О НеобхоДИмости Чингизидов. 10 лет спустя. Неочевидные очевидности или евразийская генетическая симфония. Часть 2
Итак, в предыдущей части мы остановились на том, что практически все представители БГС-Романовы предположительно стали одновременно представителями БГС-Чингизиды. Иначе говоря, в соответствии с гипотезой 1 (см. часть 1) между БГС-Чингизиды и БГС-Романовы должно было возникнуть отношение управления. Могут быть исключения? Да. Но они находятся за пределами официальной истории и требуют совершенно отдельного, уникального сюжетирования (см. например, «Орден в России: история ненависти, любви и верности. Десять лет спустя») даже для самой постановки вероятностной гипотезы. Вторым возможным исключением из описанной выше ситуации, сложившейся между БГС-Чингизиды и БГС-Романовы (то бишь имеются ли в мире сейчас члены БГС-Романовы, не являющиеся представителями БГС-Чингизиды?), может являться сюжет с «Брауншвейгским семейством» (см. часть 1). Как мы помним, судьба членов «Брауншвейгского семейства» сложилась трагично. Сам малолетний император Иоанн VI Антонович был брошен в темницу, где провел 24 года и был убит при загадочных обстоятельствах в 1764 году. Но даже, если предположить, что… Даже если предположить, что четверо остальных детей Анны Леопольдовны и Антона Брауншвейгского имели продолжающееся потомство, то опять-таки в официальной истории про это не было ничего известно. (Правящая в Петербурге династия в лице «кроткия Елисавет», осуществившей государственный переворот, сначала сослала Анну и Антона с детьми в тяжелую ссылку в архангельской глуши, а затем в лице «просвещенной самодержицы» Екатерины II, свергнувшей собственного мужа в результате не менее лихого государственного переворота, уступая многочисленным просьбам немецких родственников Брауншвейгской династии, выслала под присмотр датского короля в Данию.) По официальной версии, все члены семейства умерли в конце XVIII – начале XIX века бездетными. Последней (1807 г.) умерла принцесса Екатерина Антоновна, писавшая из норвежского захолустья (Норвегия тогда была частью Дании) Александру I слезные письма с жалобами на невыносимые условия существования и просьбами разрешить ей вернуться в Россию. Более того, одним из непременных условий, которыми Екатерина II обусловила возможность выезда «Брауншвейгского семейства» из России, было негласное обещание датских короля и риксдага принять все меры для того, чтобы у членов семейства не появилось какое-либо потомство. Что и говорить – гуманный век, гуманные сердца… В общем, прекрасная иллюстрация внутривидовой борьбы между БГС. Лично я допускаю возможность того, что добросердечные датчане (в отличие от жестоковыйных московитов), для которых уже тогда гуманитарные соображения иногда перевешивали государственные, всё же каким-то образом создали условия для нарушения «тайного протокола». Писать про это не стану. Просто в этом случае понадобится одно уточнение к уже ранее написанному по данной проблеме. Супруга Иоанна V, потомками которого были и Анна Иоанновна, и дети Анны Леопольдовны, Прасковья Салтыкова принадлежала к роду новгородских бояр Морозовых, один из боковых побегов которого начинался с некоего Салтыка, или Солтыка («салтык» в переводе со старославянского – «образец», «подобие»). Сами же Морозовы произошли от некоего Михаила Прушанина (Пруссича), выехавшего из прусских земель (примерно в те же годы, что и упоминавшийся в части 1 родоначальник Романовых Андрей Кобыла, или даже чуть раньше) к Александру Невскому для службы и борьбы с немецкими и шведскими рыцарями. Кое-какие косвенные исторические обстоятельства заставляют меня с определенной осторожностью относиться конкретно к той ветви Морозовых, которую начинает собственно Салтык-Морозов, и предполагать в ней азиатские корни, которые могли появиться в результате адюльтера, насилия или осознанного социального проектирования. Однако на сегодняшний момент материала для опровержения официальной версии происхождения данного княжеского рода, кроме интуитивных соображений, у меня недостаточно, – стало быть, буду придерживаться официальной версии происхождения. Впрочем, как уже было сказано выше, в рамках рассматриваемой тематики это важно лишь для «штучного» сюжетирования за пределами официальной истории. Хотя из части 1 мы уже поняли, что явная и тайная жизни БГС иногда переплетаются настолько парадоксальным образом, что просто диву даешься. Итак, вернемся в официальную историю БГС-Романовых. Как известно, вторым достаточно сильно мифологизированным пунктом в истории династии были обстоятельства рождения императора Павла I, который официально был сыном Петра III Федоровича и Екатерины II. Однако некоторые моменты чисто медицинского характера (сообщалось даже, что у Петра III были проблемы с репродуктивным аппаратом), которые в силу весьма вольного образа жизни тогдашних придворных было довольно сложно утаить, уже при жизни Петра III порождали множество пересудов и кривотолков. После того как Екатерина II свергла своего мужа в ходе очередного государственного переворота, сплетни по поводу подлинного биологического отцовства в случае с Павлом I только усилились. В отцы записывали и польского королевича Станислава Понятовского, который был первой любовью Екатерины, и красавца Сергея Салтыкова, принадлежащего всё к тому же роду Салтыковых и впоследствии ставшего фельдмаршалом. Лично я считаю, что в данном случае официальная версия соответствует подлинному ходу истории и отцом Павла I является Пётр III*. Об этом свидетельствует и портретное сходство отца и сына, и общий фенотип всех последующих Романовых, который, несомненно, принадлежат к северогерманскому типу (Пётр III, напомним, был сыном одной из дочерей Петра Великого, Анны Петровны, и Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского, правителя Гольштейн-Готторпского герцогства, расположенного на севере Германии). Впрочем, никоим образом северогерманскость не мешала династии одновременно быть и частью БГС-Чингизиды, а, напротив, в соединении с ней произвела на свет аракчеевщину, военные поселения и прочие прелести эпохи Николая I. Возможно, именно ощущение того, что всё идет не так, как надо, предчувствие беды привело к тому, что среди декабристов, вышедших на Сенатскую площадь в 1825 году с требованиями, фактически означавшими необходимость перехода к конституционной монархии, было так много представителей БГС-Рюриковичи. («В России, как всем хорошо известно, крупнейшей и наиболее значимой в историческом смысле генетической системой являются Рюриковичи – потомки полулегендарного-полудостоверного первого князя Древней Руси Рюрика, основавшего династию, правившую более 700 лет – с 862 до 1598 года. Она закончилась Иваном IV Грозным и его сыном Федором. Ярослав Мудрый, Владимир Святой, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, князья Шуйские и Оболенские, Волконские и Долгоруковы, Репнины и Вяземские, Пожарские и Горчаковы, Ромодановские и Кропоткины, Масальские и Мусоргские, Огинские и Ильины, Кашины и Львовы и многие другие внесли свой колоссальный вклад в русскую историю. В целом количество только официальных членов данной генетической системы на данный момент может быть оценено в несколько десятков тысяч человек. Если же прибавить сюда и неофициальных потомков, родившихся во внебрачных связях, то число членов данной генетической системы вполне может определяться цифрой с пятью нулями» («Краткий курс восточной интриги. Часть 3», «ЭФГ» № 2/2016). Среди вышедших на Сенатскую площадь Рюриковичей было много персонажей, которые, несомненно, входили в феодально-дворянскую элиту Российской империи (С. Волконский, Е. Оболенский, А. Барятинский, Д. Щепин-Ростовский, А. Вяземский, А. Одоевский). Справедливости ради надо, конечно, заметить, что в то же время некоторые из Рюриковичей являлись чиновниками госаппарата и надежной опорой монархии Николая I. Далее плавный ход российской истории приводит нас к пункту V (см. часть 1) – окончанию династии Романовых. К концу XIX – началу XX веков Российская империя достигла своего максимального размера. Были окончательно присоединены обширные земли на Дальнем Востоке, завоеваны Казахстан и Центральная Азия. Некоторые остаточные чингизидские государства (Хорезм, Бухарский Эмират, Казахское, Хивинское и Кокандское ханства), в которых правили либо чингизидские династии по прямой мужской линии, либо смешанные династии с участием БГС-Чингизиды по женской линии, были включены в состав Российской империи. Количество представителей БГС-Чингизиды, учитывая предположительно весьма высокий процент их в населении центральноазиатских государств, в Российской империи и ее так или иначе понимаемом правящем классе в результате скачкообразно увеличилось. И для аккумуляции и канализации резко увеличившейся внутрисистемной энергии мог срочно потребоваться своеобразный аккумулятор, то бишь персонифицированный носитель (носители). С моей точки зрения, это привело к усилению системного давления БГС-Чингизиды на все сферы общественной жизни империи, в том числе, учитывая гипотетическое наличие гена БГС-Чингизиды у членов самой правящей династии (см. часть 1), на всю систему государственного аппарата и членов правящей династии. Возможно, что для членов БГС-Романовы это выразилось в крайне завышенной самооценке своей способности контролировать ситуацию и, следовательно, принятии неадекватных стратегических решений. Особенно это стало заметно после начала гибридной агрессии России против Китая (1899–1901 гг.), когда была предпринята попытка отделить от Китая огромный северо-восточный кусок его территории, который исторически входил в коренной (главный) юрт великих ханов. БГС-Чингизиды, всегда тяготевшая к жестким моделям управления, сознательно или инстинктивно-биологически не могла не ответить на колоссальные геополитические изменения попыткой адаптивной реконфигурации самой себя. Ее вряд ли устраивали либеральные ветры, повеявшие в стране в 60-х годах XIX века. При Александре III резко изменился вектор развития монархии: наметившийся при Александре II реформационный вариант был отброшен, произошел возврат к реакционной политике Николая I. Возможно, так же, как и после побед Ивана IV Грозного, БГС-Чингизиды сочла дальнейшее усиление царствующей династии опасным для себя самой и, как и в конце XVI – начале XVII веков, предприняла соответствующие меры внутрисистемной защиты. В правящей в России династии опять начались процессы биологического вырождения. Всё это накладывалось на ход глобального формационного процесса: в России шло завершение становления капитализма и обострение социально-классовых противоречий. В совокупности всё это привело к стремительному нарастанию нестабильности в управляющей системе, с одной стороны, и должно было в соответствии с гипотезой 4 (см. часть 1) привести к появлению перспективных носителей генетики БГС-Чингизиды в восходящих и оппозиционных монархии социальных силах и движениях. И началось… Пропуская многие сопутствующие детали, остановимся на третьем, сильно мифологизированном моменте из истории династии: убийстве Распутина (декабрь 1916 года), которое было предпринято по инициативе князя Феликса Юсупова и одного из членов БГС-Романовы, великого князя Дмитрия Павловича, который приходился внуком императору Николаю I и двоюродным братом императору Николаю II. Остановимся мы на этом событии потому, что многие мистически и не мистически настроенные граждане считают, что именно с этого момента убийства Распутина крах династии стал неизбежным. Личность одно из знатнейших и богатейших людей Российской империи, князя Феликса Феликсовича Юсупова-Сумаркова-Эльстона, очень своеобразна. Во-первых, Юсуповым он является лишь по материнской линии. По отцу он является внуком графа Феликса Эльстона, который появился на свет при весьма любопытных обстоятельствах. Сам князь Феликс Юсупов, убийца Распутина, писал о своем деде так: «Говорят, отец его был прусский король Фридрих Вильгельм IV Гогенцоллерн (династия курфюрстов Бранденбурга в 1415–1701 гг., прусских королей в 1701–1918 гг., германских императоров – 1871–1918 гг,), а мать – фрейлина сестры его, императрицы Александры Федоровны (император Николай I был женат на принцессе из БГС-Гогенцоллерны Фредерике Луизе Вильгельмине Прусской, получивший в православном крещении имя Александры Федоровны). Та, поехав навестить брата, взяла с собой фрейлину [фамилия которой была предположительно Тизенгаузен. – Прим. ред.]. Прусский король так влюбился в сию девицу, что даже хотел жениться. Тогдашние злые языки уверяли, что фамилия Эльстон – от французского «эль с’этон» [elle s’etonne – «она в изумлении»], что, дескать, выразило чувство юной матери». Внебрачному сыну прусского короля в силу его высокого происхождения при российском императорском дворе сразу дали графский титул и фамилию Эльстон (по другой версии это была фамилия английской кормилицы будущего графа). Затем граф Феликс Николаевич Эльстон женился на представительнице древнего рода Сумароковых и получил разрешение ввиду прекращения данной ветви этого рода присоединить фамилию, титул, герб и состояние Сумароковых к своим. От этого брачного союза на свет появился граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, которой, в свою очередь, женился на последней представительнице богатейшего в России, но угасающего рода Юсуповых, Зинаиде Николаевне. Аналогичным образом Феликс Феликсович II, сын, родившийся от этого брака, получил разрешение присоединить к своей фамилии княжеский титул Юсуповых и состояние своей матери. Так на свет появился князь Юсупов-Сумароков-Эльстон, богатейший и один из знатнейших людей Российской империи, с азиатской фамилией, но генетически по мужской линии парадоксальным образом восходящий к БГС-Гогенцоллерны. Совокупность обстоятельств позволяет предполагать, что здесь мы сталкиваемся с явным случаем какого-то проектирования, связанного с БГС. Возможно, запуская данный проект, русский императорский двор, то бишь БГС-Романовы, хотел получить средство для мониторинга или контроля за БГС-Гогенцоллерны. Возможно, лабораторную площадку для каких-то собственных исследований и испытаний. Или же просто развлекательное шоу… Совершенно по аналогичной логике действовал и царь Иван IV Грозный, создавая проект «Симеон I Чингизид», описанный в первой части статьи (нечто весьма похожее, но гораздо более долгосрочное описано мною в статье «Орден в России: история ненависти, любви и верности. Десять лет спустя»). И очень возможно, что примерно по такой же схеме, но примерно веком раньше строился и проект Салтык-Морозов*. Этот проект стартовал еще во времена Новгородской республики (приблизительно в 1460–1470 гг.), – одного из двух русских государств с республиканской формой правления, – которая зависела от Орды лишь номинально и сохраняла высокую степень самостоятельности в XIII–XVI веках. Вполне вероятно, что Морозовы, так же как Иван Грозный веком спустя, пришли к выводу о необходимости мониторинга за одной из современных им БГС. Так что, как мы видим, подобного рода проектирование, когда одна БГС открыто или латентно, но вполне осознанно создает объекты другой БГС (или, точнее, создает условия для их возникновения и развития) для их дальнейшего контроля, коррекции или мониторинга, отнюдь не является исключением, а скорее представляет собой один из привычных способов работы с этой тематикой. Что касается Юсуповых и родственного им рода князей Урусовых, то они происходят от хана Ногайской Орды Едигея, который предположительно не являлся Чингизидом по мужской линии, но со столь же высокой степенью вероятности принадлежал к БГС-Чингизиды по линии своей матери*. Едигей несколько раз восставал против ханов-Чингизидов и с переменным успехом вел против них продолжительные и кровопролитные войны. Впрочем, и за них он также воевал. Он, к примеру, командовал в битве при Ворскле (1399 год) войсками хана-Чингизида Темир-Кутлуга, которые нанесли тяжелейшее поражение войскам западной коалиции во главе с великим князем Литовско-Русским Витовтом (коалиция решила поддержать хана Тохтамыша в многосторонней междоусобной войне, разразившейся в Золотой Орде в конце XIV века). Считается, что именно эта битва остановила экспансию Великого княжества Литовско-Русского на Восток и положила конец попыткам Литвы объединить все русские земли под своим скипетром. «И Юсуповы, и Урусовы в России представляли собой достаточно разветвленные ГС (дворянские роды), которые со временем угасли. Отдельные потомки этих ГС, впрочем, дожили до сегодняшних дней». Предположительно один из дальних потомков Едигея по мужской линии основал Мангытскую династию в Бухарском эмирате (1756–1920 гг.), которая выбила оттуда Чингизидов-Аштарханидов, правивших в Бухаре в 1601–1756 годах. Некоторое отношение к развитию сюжета с Распутиным, возможно, имел граф А.А. Орлов-Давыдов. Орловы-Давыдовы – русский графский род, по мужской линии происходящий от Давыдовых-Минчаковых (именно к этому роду принадлежал знаменитый поэт, гусар и партизан Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов). В свою очередь, Давыдовы-Минчаковы происходят от мурзы Минчака Косаевича, вроде бы потомка Чингисхана в XIII колене, выехавшего в Москву в начале XV века*. Представитель рода граф А.А. Орлов-Давыдов был одним из руководителей российского масонства в начале XX века, имел достаточно высокие степени посвящения. Масоном, кстати, был и великий князь Николай Николаевич, дядя царя Николая II и Верховный главнокомандующий всеми Вооруженными силами России в 1914–1915 годах (источник – соответствующие статьи в Википедии и других справочных изданиях). Возможно, Орлов-Давыдов был одним из теневых лидеров Прогрессивного блока (наиболее влиятельное объединение думских фракций умеренно либеральной и умеренно демократической направленности, состоящее из представителей кадетов, октябристов и прогрессивных националистов в последних предреволюционных Думах). Именно Прогрессивный блок выступал основным политическим противником династии в преддверии Февраля. При этом его официальные лидеры, в частности Милюков и Родзянко, всячески раскручивали тему «распутинщины» в политической и информационной борьбе против монархии. Любопытно, что во время Февральской революции А.А. Орлов-Давыдов, один из богатейших землевладельцев России, был ближайшим помощником А.Ф. Керенского и даже его личным шофером. Я не стану подробно останавливаться на личности Распутина (он, с моей точки зрения, лишь пешка в борьбе между РПЦ и царской династией, борьбе, которая велась между царским и патриаршим престолами всегда, но с особой остротой вспыхнула после упразднения Петром I патриаршества в 1709 году и учреждения по протестантскому образцу Святейшего Синода во главе с назначаемым обер-прокурором; стремительное продвижение Распутина к царской семье в целях создания надежного канала собственного влияния на склонного к мистике царя инициировали и организовали Феофан (Восторгов) и Гермоген (Долганёв) – видные церковные иерархи того времени). Это не входит в тему статьи. Укажу лишь, что, с моей точки зрения, он играл важную роль в жизни династии, с одной стороны, каким-то образом позитивно влияя на атмосферу в царской семье, и одновременно оказывал крайне негативное воздействие на общественное мнение и репутацию династии, с другой стороны. Как бы то ни было, убийство Распутина нанесло по психологической стабильности царской династии очень ощутимый удар, от которого она до февраля 1917 года оправиться не сумела. Подытоживая поиски ответа на вопрос, сыграла ли БГС-Чингизиды роль в крушении династии Романовых, мы ответим так же, как и на вопрос пункта III (см. часть 1). БГС-Чингизиды участвовала в процессе окончания династии Романовых. Она сыграла определенную роль, но эта роль была очень неоднозначной и уж точно не определяющей. Князь Юсупов, которого некоторые считают и прямым потомком Чингизидов-Джучидов, и даже еще пророка Мухаммеда по прямой линии, на самом деле обладает генеалогией, описанной выше, и к Джучидам имеет весьма отдаленное отношение. Но всё же, хотя и косвенным образом, система БГС-Чингизиды оказала определенное и достаточно значимое воздействие на окончание династии Романовых. Как мы уже постарались показать выше, после присоединения обширных владений в Средней Азии в силу значительного увеличения количества представителей БГС-Чингизиды в Российской империи, вероятно, изменилась внутрисистемная энергетика БГС-Чингизиды и еще какие-то внутрисистемные психологические и биологические переменные, что согласно гипотезе 1 не могло не повлиять на БГС-Романовы. Но направленность этих воздействий вряд ли можно как-то однозначно охарактеризовать. Разве что как общее нарастание разнонаправленных воздействий, что, в принципе, всегда приводит к увеличению энтропии. Хотя, конечно, нарастание реакции в империи в эпоху Александра III, несомненно, является в том числе и следствием включения в ее управляющую элиту значительного количества среднеазиатских носителей гена БГС-Чингизиды, обладавших весьма реакционным, откровенно феодальным сознанием. А вот теперь нам предстоит ответить на вопрос пунктов V и VI, который, пожалуй, поважнее будет, чем все предыдущие: принадлежит ли к БГС-Чингизиды (или какой-то иной) вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов-Ленин? И если принадлежит, то что это может и должно поменять в нашем восприятии вроде бы так хорошо знакомых и всесторонне изученных событий? Царей, королей, ханов и прочих членов разнообразных БГС, как известно, в истории человечества немерено. А вот личности масштаба Ленина появляются очень редко. Хочу особо подчеркнуть: я не отвергаю, не заменяю и не подменяю анализом динамики БГС социально-классового, формационного анализа истоков и причин революций 1917 года в России. Я просто пытаюсь добавить к классическому анализу еще одну грань. Кроме того, лично мне было бы весьма приятно прийти к выводу, что Владимир Ульянов-Ленин не относится ни к какой из имевших место в истории БГС, а представляет собой совершенно новое, свежее в генетическом смысле явление. Наверное, это понятно. Потому что знамя Нового Мира, находящееся в руках Нового Человека, – это вполне адекватно и мотивирует. Ну, по крайней мере, меня. В отличие от ситуации, когда этим знаменем вовсю размахивает, к примеру, представитель БГС-Чингизиды или БГС-Ашины, отпуская при этом разного рода нелестные эпитеты в адрес русского народа. Сразу пробуждается масса подозрений: а не игра ли это?; не фальсификат ли?; не попытка ли это «опорочить и исказить»?; или использовать социальную эволюцию, дозревшую до диктатуры пролетариата, в сугубых интересах собственной БГС? Безусловно, в 1918 году подобные сомнения и вопросы по поводу генетической принадлежности вождей революции и советского государства были вряд ли уместны. Да и в 1956-м, пожалуй, тоже. Но сейчас, глядя на то, какими результатами закончился этот социальный эксперимент и какие замечательно уютные (и в двух случаях уже и наследственные) ханства получились как минимум из шести созданных вождем мирового пролетариата и его верным соратником союзных республик… Кроме того, сегодня мы уже достаточно хорошо знакомы с тем, как во многих случаях партии создаются не для выполнения провозглашенных лозунгов, а лишь для «слива» протеста, для опорочивания идей, для «вытаптывания полянки, дабы на ней больше ничего не выросло», для того, чтобы «занять чем-то шебутного племянника» или «чтобы народишко русский от твердой руки не отвыкал и из привычного военно-служилого состояния не выходил» или для столь же «возвышенных» спеццелей. Тем не менее научный поиск есть научный поиск, поэтому в сторону эмоции. Не стану повторять общеизвестных фактов. Сосредоточусь на тех, которые могут помочь в ответе на два вышеприведенных вопроса. Однако для того, чтобы заранее не сужать пространство возможного поиска, нам нужно вспомнить, какие основные БГС существовали на территории Российской империи. Итак. До революции в России существовало несколько крупных БГС. БГС-Рюриковичи была описана вкратце выше. «Далее у нас имеются Гедиминовичи (потомки великого князя Литовского Гедиминаса, правившего в Литве с 1330 по 1341 год); для тех, кто мало знаком с темой: к Гедиминовичам принадлежат Голицыны, Трубецкие, Мстиславские, Хованские, Бельские, Патрикеевы, Слуцкие и многие другие хорошо известные на Руси боярские и дворянские фамилии». После того как многие южнорусские и западнорусские земли надолго вошли в состав державы Гедиминовичей (к примеру, Киевское княжество стало вассалом Гедиминовичей в 1324 году, Минск и Полоцк – еще раньше, в конце XIII века), государство Гедиминовичей стало называться Великим княжеством Литовско-Русским и в течение более 300 лет выступало в качестве конкурента Московского царства в борьбе за древнекиевское наследие. Именно Великое княжество Литовско-Русское нанесло мощнейший удар по силам Золотой Орды в 1362 году в битве под Синими Водами (не исключено, что войска московского князя Димитрия Ивановича участвовали в этой битве на стороне тогдашнего хана Золотой Орды Мурада). После жестокого поражения в битве Золотая Орда окончательно вошла в период внутренней раздробленности и достичь прежнего могущества уже не смогла, что, несомненно, способствовало развитию протестного по отношению к Орде движения в Московском княжестве и других русских землях, находящихся под властью Орды. Довершил дело двукратный разгром хана Золотой Орды Тохтамыша войсками самаркандского властителя Тимура: в 1391 году на реке Кондурче (нынешняя территория Самарской области) и в 1395 году в битве при Тереке. «БГС-Гедиминовичи достаточно обширна и у нас в России, но много ее представителей и в Восточной Европе, ибо одна из ветвей Гедиминовичей (Ягеллоны) в течение долгого времени, помимо Литвы, правила в Польше, Чехии и Венгрии. Есть, понятное дело, Романовы (примерно несколько десятков достоверных членов семьи в настоящее время) – потомки последней царствовавшей в России династии» («Краткий курс восточной интриги. Часть 3, «ЭФГ» № 2/2016). Достаточно очевидно, что личность В. Ульянова-Ленина, как, впрочем, и сменившего его Сталина, никакого отношения к упомянутым выше БГС не имеет. Пойдем дальше. Кроме того, в центральноазиатских, дальневосточных и кавказских владениях империи имелось еще немало крупных БГС. Некоторые из них дожили до наших дней, а некоторые проиграли внутривидовую борьбу и канули в Лету. Расположим их в хронологическом порядке. (Кавказский регион и кавказские по происхождению династии-БГС Багратидов-Багратиони, князей Черкасских-Иналовых, Бурджитов, Мазьядидов, Кесранидов, Дербенди и пр. в данном тексте подробно не рассматриваются, упомянем лишь, что БГС-Багратиды-Багратиони является одной из древнейших и наиболее разветвленных в Евразии, черкесская БГС-Бурджиты, возникла в Египте (1382 г.), три последние упомянутые кавказские династии являются вроде бы арабскими по происхождению. Не рассматриваются подробно и угро-финские ГС, связанные с Великой Пермью и Пелымом.) Во-первых, БГС, связанные с первыми исторически известными автохтонами этих мест, образовавшими собственные государства, то бишь ирано-язычными (арийскими племенами), заселявшими в древности Украину, пространство между Доном и Волгой, Южное Поволжье и Южный Урал, а также Западный Казахстан и Среднюю Азию. В древности эти народы именовались скифами, сарматами, согдийцами, бактрийцами и т.п. Об ареале распространения, к примеру, скифов на территории современной Украины и Придонья очень четко свидетельствуют названия крупнейших рек. Дунай, Днестр, Днепр и Дон – все эти названия восходят к скифскому корню д’ан – «большая вода, река». Возможные БГС этого хроноэтнопласта возникали примерно с V до н.э. по IV век нашей эры, то есть до эпохи великого переселения народов. До наших дней от этого ирано-арийского периода нашей истории дожили в виде самостоятельных и отдельных ираноязычных этносов только лишь осетины и таджики. Никаких достоверных, официально признанных и экспертно-подтвержденных представителей БГС этого периода в наши дни не зафиксировано. Однако это вовсе не означает, что отдельные БГС, связанные с арийским периодом истории, или отдельные представители ираноязычных этнических пластов, время от времени не могут прорываться в современность. К примеру, Тимур (Тамерлан), властитель Средней Азии, согласно официальной версии его происхождения относился к тюркскому племени барлас. Однако многое в его биографии, направленности деятельности и особенностях существования БГС-Тимуриды после смерти ее основателя позволяет предполагать, что Тимур генетически относился к ирано-арийскому периоду истории. Он разгромил тюркизированную Золотую Орду в битвах на Кондурче (1391 г.) и при Тереке (1395 г.) и нанес тяжелейшее поражение империи турок-Османов в битве при Ангоре (1402 г.), а основанная им БГС продолжилась и достигла расцвета, основав Империю Великих Моголов (1526–1858 гг.) в ариаязычной Индии, куда перебрались некоторые из его потомков (Бабур). Вторым этнохронологическим пластом, давшим начало разнообразным тюркским династиям, является эпоха Турана: от Аттилы до нашествия Чингизидов (более подробно см. «Краткий курс восточной интриги. Часть 3» и «Краткий курс восточной интриги. Часть 4»). В течение этой эпохи возникли многие крупные БГС Евразии, по преимуществу тюркского происхождения. Их было очень много, поэтому перечислим лишь крупнейшие и наиболее значимые из тюркских БГС: происходящие от Аттилы (достоверные представители в настоящее время неизвестны), разнообразные династии, относящиеся к эпохе тюркских каганатов, в том числе Ашины, хазарские каганы, ханы Волжской Булгарии, ханы балканской Болгарии, Караханиды, Сельджукиды, Османы. Более или менее достоверные потомки зафиксированы в настоящее время только в БГС-Османы. Некоторый возможный интерес может представлять собой БГС (династия) Бахритов, происходящая от султана Египта Бейбарса. Хотя она и стартовала далеко за пределами Древней Руси, сам Бейбарс был по происхождению половцем (кыпчаком), то бишь тюрком, и родился вроде бы в Крыму. А в Египет попал в силу стечения обстоятельств. Но сделал там прекрасную военную карьеру, сумел захватить верховную власть (1260 г.) и основать династию, просуществовавшую в отдельных государствах Ближнего Востока более 200 лет. Бейбарс прославился, помимо прочего, тем, что он почти одновременно вел успешные войны против крестоносцев и против монголов-хулагуидов (Хулагу – один их многочисленных внуков Чингисхана, основавший свой улус (государство) на территории современных Ирана, Северного Ирака и Закавказья). Ну и, наконец, третий хронопласт – это собственно Чингизиды, стартовавшие как евразийская мега-БГС в конце XIII века, почти одновременно в Китае, Монголии, Центральной Азии, Персии и Золотой Орде, занимавшей территории нынешнего Поволжья, Северного Кавказа и частично Северо-Восточной Руси. При рассмотрении БГС-Чингизиды всегда возникает так называемая проблема Джучи. Суть ее состоит в следующем: старший сын Чингисхана Джучи был рожден через некоторое время после того, как его мать Бортэ была захвачена конкурентным по отношению к Чингисхану племенем меркитов. В этой связи отцовство Чингисхана по отношению к Джучи уже при его жизни повергалось сомнению. И хотя сам Чингисхан признал Джучи своим единокровным сыном, остальные сыновья Чингисхана – Чагатай, Угэдей и Толуй своим единокровным братом Джучи не признали. Потомки Джучи никогда не избирались верховными ханами на всемирных курултаях (что-то вроде съезда владетелей всех чингизидских государств, на котором избирается хан коренного монгольского, то есть главного, улуса). При этом именно потомство Дужчи составляет почти сто процентов исторически достоверного генофонда БГС-Чингизиды в России и странах Центральной Азии. Это, кстати, делает перспективы проведения результативной генетической экспертизы по данному поводу весьма призрачными, так как достоверные (официальные) потомки Чагатая и Угэдея, хотя и тот и другой в первых двух поколениях обладали очень многочисленным потомством, в настоящее время неизвестны, а более или менее официально зафиксированное потомство Толуя сосредоточено в основном в Монголии и Северном Китае. Впрочем, для России, Казахстана и Центральной Азии ничего, в сущности, не меняется. Просто проблема БГС-Чингизиды для этого региона становится не менее сложной проблемой столь же завоевательной и агрессивной БГС-Джучиды. А вот для внутренних отношений внутри БГС-Чингизиды это важно: статус первородства, чистота рода и всё такое прочее. Поэтому мы вынуждены допустить возможность усложнения БГС-Чингизиды: не исключено, что сомнительных Джучидов в узловых точках, признающихся остальными Чингизидами наиболее значимыми, дублируют подлинные чингизиды, происходящие от других сыновей Чингисхана (кроме четырех вышеупомянутых сыновей и семи дочерей от главной жены Бортэ, признающихся основными Чингизидами и официальными наследниками власти и статуса, у Чингисхана, было еще четверо сыновей от двух других жен, меркитки Хулан-хатун и татарки Есуген). Итак. После свержения династии в ходе Февральской революции к власти пришло Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. С точки зрения права Февральская революция была удивительно легитимной и сравнительно бескровной (число погибших в ходе вооруженных столкновений с обеих сторон вряд ли превышает 1000 человек). Николай II отрекся и передал полномочия специальному Временному комитету (во главе с М.В. Родзянко) абсолютно легитимной Государственной Думы. Временный комитет после длительных и упорных переговоров с параллельно возникшим Петросоветом рабочих и солдатских депутатов, в котором большинство в феврале 1917 года принадлежало эсерам и социал-демократам-меньшевикам, договорился о совместном формировании Временного правительства, которое и было вскоре создано. Основными движущими силами революции были буржуазия и демократическая интеллигенция в союзе со значительной частью крестьянства и некоторой частью рабочего класса. Соответственно, революционные и протестные действия в основном происходили под руководством буржуазных партий России (кадеты, октябристы) и партии эсеров. С точки зрения борьбы между БГС это была победа БГС-Рюриковичи, так как род Львовых является одним из ответвлений БГС-Рюриковичи. По своей социальной направленности Февральская революция была, несомненно, буржуазно-демократической, и в случае закрепления ее результатов на более или менее продолжительный период Россия после принятия соответствующего решения на Учредительном собрании, которое должно было избрать форму правления, могла стать либо конституционной монархией по образцу Великобритании и Скандинавских государств, либо буржуазной республикой по типу Франции. Однако Временное правительство оказалось не в состоянии стабилизировать и даже просто контролировать ситуацию. На окраинах бывшей империи набирали силу мощные центробежные процессы. А в столицах продолжал нарастать социальный протест, умело подогреваемый радикально-революционным крылом партии эсеров и большевиками. В этих условиях Временное правительство во главе со сменившим князя Львова А.Ф. Керенским (официальная история гласит, что пять поколений его достоверных предков по мужской линии происходят из среды провинциального духовенства Пензенской губернии), которое с июля 1917 года было сформировано на базе партии эсеров, подверглось атакам: сначала справа, в виде «корниловского военного мятежа», грозившего установлением открытой военной диктатуры (принадлежность Л. Корнилова к БГС-Чингизиды с точки зрения гипотез, выдвинутых в рамках системного анализа, изложенного выше, весьма вероятна, но так как мятеж закончился неудачно, то, стало быть, и анализировать особенно нечего), а затем слева – возглавляемая Лениным и Троцким партия большевиков осуществила то, что сторонники и поклонники Ленина называют Великой Октябрьской социалистической революцией, а противники – Октябрьским контрреволюционным переворотом. Затем, победив в Гражданской войне, правительство, созданное партией большевиков, установило то, что впоследствии у сторонников получило название диктатуры пролетариата, а у противников – просто диктаторского режима, сначала авторитарного, а затем тоталитарного, при этом персонифицированного. В результате установления крайне централизованной и жесткой системы власти и перехода к мобилизационному режиму в экономической политике СССР, возникшему на месте Российской империи, удалось совершить гигантский скачок в области производительных сил и добиться не менее впечатляющих успехов в науке, культуре и образовании. Это как бы общеизвестная канва событий. Вопрос о том, допустима ли цена в несколько миллионов человеческих жизней, которые, несомненно, стали жертвами необоснованных репрессией, за все эти успехи, не является вопросом данной статьи, но косвенно попытки ответить на него могут помочь и в ответах на интересующий нас вопрос: как изменилась динамика основных БГС в России в течение советского периода? 1. Итак, до революции, как уже было указано выше, в России существовало несколько крупных европоцентричных БГС. Наверное, ни для кого не секрет, что в результате революции и последующих событий огромное количество представителей правящей дореволюционной элиты покинули страну или были попросту уничтожены. Безусловно, это в полной мере относится к БГС-Рюриковичи, БГС-Гедиминовичи, БГС-Романовы вместе с ее остзейским, ливонским шлейфом, составлявшим верхушку дворянской России. Они существовали вполне открыто, и поэтому поиск их и последующие действия по их уничтожению или изгнанию из России не представляли особого труда для установившейся диктатуры. Специфика России, как я уже упомянул выше, состоит в том, что тайная жизнь БГС-Чингизиды, как, впрочем, и других азиатских БГС, в России и странах Востока не была явлена. По всей видимости, преобладающее количество представителей БГС-Чингизиды не было внесено в официальные списки и разнообразные гербовники и родословники. (Вообще тяготение к скрытному существованию, к тайне, возможно, является одним из специфицирующих признаков БГС-Чингизиды в принципе. Основы подобной стратегии существования были заложены самим основателем БГС, Чингисханом, который огромное значение придавал фактору скрытности. Даже место своего захоронения он перед смертью повелел обставить такой таинственностью, что оно до сих пор никому не известно и не найдено многочисленными археологическими экспедициями, пытавшимися это сделать (по преданию, место захоронения было где-то в окрестностях Бурхан-Халдуна (северо-восточная Монголия, недалеко от нынешней российско-монгольской границы), но, поскольку проводились специальные работы по скрытию места захоронения: якобы сносились даже горы и прорывались новые русла рек, то найти могилу до сих пор не удалось). Особое подразделение из племени урянкат должно было нести постоянную службу по охране могилы с тем, чтобы истина о месте ее нахождения не была установлена никогда. Понятно, что такой подход к проблеме соотношения истины и лжи, в частности в вопросе захоронения, достаточно сильно отличается от стандартного подхода большинства основателей БГС, которые, напротив, как правило, не делали из мест своих захоронений особой тайны. При этом основной упор, сделанный на скрытное существование и продвижение БГС, может в этом случае распространиться на все стороны жизни данной БГС и стать одной из базовых социальных технологий конкретной системы. Кроме того, значительная часть генофонда БГС-Чингизиды в среднеазиатских владениях России (впоследствии среднеазиатских республиках СССР, ныне независимых тюркских государствах) предположительно была рассеяна по всем общественным слоям и в этом смысле не должна была стать прямым объектом революционных классовых чисток. Как бы то ни было, для меня совершенно очевидно, что все предреволюционные европоцентричные БГС в России были после революции очень сильно ослаблены, многие их представители были подвергнуты прямому физическому уничтожению или были вынуждены отправиться в эмиграцию, где процесс нормального биологического системного воспроизводства был, естественно, затруднен. Что происходило с азиатскими БГС, мы не знаем в силу вышеупомянутой непрозрачности вопроса. Понятно, что лишились престолов Мангытская династия в Бухаре, династия Кунгратов в Хиве и гипотетических тимуридов-мингов в Коканде и что какая-то часть прежних феодальных элит была вынуждена эмигрировать. Однако рассеянный в огромном количестве генофонд этих и многих других БГС не мог просто так исчезнуть. Можно предположить, что потери азиатских БГС в послереволюционный период в результате классовых чисток были не столь значительны. Это не могло не отразиться на балансе между основными российскими БГС и общей динамике процессов в этой сфере. 2. С точки зрения жесткости режима строй, созданный партией большевиков, стал одним из наиболее жестоких и репрессивных в истории Нового времени. Однако в самом по себе наличии диктатуры в общем никакой исторической сенсации нет. Любые революции так или иначе сводят счеты с предшествующими элитами. И Кромвель, и Марат, и Робеспьер отнюдь не церемонились с историческими предшественниками, ставшими политическими противниками. Любопытно другое. Фактически в стране была создана своеобразная абсолютная теократическая монархия (по крайней мере, в период с 1927 по 1953 год) с сопутствующим культом непогрешимости верховного руководителя, когда любое слово главы режима нельзя было не просто критиковать, но даже подвергнуть сомнению. Человека могли подвергнуть жестокому наказанию просто потому, что его восхищение по поводу личности вождя и его выдающихся заслуг признавалось недостаточным с точки зрения начальства или контролирующих органов. Безусловно, и после Английской, и после Великой французской революций в течение некоторого короткого времени существовало особое отношение к Кромвелю или Робеспьеру как к верховным руководителям. Однако говорить о том, что в Британии или Франции существовал культ, невозможно – в обеих странах продолжали действовать парламенты, в которых фигуры и Кромвеля, и Робеспьера достаточно свободно обсуждались. Что касается, несомненно, существовавшего во Франции культа Наполеона, то это было уже «из другой песни» – Наполеон предал идеалы республики и революции и в 1804 году стал коронованным императором Франции. Культ личности живого вождя в брутальной версии просуществовал в СССР примерно 30 лет, с середины 20-х до середины 50-х годов прошлого века, и вышел далеко за пределы того периода и тех обстоятельств, когда существование диктатуры могло бы быть хотя как-то инструментально оправданно. До логического завершения процесс обожествления живого и мертвого вождей был доведен в КНДР, где де-факто давно уже существует наследственная теократическая монархия. В ослабленном виде культ живого вождя просуществовал в СССР примерно до 1987 года, когда новый руководитель страны М.С. Горбачёв решительно взял курс на полное реформирование системы. Культ мертвого вождя также продержался в СССР до самого крушения страны. В основных компартиях России до сих пор де-факто запрещена любая критика Ленина, даже в форме генерализации. По крайней мере, ни один из лидеров нынешних компартий и их влиятельных функционеров ни разу на моей памяти не позволил себе ни одного публичного критического упоминания в адрес Ленина. С моей точки зрения, созданный в СССР персонифицированный репрессивный культ личности не имел ничего общего даже с теоретически провозглашенной моделью диктатуры пролетариата, не являлся ее обязательным атрибутом и действовал в совершенно ином измерении. По-видимому, он был предназначен для решения совершенно иных задач. По своему формату данный культ сильно напоминал азиатские деспотии Древнего Мира или раннего феодализма. (Справедливости ради надо отметить, что сам Ленин ко всему этому культостроительству имел мало отношения, после пережитого покушения и тяжелого ранения в 1918 году он долгое время болел, с 1921 года начал отходить от дел и в 1924 году скончался. Основные мероприятия по превращению диктатуры пролетариата в подобие абсолютной теократической монархии начались уже после его смерти.) Персонифицированный культ личности в придачу к диктатуре всегда порождает множество вопросов о субъекте культа: его родовой, генетической, этнической и религиозной принадлежности. И это в общем понятно: личность, находящаяся на вершине диктатуры, тем более являющаяся субъектом и объектом культа, в любом случае обеспечивает уникальные условия для воспроизводства своей БГС, даже если она и не ставит такой цели. 3. Попробую проиллюстрировать, как это могло работать. Культ личности в каком-то смысле представляет собой очень своеобразную маркетинговую стратегию. С ее помощью потребителей убеждают в том, что, находясь в пространстве особого отношения к объекту культа, потребитель этого культа приобретает некий позитив: энергетический, психологический, сакральный, наконец, банально биологический. Монархические культы в завуалированной форме, но очень уверенно постулируют, что та или иная династия (БГС) является лидером внутривидовой конкуренции и именно поэтому ей стоит поклоняться, а если повезет, то и присоединяться (в смысле вступать в брачные отношения и производить совместное потомство). Сакральная компонента является доминирующей для культовых отношений, связанных с религиозными объектами. Верующих убеждают в том, что, становясь приверженцами той или иной религии, верующие будут получать определенный позитив, связанный с земным существованием и гипотетическим загробным миром. В случае с культами Ленина и Сталина дело обстоит еще более определенно. Для советского периода исполнение элементов культа было обязательным условием продвижения по социальной лестнице. Не выполняя определенных ритуалов и не произнося определенных ритуальных фраз, нельзя было рассчитывать на успешную карьеру в обществе. Интуитивное ощущение генетического родства с объектом культа и возникающие в этой связи желание, привычка или возродившийся социальный навык по исполнению средневековых ритуалов поклонения вполне могли стать дополнительным позитивным фактором социальной динамики для одних членов советского общества и, напротив, становились серьезным демотивирующим фактором для тех, у кого генетический материал объекта культа опять-таки на интуитивно-психологическом уровне вызывал отторжение. Исключения были возможны, но они лишь подчеркивали правило. В более мягком варианте аналогичная социальная технология имеется во всех развитых христианских странах: религиозная самоидентификация и исполнение ритуалов являются во многих случаях неизбежным и обязательным элементом успешной социализации. А в большинстве современных мусульманских стран степень «добровольной принудительности» исполнения ритуалов культа примерно тождественна аналогичному параметру сталинской эпохи. Не будучи мусульманином, практически во всех мусульманских странах невозможно занимать руководящие посты. Естественно, что, помещая объект культа в центр социальной динамики и делая отношение к нему главным мотивирующим фактором этой динамики, вы, хотите того или нет, рекламируете генетический материал, из которого он сделан. А значит, осуществляете мощнейшую, хотя и латентную рекламную кампанию той БГС, к которой принадлежит объект культа. При этом в культах Ленина и Сталина есть вполне определенные три составные части. Первая из них связана со вполне укоренившейся в человечестве привычкой относиться с глубоким уважением к крупным ученым. Ленин в большей степени, Сталин – в меньшей были достаточно крупными учеными для своего времени. Именно первая составляющая является фундаментом для выполнения полезной антирелигиозной и в этом смысле заместительной функции культа. Социально-организованное уважение к крупным ученым, замещающее поклонение сакральным объектам, является, с моей точки зрения, плодотворным направлением для социального проектирования в будущем. Иными словами, «сонм святых» атеиста – это совокупность научных гениев всей человеческой истории, а атеистические «жития святых» или дервишей – это ЖЗЛ. Культ научный истины и ее носителей имеет одну особенность – научную истину, если она более или менее установлена, критиковать не принято. Вторая компонента была связана с присущей любому человеческому сообществу склонность испытывать пиетет по отношению к организационным лидерам, проще говоря, к правителям. Видимо, в силу особенностей русской истории эта составляющая в советский период оказалась чудовищно гипертрофированной. Третья компонента – отношение к объекту культа как к сакральному объекту и связанное с этим наделение объекта культа такими антинаучными и антиправовыми характеристиками, как непогрешимость, всеведение, неподсудность и т.п. К сожалению, именно вторая и третья компоненты и тот самый элемент из первой – традиция не критиковать уже установленную научную истину, соединившись в гремуче-ядовитую смесь, оказали на общественное развитие в советское время крайне негативное воздействие, очень сильно исказив процесс социалистического строительства и крайне затруднив процесс научного поиска в сфере гуманитарных наук, что в конечном счете и привело к ситуации, когда наука не смогла вовремя дать необходимых ответов на вызовы времен. Что ж, кое-что проясняется, но на интересующий нас вопрос о том, как советский период повлиял на динамику БГС, ответ пока мы так и не получили. При этом еще раз: не забываем, что в любом персонифицированном варианте культа генетический материал, из которого сделан объект культа, является значимым. Если не для самих создателей культа или неведомых социальных проектировщиков, которые в азарте борьбы за всемирное социальное освобождение пренебрегали малозначимыми, с их точки зрения, переменными, то для русской истории, которая началась не в 1917 году и, как следует из вышеприведенных размышлений, имеет вполне конкретные и весьма чувствительные болевые точки. К примеру, если предположить, что русских людей, даже пусть из самых благих побуждений справедливости и всемирного счастья, заставляли исполнять ритуал поколения объекту культа, сделанного из генетического материала, имеющего отношение к БГС-Чингизиды, то… сами понимаете…
Алексей Петрович ПРОСКУРИН
____________ * 99-процентную гарантию в этом и во многих других случаях могла бы дать генетическая экспертиза, но для нее время пока еще, видимо, не пришло.
|