Главная       Дисклуб       Наверх       Что нового?  

 

БЕЛОРУССИЯ – ЭТО "БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

Под таким названием только что вышла из печати в московском издательстве "ИТРК" и поступила в продажу книга известного специалиста по российско-белорусским отношениям, доктора экономических наук, профессора Юрия Федоровича Година. Автор уделяет основное внимание геополитическим и торгово-экономическим аспектам наших взаимоотношений в рамках продекларированного Союзного государства через призму энергетического конфликта, который постоянно дестабилизирует российско-белорусский союз..

Вот уже который год в декабре, накануне Нового года, россияне и белорусы с интересом и тревогой наблюдают резкое обострение взаимоотношений между Кремлем и Минском по поводу цены на природный газ для Белоруссии на следующий год. Наши союзные страны уже пережили две "газовые войны". Не состоявшееся 2 декабря 2008 года заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства заставляет нас думать о начале третьей "газовой войны", так как союзники до сих пор не договорились по газовой цене на 2009 год.

Автор книги попытался дать ответы на главные вопросы, которые волнуют сторонников российско-белорусского союза и не оставляют безразличными его недругов. Почему двусторонние отношения России и Белоруссии переживают перманентный кризис и каковы возможные пути его разрешения? Каким путем возможно России и Белоруссии преодолеть реально существующие различия в экономических моделях, которые реализуют у себя союзные страны, чтобы с помощью эволюционных преобразований и с наименьшими издержками попытаться их сблизить, навести прочные "мосты" в интересах экономического и социального развития двух народов? Каким должно быть вхождение союзных стран в мировую экономику, чтобы защитить интересы России и Белоруссии в глобальном масштабе? На все эти непростые вопросы читатель найдет соответствующие ответы.

Книга состоит из пяти основных блоков проблем, которые особенно интересны читателям – сторонникам единения с Белоруссией.

 

1. Состояние российско-белорусского союза в рамках создания Союзного государства.

Современные двусторонние отношения России и Белоруссии развиваются в рамках СНГ фактически так же, как межгосударственные отношения России с любой другой страной так называемого Содружества, возникшего после ликвидации СССР, т.е. с идентичными проблемами, противоречиями и претензиями друг к другу в ходе продекларированного еще в 1991 году интеграционного взаимодействия.

Что касается основных результатов развития взаимоотношений России с Белоруссией, то на практике оказалось, что их торгово-экономическое и производственно-кооперационное сотрудничество в существенной мере усугублялось заключенными между союзными странами интеграционными договорами: о Сообществе в 1996 г., о Союзе в 1997 г. и создании Союзного государства в 1999 году. Мы, специалисты по российско-белорусским отношениям, это прекрасно видели и понимали. Об этом довольно подробно говорится в книге Ю.Ф. Година. Но этот вывод впервые во всеуслышание озвучил А.Г. Лукашенко – 8 сентября 2008 года на встрече в Минске с журналистами российских региональных СМИ:

"Я попробую все-таки без дипломатических фраз говорить. Мы находимся на этапе замороженном, все-таки мы могли бы больше иметь… Очень много сделано, но это мы могли бы иметь и без Союзного государства, строя наши отношения как братские государства, братские республики. Поэтому, конечно, если бы в свое время не произошло торможение в наших отношениях в рамках союзного строительства, строительства Союзного государства, мы бы, наверное, были дальше, чем сегодня".

Почему это произошло и почему процесс торможения российско-белорусской интеграции продолжается и сегодня вследствие воздействия как внешних факторов, так и, особенно, внутренних факторов и причин?

Следует особо подчеркнуть, что российско-белорусский союз, его создание и укрепление направлено на сохранение славянства и православных духовных ценностей, на защиту восточнославянской цивилизации от наглого напора из-за океана и навязывания нам англосаксонских стандартов с целью нанести максимальный ущерб и в конечном итоге подорвать основы национальной безопасности как России, так и Белоруссии.

Итак, каково же нынешнее состояние российско-белорусского сотрудничества в рамках создания Союзного государства?

Еще год назад белорусский президент констатировал: "Процесс строительства Союзного государства на сегодняшний день застопорился". А на упомянутой встрече с журналистами в Минске А.Г. Лукашенко назвал нынешний этап союзного строительства "замороженным этапом". Это касается прежде всего экономической и внешнеполитической сфер взаимодействия, но не военно-технического и военно-политического сотрудничества.

 

2. Почему России стал геополитически необходим союз с Белоруссией после недавних событий в Южной Осетии и Абхазии и обострения отношений Запада с Российской Федерацией?

Следует признать, что Россия все больше проигрывает в жестком противоборстве с мировыми центрами сил и влияния на экономическом и политическом пространстве СНГ, заметно уступает их напору. Это касается в первую очередь Белоруссии – нашего единственного союзника. Главной аргументацией Кремля при повышении цен на природный газ для Белоруссии, как заявил А.Г. Лукашенко на встрече с российскими журналистами, является следующий лукавый пассаж: "Слушайте, Александр Григорьевич, вот мы готовы Вам продавать газ как своим лучшим друзьям по внутрироссийским ценам, но Вы понимаете, что скажут на Западе… А сегодня сложилась ситуация (вокруг Южной Осетии и Абхазии – Ю.Г.), когда мне говорят: Александр Григорьевич, но Вы немедленно должны поддержать Россию".

Со своей стороны могу сказать, как один из руководителей СОПСа и информированный человек, что Белоруссия уже без всяких условий поддержала Россию: во-первых, Минск уже много лет поставляет свои товары, в первую очередь, трактора и в Абхазию, и Южную Осетию и даже разругалась из-за этого с Грузией; во-вторых, Белоруссия поставила гуманитарную помощь в Цхинвал сразу же после окончания трехдневной войны, также направляет туда своих строителей; в-третьих, именно Республика Беларусь выступила инициатором одобрения действий России на заседании ОДКБ и при этом склонила чашу весов  других стран-членов ОДКБ в пользу общей поддержки позиции России; в-четвертых, Лукашенко заявил, что вновь избранный парламент Белоруссии (на выборах 28 сентября 2008 года) рассмотрит вопрос о признании независимости Южной Осетии и Абхазии; в-пятых, Республика Беларусь как надежный союзник и субъект международного права – не включенный в состав России как того требовала несколько лет тому назад Москва – поддержит Россию на международной арене и в международных организациях.

А что же Россия? Известно, что до 8 августа 2008 г. Москва ориентировала Минск на поставки природного газа с 1 января 2009 г. по среднеевропейской цене: 380 долл. за тысячу кубов. И это при то, что в Грузию до сих пор поставляется газ по 110 долл. за тысячу кубов (как и в Армению), а недружественному режиму Ющенко в Киеве по 179,5 долл. за тысячу кубов. Комментарии, как говорится, излишни.

Белоруссия – это мост между Востоком и Западом. По словам Лукашенко, геополитическое положение Белоруссии – это национальное достояние республики: "Как  у вас нефть и газ, так у нас геополитика – наше положение стратегическое". Белорусский лидер неоднократно заявлял, что Республика Беларусь не может дружить с Америкой за счет России. Вот его слова, сказанные 8 сентября 2008 г.: "Я дружбой с русскими не торгую. Это принципиальная позиция". Белорусский президент об этом сказал после того, как в Минск 28 августа 2008 года приезжал на встречу с ним заместитель Госсекретаря США, чтобы уговорить Лукашенко осудить действия Москвы на Кавказе в обмен на снятие санкций Запада. Недружественные по отношению к Белоруссии российские СМИ поспешили обвинить Минск чуть ли не в предательстве своего российского союзника.

Однако Белоруссия уже дала согласие на переговоры с Москвой по выработке совместного адекватного ответа на размещение американской системы ПРО в Восточной Европе. Мы должны понимать и сознавать, что наша западная граница проходит не на границе Смоленской области, а в районе Бреста. Именно там мы граничим со странами-членами НАТО. Белоруссия является на деле форпостом на западных рубежах Союзного государства.

 

3. Почему "не идет" интеграция России и Белоруссии в рамках создания Союзного государства?

В Белоруссии возникла принципиально другая модель социально-экономической системы, чем в России. Реализуемую с 1992 года в России экономическую модель нам навязали специалисты из-за океана из демократической партии США во времена правления администрации Б.Клинтона. Данная модель именуется как одна из разновидностей модели неолиберально-монетаристского типа.

Белорусская модель, это следует знать, начала формироваться еще во время Великой Отечественной войны. Поэтому белорусская социально-экономическая система даже во времена Советского Союза, особенно в период руководства республикой Петра Мироновича Машерова, имела отличительные черты по сравнению с РСФСР и другими советскими республиками. Не имея природных ресурсов, Белоруссия совсем не случайно стала "сборочным цехом" СССР, ее экономика концентрировалась вокруг предприятий-гигантов (МТЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, Гомсельмаш, Новополоцкий и Мозырский НПЗ и др.). Самосознание белорусского рабочего класса, его сплоченность, воспитанная бывшими руководителями  партизанских отрядов, вставших в послевоенное время во главе республики, не позволили провести после выхода республики из Союза гибельную для страны приватизацию, т.е. после того как она стала самостоятельной, хотя и оставалась экономически зависимой от России (на 85%).

А.Лукашенко, когда пришел к власти в 1994 году, обозначил эту модель как рыночную социально-ориентированную модель. Сегодня можно констатировать, что эта модель оказалась конкурентоспособной. Сложившаяся система в Белоруссии, несмотря на множество существующих проблем, по объективным результатам развития оказалась, безусловно, конкурентоспособной по сравнению с другими моделями преобразований в других странах СНГ, в т.ч. в России. В России эти позитивные результаты нередко пытаются объяснить нашей помощью, в первую очередь, за счет более низких для Белоруссии цен на газ. Россия действительно оказывала и пока еще продолжает оказывать, хотя и в меньших масштабах, существенную экономическую помощь Белоруссии. Но ведь наши предприятия всегда получали газ по еще более низким ценам, чем белорусские. Значит, разница в результатах объясняется не этим. К примеру, предприятия Смоленской области получают природный газ по 72 долл. за одну тысячу кубов (Белоруссия – до 31 декабря 2008 г. по 127,2 долл.).

Отношение к Белоруссии и ее президенту Лукашенко уже давно раскололо российское общество, прежде всего, по идеологическим мотивам: на лево-патриотические силы (которые почти целиком "за Лукашенко") и либералов-западников (против Белоруссии и Лукашенко). Кстати, последние составляют незначительное меньшинство, но по-прежнему командуют в законодательной и исполнительной ветвях российской высшей власти, не находя "общего языка" с Минском, но считаясь с доминированием общественного мнения российского общества в пользу союзничества с Белоруссией.

Противники Лукашенко в принципе не приемлют белорусскую социально-экономическую модель, которая оказалась абсолютно не похожей на российскую. Главное – крупная государственная собственность не была распределена между своими и иностранными "дерипасками", "абрамовичами" и "потаниными". Все остальное второстепенно, обвинения Лукашенко в авторитаризме, антидемократичности и других "грехах" – лишь дымовая завеса.

Не вдаваясь в подробности по характеристике белорусской социально-экономической модели (о многих ее составляющих говорится в книге Ю.Ф.Година), ее следует обозначить как уникальное и недостаточно изученное явление на постсоветском пространстве. Она существенно отличается как от прежней советской системы, так и от традиционной модели переходного периода, примененной с непринципиальными отличиями в других бывших социалистических странах. В Белоруссии пытаются создать своеобразный гибрид госпредприятий и рынка при ограниченном использовании планового механизма. Разумеется, с переменным успехом, в основном методом проб и ошибок. Конечно, эта модель еще далека от своего окончательного оформления.

Результаты социально-экономического развития Белоруссии более благоприятные, чем в подавляющем большинстве постсоциалистических стран.

Однако признание права на существование данной альтернативной модели для рыночных фундаменталистов, преобладающих в российском правительстве, крайне нежелательно, поскольку ставит под вопрос всю философию рыночных реформ в России.

Формирование собственного эффективного социально-экономического механизма в Белоруссии вызывает большое беспокойство в либеральном лагере и активизирует попытки объяснить "белорусское экономическое чудо", "бескорыстной российской помощью" и вообще всячески дискредитировать белорусскую модель. Поэтому либералы-западники с большим удовлетворением поддерживают повышение цен на энергоносители для Белоруссии – "даже выше чем для побежденной общими усилиями Германии" (выражение А.Лукашенко). Для них перспектива ухудшения социально-экономического положения в этой славянской стране и даже уход Белоруссии на Запад не угроза, а заветная мечта. Нет сомнения, что противники Лукашенко очень хотели бы его "скинуть", добиться изменения социально-экономической системы Белоруссии на некий аналог того, что мы имеем в России и загнать страну в "европейские объятия".

Как бы ни различались политические, идеологические и личные предпочтения российских политиков, бизнесменов, некоторых представителей науки, журналистов и т.д., все они обязаны учитывать геополитическую роль Белоруссии для России, если они нормальные граждане своей страны, т.е. граждане, которые не действуют против ее интересов, сознательно не подрывают основы национальной безопасности.

 

4. По какому сценарию возможна конвергенция России и Белоруссии в Союзном государстве?

На этот ключевой вопрос читатель найдет исчерпывающий ответ в книге Ю.Ф. Година.

Вячеслав Алексеевич Вашанов,

доктор экономических наук,

профессор, заместитель Директора Совета по изучению производительных сил

Российской Федерации (СОПС) РАН