарплату, но, как водится, о своём обещании сразу же и забыли. Между тем в умах рабочих цемзавода зрела уверенность в необходимости стихию своего протеста аккумулировать в организованной борьбе.

 

В профкоме не шуметь

Был создан стачечный комитет, выработаны требования к администрации завода. Обратились было за юридической помощью в профком. Но бездеятельность его председателя М.И. Крестининой заставила искать поддержку в областном объединении организаций профсоюзов, юристы которого и взяли на себя всё правовое сопровождение коллективного трудового спора со стороны работников. Члены заводской профсоюзной организации – а это три четверти коллектива – дважды пытались инициировать созыв профсоюзной конференции для переизбрания профкома. Но всякий раз у заводских профбоссов находился повод, чтобы не допустить своего низвержения: дескать, мотивов для переизбрания профкома недостаточно. 

– Однако это прерогатива конференции – решать, есть мотив или нет, – утверждает заместитель заведующего правовым отделом Рязанского областного профобъединения Маргарита Баранцева.

21 мая состоялась часовая предупредительная забастовка, в которой приняли участие около семисот работников. Последовавшее 30-процентное повышение заработной платы не удовлетворило рабочих. И хотя в ходе переговоров они значительно смягчили свои условия для «заключения мира», требуя увеличения зарплаты уже всего лишь на 50 процентов с 1 мая и поэтапного повышения её до конца 2007 года ещё на 16 процентов, тем не менее, руководство холдинга, чтобы не создавать прецедента, делиться с рабочими своими доходами не спешило. Но предусмотрительно, не дожидаясь начала цепной реакции в забастовочном движении, повысило зарплату на некоторых других предприятиях холдинга. А когда на конференции трудового коллектива заводчане приняли решение начать с 26 июня бессрочную забастовку, работодатель срочно предпринял, что называется, упредительные меры, издав приказ о временной приостановке работы завода в связи с изношенностью оборудования и конструкций. Так что, придя в назначенный день к проходной, рабочие вынуждены были через час забастовку прервать. 

Застыли заводские агрегаты, но административные жернова работали бесперебойно, перемалывая трудовую солидарность уговорами и угрозами. Несмотря на то, что состоявшийся в июне суд по иску ОАО «Михайловцемент» к органу, возглавившему забастовку, признал легитимность лиц, вошедших в примирительную комиссию со стороны работников, заводоуправление не пожелало вести переговоры с полпредами трудового коллектива, наглухо закрыв ворота перед членами стачкома. Только когда удалось выжать из людей необходимое количество подписей для передачи полномочий избранного забастовочного комитета профкому, члены которого, войдя во вновь созданную примирительную комиссию, живо подмахнули все условия работодателя, рабочие лидеры были допущены на предприятие. Но уже для ознакомления с приказом о сокращении. Среди них – все члены стачкома: транспортёрщик Ольга Никитина, признававшаяся лучшей по профессии на заводе и обслуживающая в дробильном цехе самый большой транспортёр; токарь шестого разряда Сергей Ситкин из механического цеха; единственный в смене сырьевого цеха электрик Сергей Кондрашкин; слесари-ремонтники пятого и шестого разрядов Сергей Накапкин и Виталий Рунов и многие другие, кто активно принимал участие в забастовке. Таков итог «миротворческой» деятельности профкома. Заводоуправление известило работников, что сокращается и ряд вспомогательных цехов, а их функции передаются подрядным организациям. 

Странная на первый взгляд сложилась диспозиция. По одну сторону – восставший коллектив завода, поддержанный областным профобъединением, по другую – работодатель под руку с отраслевым профсоюзом. Председатель областного профобъединения Леонид Фролов объясняет такую двойственность иерархической своеобразностью ФНПР, где региональные отраслевые профсоюзы подчинены федеральному центру, территориальное же профобъединение, по его словам, выполняет лишь координирующую функцию. Председатель обкома профсоюза строителей Виктор Панфилов вообще с такой постановкой проблемы не согласен. У него своя оценка роли отраслевого профсоюза в разрешении этого трудового спора: мол, необходимо было как можно быстрее уладить конфликт, чтобы люди имели возможность работать и получать зарплату, и профком это сделал. Вопрос лишь в том, какой ценой.

Но если вспомнить первомайскую демонстрацию в Рязани, когда только единичные профсоюзные организации пришли на коммунистический митинг, чтобы вместе с участниками левопатриотического движения заявить о своей готовности защищать социальное равенство и права трудящихся, а полчища профсоюзных знамён угодливо трепыхались возле «единороссовских» штандартов, мобилизованных на службу крупному капиталу, всё станет ясно.

 

Помочь рабочим организоваться

«Социальная сила рабочих заключается только в их численности. Но сила численного превосходства уничтожается их разобщённостью», – писал Карл Маркс. Вместе с тем он отмечал, что «объединение рабочих является первой предпосылкой их победы». Взятый на вооружение руководством холдинга принцип «разделяй и властвуй» и на этот раз сработал безотказно. Но чем твёрже будет пролетарская солидарность, чем активнее включатся в эту борьбу коммунисты, тем меньше у буржуазии останется шансов сломить рабочую волю. 

Работниками ОАО «Михайловцемент» направлены заявления в прокуратуру и Государственную инспекцию труда Рязанской области по поводу незаконного сокращения. Первый секретарь обкома КПРФ, лидер фракции КПРФ в облдуме Владимир Федоткин обратился с письмом к президенту холдинга «Евроцемент групп» Михаилу Скороходу, где выражает озабоченность сложившейся на «Михайловцементе» конфликтной ситуацией, а затем встретился с рабочими и руководством предприятия. Однако потенциал внутреннего пролетарского протеста, который не раз позволял михайловцам организоваться, уже иссяк. Безразличие власти, начиная с депутатов всех уровней и кончая исполнительными органами, надломило в людях волю к борьбе.

Примечательна позиция рязанского губернатора-единоросса Георгия Шпака, у которого рабочие просили помощи и поддержки. В самый разгар конфликта, когда руководство «Михайловцемента», взяв тайм-аут в поединке с рабочими, закрыло предприятие, губернатор посетил райцентр Михайлов, с удовольствием осмотрев местные достопримечательности. Но в посёлок Октябрьский, где остановилось единственное предприятие, на котором трудится почти всё здешнее население, чиновник так и не заглянул. Почему не заглянул, заводчанам теперь понятно: потому что губернатор нынче – олицетворение не столько народной власти, сколько власти капитала. 

А на «Михайловцементе» ситуация далека от штилевой. Люди поняли, что их, по-русски говоря, объегорили. Некоторые из тех, кто поставил свою подпись доверия профкому, тоже оказались в списке подлежащих сокращению. 

Проблема мобилизации рабочих на защиту собственных интересов была в центре прошедшего в июле съезда представителей трудовых коллективов, где Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов сказал, что «помочь рабочим стать «классом для себя» современные российские коммунисты могут, только внося социалистическое сознание активной пропагандистской работой, примером действий коммунистов в профсоюзах». При этом Геннадий Андреевич подчеркнул: «К сожалению, мы не всегда находим общий язык с этой возбужденной и радикализованной массой. Опаздываем подключаться к её выступлениям. Не можем убедительно говорить на её языке. А то и, прямо скажем, слишком пассивны для неё. Здесь нам тоже предстоит многому учиться и работать».

 

Татьяна Александровна БЛАГОВА

пос. ОКТЯБРЬСКИЙ

РЯЗАНСКАЯ обл.