НА ЮГО-ЗАПАДНОМ ФЛАНГЕ
Традиционно юго-западный фланг российской геополитики, начинаясь в Грузии и Армении, далее проходил через сакральную точку – Константинополь (Стамбул) и включал в себя почти все Балканы. Более чем трехвековая серия русско-турецких войн (всего с 1568 по 1918 год историки насчитывают 12 полноценных войн между Российской и Османской империями; общая продолжительность войн составила 241 год) была де-факто одной большой войной за «византийское наследство». (Византия, в которой утвердилась восточная версия христианства, в отличие от западной, католической, в период своего рассвета включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Южный Кавказ, а также территории нынешних Египта, Сирии, Ливии, Иордании и Израиля. Османская империя, созданная турками-османами после взятия Константинополя (1453 год), на первых порах территориально почти совпадала с Византийской.) В итоге Россия выиграла войну за большую часть «византийского наследства», и к 1917 году ей удалось почти полностью включить в сферу своего влияния все восточнохристианские народы на Балканах и на Кавказе, а также установить эффективные отношения с четырьмя важнейшими православными патриархатами, действующими на территории тогдашней Османской империи: Константинопольским, Антиохийским, Александрийским и Иерусалимским. После образования СССР, в период между двумя мировыми войнами, эта схема была полностью разрушена. СССР стал атеистическим государством. Балканские страны переориентировались на Запад (кто – на США, Великобританию и Францию, а кто – на Германию и Италию). Православные Грузия и Армения вошли в состав СССР и также стали номинально атеистическими, а патриархаты Ближнего Востока превратились для советского государства в непонятную и ненужную экзотику. После победоносной для СССР Второй мировой войны Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Молдавия переживали в рамках СССР невиданный подъем национальных культур. Доминирование России на Балканах стало почти господством и никем не оспаривалось, а на Ближнем Востоке была создана и включена в сферу влияния СССР система исламского социализма – по преимуществу в странах, где позиции православных меньшинств были достаточно сильны, в том числе в Египте и Сирии. Из всех бывших византийских территорий только Турция, Греция и Израиль находились вне сферы влияния СССР. После 1991 года историческая Россия сильно уменьшалась, сжавшись до размеров нынешней РФ, и полностью утратила свои позиции на Балканах и Ближнем Востоке. Кроме того, на карте мира появились такие новые государства восточнохристианской традиции, как Беларусь, Армения, Македония и др., которые либо не существовали никогда, либо вновь появились на карте мира после длительного исторического перерыва. В настоящее время в число стран, которые исторически относятся к восточнохристианской традиции, входят: Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Грузия, Армения, Румыния, Болгария, Сербия, Македония, Черногория, Греция, Кипр и, – возможно, для многих это окажется сюрпризом, – Эфиопия, вторая по численности населения страна восточного христианства (в 2012 году население Эфиопии приблизилось к 95 миллионам человек). Кроме того, фактически независимая Республика Сербская (не путать с «Большой» Сербией) является федеративной частью Федерации Боснии и Герцеговины (одна из республик бывшей Югославии с преимущественно мусульманским населением). Общее население восточнохристианской сферы (далее – Сфера) – более 360 миллионов человек (не считая диаспоры в других странах). Все эти страны, за исключением Эфиопии, либо входили в состав Византийской (Восточной Римской) империи, либо находились в орбите ее культурного воздействия. Напомним, что в течение почти всех средних веков (конец V – середина XIII в. нашей эры) не Западная Европа, лежащая в развалинах после гуннских и готских завоеваний и разрушаемая постоянными опустошительными войнами варварских королевств, а именно Византия была научным и культурным центром всего христианского мира. Помимо четырех упомянутых выше влиятельных патриархатов, действующих в настоящее время на территории различных исламских государств и государства Израиль, на территории Египта действует Коптская христианская церковь, насчитывающая около 7–8 миллионов приверженцев.
Политические ориентации Что касается нынешних политических ориентаций стран восточнохристианской традиции, то они достаточно разнообразны: Греция и Кипр давно являются членами ЕС и НАТО, Болгария и Румыния вошли в ЕС и НАТО в постсоветский период, Грузия начала размышлять о вступлении в европейские и североатлантические структуры после конфликта 2008 года. В Молдавии у власти с 2010 года находится прозападное правительство и еще более прозападный президент, которые целью своей политической деятельности считают, как минимум, вступление Молдавии в евроструктуры. Сербия, Македония и Черногория в настоящее время с разной степенью успешности и интенсивности ведут переговорный процесс о вступлении в ЕС. Украина на данный момент равно дистанцирована от ЕС и России и находится на историческом распутье. В орбите российского влияния, таким образом, безусловно, находятся лишь Белоруссия и Армения. Иными словами, Сфера, представлявшая собой значительную политическую, экономическую и военную силу в конце XIX – начале XX вв. и особенно после Второй мировой войны, в настоящее время практически полностью разрушена. Любопытно, что постсоциалистическая история многих православных государств развивалась по сходным сценариям. Они пережили территориально-политический распад (СССР, Югославия) и/или вели достаточно кровопролитные войны с сепаратизмом на своих территориях (Югославия, Эфиопия, Россия, Сербия, Грузия, Молдавия). Как правило, сепаратизм имел религиозную, часто исламскую окраску или исламские исторические корни. В России это была Чечня, в Эфиопии – мусульманская провинция Эритрея, в Югославии – Хорватия, Словения и Босния, в Сербии – Косово, в Грузии – Абхазия (в период господства Османской империи на Черном море большинство населения Абхазии приняло ислам).
Экономическая ситуация После крушения СССР и развала социалистического лагеря во всех без исключения странах Сферы экономическая ситуация резко ухудшилась и оценивается в настоящее время либо как очень плохая (Болгария, Македония, Молдавия), либо как плохая (Румыния, Греция, Украина, Грузия), либо как не очень хорошая (Россия, Сербия, Армения). Только в Черногории и Белоруссии экономическую ситуацию можно оценить словами «не хуже» или «не намного хуже, чем во времена социализма». Во всех странах Сферы, вне зависимости от их нынешней блоковой принадлежности, в том числе членства в НАТО, ЕС, Евразийском союзе или Таможенном союзе, произошла и продолжает происходить деиндустриализация и деинтеллектуализация, результирующаяся в катастрофическом сокращении демографического, промышленного и научно-инновационного потенциала.
Отношения внутри сферы восточно-христианской традиции Отношения в Сфере традиционно характеризовались двумя основными особенностями: 1. Доминирование России и сплочение вокруг нее остальных народов. Россия всегда брала на себя роль лидера, и эта роль, как правило, признавалась остальными. Прежде всего потому, что Россия защищала интересы своих восточнохристианских союзников, вплоть до пренебрежения своими собственными интересами, в предельном случае – до жертвенности. Так было в ходе многочисленных войн с Турцией, направленных не только на получение внешнеполитических выгод, но и на защиту единоверных братьев-славян и православных Грузии и Армении. Так было в Первую мировую войну, в которую Россия вступила, защищая интересы Сербии и Черногории, которые подверглись агрессии со стороны Австро-Венгрии и Германии. Именно способность России как лидера восточнохристианского сообщества не только доминировать (это умела любая империя), но и жертвовать, в том числе жизнями своих солдат и офицеров «за други своя», высоко оценивалась государствами и народами Сферы и мотивировала их на добровольное делегирование части лидерских полномочий России. Увы! В настоящее время Россия не выполняет своих функций лидерства в Сфере. Не только потому, что заметно уменьшился экономический, демографический и военный потенциал России, но и прежде всего потому, что принятая руководством страны в качестве базового мировоззрения рыночная доктрина не предполагает иного способа отношения, кроме принципа возмездности и получения выгоды как единственного возможного способа оценки результативного действия. Действуя в рамках парадигмы выгодности во внешней политике, Россия очень серьезно подорвала веру народов восточнохристианской традиции в свои возможности быть лидером. Самыми вопиющими действиями России в этом смысле стали абсурдные газовые войны с Украиной, второй по величине и потенциалу страны Сферы, и полное отсутствие реальной поддержки православных государств бывшей Югославии в их борьбе за свои территориальные и демографические права. 2. Военные конфликты между православными государствами были крайне редки. Вторая Балканская война (война Сербии, Черногории и Греции против Болгарии в 1913 году), участие Болгарии в Первой мировой войне на стороне австро-германского блока и участие Румынии и Болгарии во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии являлись, скорее, некими аберрациями политического сознания, связанными прежде всего с нахождением у власти в Болгарии и Румынии этнически немецких королевских династий. Тем более что в 1941–1945 годах Болгария и Румыния воевали не против православной России, а против атеистического СССР. В настоящее время внутри Сферы имеют место следующие открытые и латентные конфликты: - между Грузией и Россией (по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии); - между Россией и Молдавией (по поводу статуса Приднестровья); - между Россией и Румынией (по поводу статуса самой Молдавии); - между Россией и Украиной (по поводу геополитических ориентаций Украины). Вообще российско-украинские отношения, точнее их неурегулированность, представляют на данный момент главную проблему для существования всего восточнохристианского мира. Об этом в свое время очень толково писал видный американский аналитик, политик и выдающийся иезуит З. Бжезинский. При этом московские аналитики, как правило, очень тенденциозно оценивают ситуацию на Украине, сильно занижая ее потенциал и создавая у российского читателя иллюзию, что Украина этнически делится едва ли не пополам: на западную и восточную (русскоязычную) части. Однако использование русского языка и этническая принадлежность отнюдь не тождество. На самом деле украинцев на Украине проживает только чуть меньше, чем русских в России (78 и 81 проц. соответственно), то есть фактически по европейским меркам это моноэтническое государство. Украинцы составляют этническое большинство во всех областях Украины, кроме Автономной Республики Крым. Иными словами, соотношение украинцев и русских на Украине (4:1) примерно такое же, как в Хорватии между хорватами и сербами перед началом войны Хорватии (1991–1994 гг.) за независимость в период распада СФРЮ. Тогда Сербия попыталась отколоть от Хорватии восточную часть ее территории – Сербскую Крайну, однако в результате массированной помощи Запада Хорватии и бездействия России война закончилась почти полным изгнанием сербов из Хорватии; - между Грецией и Македонией (по поводу исторического наследия Древней Македонии). В 2008 году, впервые за много столетий (в предыдущий раз войны такого рода были отмечены в истории еще в период существования Византийской империи; в X–XII века Византийская империя воевала с Болгарским царством и Сербией), разразился конфликт между двумя реально-православными странами – Россией и Грузией. В результате неумной политики властей с обеих сторон конфликт перешел в фазу военного противостояния и едва не перерос в полномасштабную войну. Однако основной причиной деградации восточнохристианской Ойкумены, с нашей точки зрения, всё же является полное отсутствие интереса к концептуальному проектированию на этом направлении.
Основная причина Современная Россия дуальна достаточно парадоксальным образом: с одной стороны, часть ее руководителей во главе с президентом Путиным являются ярко выраженными германофилами и в рамках этой позиции – антиамериканистами; с другой стороны, в руководстве России достаточно сильны разнообразные евразийские упования. В этом смысле панславянские проекты, или проекты, которые связаны с восточнохристианской традицией, российское руководство интересовали до сих пор мало. Это мягко говоря. По крайней мере, руководство России не проявляло ни малейшего интереса к деятельности по отношению к Сфере. Если в этом направлении что-то и делается, то только для того, чтобы создать видимость активности или застолбить площадку и не дать появиться и сформироваться сильным лидерам или политическим партиям, которые будут делать по данному вопросу что-то реальное. Вот очень характерный пример. В настоящее время Сербия остро нуждается во всех видах поддержки: духовной, интеллектуальной, политической, военной и финансовой. В уставшей бороться и ждать помощи от бывших союзников стране достаточно сильно прозападное лобби, которое ведет дело к вступлению страны в ЕС. И для того, чтобы не дать этому лобби победить, Россия должна немедленно задействовать целую систему мер по привлечению сербского общественного мнения на свою сторону. Вы можете назвать хотя бы парочку таких мер, предпринятых в последнее время, и позитивное освещение их российскими телеканалами в формате интенсивной информационной кампании? Какое там… Российское руководство безмятежно развлекается игрушками вроде «Южного потока», пытаясь выдать это чисто коммерческое мероприятие чуть ли не за чудеса жертвенности и братской помощи (помимо прочего, «Южный поток» своими конечными пунктами имеет вовсе не Сербию и Черногорию, а Италию и Австрию). А между тем Сербия (Югославия), как минимум, достойна более уважительного, внимательного и вдумчивого отношения. Напомним один никем не скрываемый, но почему-то всякий раз ускользающий от сознания рядового россиянина факт. В подписанной Гитлером директиве № 21 (план «Барбаросса») первоначально в качестве срока нападения на СССР называлась дата 15 мая 1941 года. Гитлер подписал план в конце декабря 1940 года, а приказ о начале сосредоточивания войск для ведения военных действий был отдан германским генеральным штабом 21 января 1941 года. Однако в конце марта 1941 года в Белграде произошли серьезные события. Перед войной в Югославии, которая тогда была королевством во главе с сербской династией Кара-Георгиевичей, боролись несколько группировок. Прогерманская считала противостояние Германии безумием, и 25 марта 1941 года югославский премьер-министр Цветкович подписал венский протокол о присоединении его страны к Тройственному пакту (Германия – Италия – Япония). В стране начались массовые митинги и демонстрации протеста против присоединения Югославии к пакту. В 400-тысячном Белграде на демонстрацию протеста вышло не менее 80 тысяч человек. В ночь на 27 марта 1941 группа офицеров ВВС во главе с командующим югославскими ВВС генералом Д. Симовичем совершила государственный переворот, свергнув князя-регента Павла. Сам Павел выехал из столицы поездом вечером предыдущего дня в свое имение Брдо в Словении. Члены кабинета Д. Цветковича были подняты с постелей и арестованы. На престол был возведен 17-летний король Пётр II, объявленный по этому случаю совершеннолетним, а затем было образовано новое правительство генерала Симовича. Гитлер расценил подобный факт как предательство со стороны Югославии и решил отомстить ей, ликвидировав эту страну как государство. Директива ОКВ № 25 об этом была подписана уже вечером 27 марта 1941 года. 5 апреля 1941 года Югославия, в надежде на военную помощь, заключает с СССР Договор о дружбе и ненападении. Увы! СССР не смог и не захотел оказывать реальную помощь Югославии. Сталин до последнего пытался избежать войны. Симович в Москве многими рассматривался в качестве английского агента, а всё происходящее на Балканах – как крупная провокация английских спецслужб, пытающихся столкнуть Германию и СССР. Вермахт разгромил плохо подготовленную югославскую армию в течение полутора недель. Тем не менее именно из-за отвлечения крупных сил (прежде всего танковых дивизий) нацистской Германии на Балканскую кампанию нападение на СССР было перенесено более чем на месяц. Мы сейчас можем лишь предполагать, как бы развернулась битва под Москвой, если бы наступление гитлеровцев на Москву началось не 30 сентября 1941 года, а на месяц-полтора раньше. С нашей точки зрения, неоспоримым является тот факт, что переворот в Белграде и жертвенная способность Югославии пойти на войну против многократно превосходящего противника оказали серьезное стратегическое и духовное воздействие на общий ход кампании 1941 года и на сроки разразившейся впоследствии битвы под Москвой. Но в российских источниках данный факт не рассматривается в качестве серьезного стратегического события, повлиявшего на ход войны. Это еще одно свидетельство способности (увы, весьма низкой) нынешней России реально оценивать потенциал и вклад своих пока еще союзников по Сфере. Это и понятно. С одной стороны, откровенное германофильство первого лица в государстве, пренебрегшего всем, чем только можно, лишь бы Германия снабжалась газом без помех, с другой… Евразийский проект, выдвинутый руководством России и лично президентом Путиным, безусловно, направлен в сторону Азии. Если взглянуть на него попристальнее, то, по сути, он представляет собой движение к некоторой славяно-тюркской и православно-исламской дуальности. Это, во-первых, вряд ли вызовет энтузиазм в Киеве, Белграде, Афинах или Ереване, у которых свой собственный и очень непростой исторический опыт общения с тюркскими народами и с исламской агрессией, а во-вторых, рано или поздно вызовет серьезнейшие напряжения внутри самой России именно по причине нарастания дуальности. В общем, Кремлю нынче не до собирания восточнохристианской традиции. Концептуализирование же в малых странах Сферы в настоящее время затруднено по причине их бедственного положения и отсутствия привычки к подобного рода самостоятельному само- и взаимоопределению.
Камо грядеши? «ЭФГ» неоднократно в 2009–2012 годах публиковала материалы о византизме (например, работы А. Геворкяна и Д. Билбии). Термин, на мой взгляд, не самый удачный, однако суть вполне верная и добротная – выраженный в предельно концентрированном и сжатом виде призыв к объединению народов Сферы и созданию некоторой экономической и политической общности. Считаю, что только в рамках инициирования и развития данного проекта удастся снять накопившиеся противоречия между странами Сферы и заложить основу для будущего быстрого развития. Альтернативы достаточно ясны и печальны. Большая часть стран Сферы – Греция, Кипр, Болгария Румыния и, вероятно, Сербия, Черногория, Македония, Грузия, Молдавия, а также, возможно, Армения и Украина станут путем присоединения к ЕС частью общехристианской общности, которая в этом случае станет еще более западной, чем сейчас, со всеми присущими глобальному Западу недостатками. Благотворное влияние восточнохристианской традиции на Запад, как ни парадоксально, в этом случае сильно уменьшится. Меньшая часть – Россия, Белоруссия и, возможно, Армения, вошедшие в Евразийский союз, будут представлять собой всё более и более самоизолирующийся осколок общехристианской общности. В плане внешней политики России и Белоруссия все больше и больше будут входить в геополитическую сферу влияния Китая, а в плане внутренней демографии – становиться всё более и более тюркскими и исламскими государствами. Украина при таком раскладе в Евразийский союз, скорее всего, не войдет, предпочтя сохранить независимую позицию. Подчеркну: хотя в этом тексте анализ потенциальных организационных действий ведется на основе фактора церковной принадлежности, я, как атеист, понимаю и употребляю этот термин в основном как историко-культурную и поведенческую традицию. Тем не менее я готов поддерживать проект политического и экономического объединения стран Сферы даже в том случае, если он будет в значительной степени продвигаться и окормляться союзом православных церквей, ибо на данный момент в наших странах я не вижу политического направления, способного и желающего взять на себя инициирование, доработку и внедрение в организационную практику данного проекта. Недавнее собрание глав православных церквей по случаю 1025-летия крещения Руси, сначала в Москве, а затем в Киеве, продемонстрировало, что определенный потенциал в этом смысле у руководства православных церквей имеется. Само собой разумеется, что для того, чтобы такие страны, как Болгария, Румыния, Греция и Кипр, могли вступить в новую общность, они должны выйти из ЕС и НАТО. Мне кажется, что пример печальной деградации Греции и незавидное существование в рамках ЕС Румынии и Болгарии – вполне резонный повод всерьез задуматься о том, могут ли вообще люди и страны с православной историко-культурной матрицей адекватно, а тем более эффективно существовать в рамках в высшей степени добротного и обладающего многими достоинствами, но протестантско-католического по своей сути ЕС (строго говоря, в нем и католикам-то не всегда уютно). В протестантизме, например, в отличие от православия, богатство является богоугодным.
Алексей Петрович ПРОСКУРИН
Продолжение следует.
|